Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 23/2009

Новый порядок проведения проверок

 

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист

 

(Окончание. Начало в № 22 за 2009 год)

 

В предыдущем номере мы проанализировали общие положения Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510), вступающего в силу с 1 января 2010 г., и новый порядок проведения плановых проверок, установленный данным законодательным актом. Продолжим рассмотрение темы.

Внеплановая проверка

Внеплановой проверкой является проверка, не включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности. Указ № 510 выделяет следующие виды внеплановых проверок:

встречная внеплановая проверка — проверка, проводимая для установления (подтверждения) достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям;

контрольная внеплановая проверка — проверка, проводимая для контроля устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки;

дополнительная внеплановая проверка — проверка, проводимая для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок;

внеплановая тематическая оперативная проверка — проверка, вызванная необходимостью оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности.

Перечень должностных лиц, которым предоставлено право назначения внеплановых проверок, и оснований для их назначения ограничен. В п. 9 Указа № 510 разделены полномочия для назначения внеплановых проверок между должностными лицами контролирующих (надзорных) органов и должностными лицами их территориальных органов в зависимости от оснований необходимости проведения проверок.

С 1 января 2010 г. внеплановые проверки будут назначаться:

1) по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров, Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции, Генеральным прокурором и его заместителями в пределах их компетенции, руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции этого органа при наличии следующих оснований:

— наличие информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты. Анонимное заявление теперь не будет являться основанием для проведения внеплановых проверок;

— использование (расходование) бюджетных средств (средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки);

— значительный рост (не менее чем в два раза в календарном году) показателей аварийности и подтвержденное документально ухудшение транспортной дисциплины водителей проверяемого субъекта, выполняющего перевозки;

— существенное ухудшение показателей деятельности банков или небанковских кредитно-финансовых организаций и юридических лиц, не являющихся банками и признаваемых входящими в состав банковского холдинга; невыполнение предписания Национального банка; необходимость оценки эффективности мероприятий по улучшению финансового состояния, выполняемых данными юридическими лицами; а также некоторые другие чисто «банковские» основания;

2) руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции данного органа по следующим основаниям:

— реорганизация проверяемого субъекта, решение иностранной организации о прекращении деятельности открытого ею представительства на территории Беларуси, проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства);

— проведение дополнительной проверки;

— поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);

— получение доказательств по делу об административном правонарушении;

— возникновение инфекционных заболеваний либо подозрений на них, ухудшение гигиенических показателей среды обитания человека (по результатам проведенных лабораторно-инструментальных исследований);

— необходимость подтверждения обоснованности зачета (возврата) налога на добавленную стоимость;

— необходимость проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета, других документов, связанных с налогообложением;

— проведение внеплановой тематической оперативной проверки;

— расследование причин несчастных случаев, технических причин аварий и инцидентов на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний, расследование аварий, дорожно-транспортных происшествий;

— проведение государственного надзора за эксплуатацией потенциально опасных объектов;

— необходимость проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве, утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;

— проведение встречной проверки;

— необходимость проверки факта неосуществления субъектом деятельности в течение последних 6 месяцев подряд (в целях признания задолженности такого субъекта безнадежным долгом и ее списания);

— проведение контрольной проверки;

— заявление проверяемого субъекта.

Таким образом, перечень оснований для внеплановых проверок теперь является закрытым, за исключением проверок, проводимых Национальным банком в порядке надзора за банковской деятельностью.

Необходимо отметить, что необоснованное назначение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа проверки, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 
зарегистрироваться

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР