Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 19/2009

Первичные учетные документы: порядок составления и последствия отсутствия

 

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист

 

(Окончание. Начало в № 18)

Изъятие первичных учетных документов

При отказе плательщика (иного обязанного лица) от выдачи затребованных при проведении налоговой проверки информации и (или) документов налоговый орган вправе произвести их изъятие в порядке, установленном ст. 76 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).

Изъятие документов должно быть обоснованным, осуществляться лицами, имеющими на то полномочия, и строго в соответствии с установленным законодательством порядком.

Пункт 13 Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 № 673 «О некоторых мерах по совершен­ствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь», позволяет изымать проверяющим подлинные документы только при выявлении фактов совершения подлога документов. Однако взамен изъятых документов в делах проверяемого субъекта предпринимательской деятельности должны быть оставлены копии или описи изъятых документов, заверенные подписями работника контролирующего органа и главного бухгалтера (другого должностного лица) проверяемого субъекта.

Изъятие документов может осуществляться как в рамках уголовного законодательства (правоохранительными органами), так и административного процесса (как правоохранительными, так и контролирующими органами).

Так, согласно ст. 8.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) изъятие документов является одной из мер обеспечения административного процесса. В рамках административного процесса об изъятии документов, имеющих значение для принятия решения по делу об административном правонарушении, контролирующими органами в обязательном порядке составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, о личном обыске или задержании. Суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обязаны решить вопрос об изъятых документах (п. 3 ст. 10.27 и п. 3 ст. 11.9 ПИКоАП).

Налоговые органы вправе производить изъятие:

1) при отказе плательщика (иного обязанного лица) от выдачи затребованных при проведении налоговой проверки информации и (или) документов (п. 4 ст. 75 НК);

2) только документов, имеющих отношения к предмету налоговой проверки (п. 3 ст. 76 НК). В п. 126 Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003 № 124 (далее — Инструкция № 124), уточнено, что объем изымаемых документов должен быть достаточным для обоснования позиции налогового органа при доказывании факта выявленного нарушения. При этом количество изымаемых документов должно быть минимальным;

3) подлинных документов, но только в тех случаях, когда для проведения налоговой проверки недостаточно изъятия копий документов или у налоговых органов имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 5 ст. 76 НК).

В первую очередь подлежат изъятию практически невосстанавливаемые и трудно восстанавливаемые документы.

При этом к практически невосстанавливаемым относятся документы, существующие в одном экземпляре, либо документы, без которых определить участников совершенных финансово-хозяйственных операций не представляется возможным.

К трудно восстанавливаемым относятся первичные документы, которые могут быть восстановлены путем проведения встречных проверок, проведения опроса физических лиц и тому подобных действий (договоры на выполнение работ или поставок товаров, акты выполненных работ, товарно-транспортные и товарные накладные, платежно-расчетные документы и т.п.).

Легко восстанавливаемые документы (документы синтетического учета, сводной отчетности и другие подобные документы, которые по своему содержанию могут быть восстановлены на основе имеющихся документов первичного учета) изымаются в крайних случаях.

В любом случае при изъятии документов с них изготавливают копии. Проверяющие обязаны предоставить возможность плательщику снятия ксерокопий изымаемых документов. Копии документов заверяются должностным лицом налогового органа и передаются плательщику (иному обязанному лицу). При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого эти документы были изъяты, в течение 5 дней после изъятия;

4) только на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, которое подлежит в обязательном порядке утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа;

5) в присутствии лиц, у которых производится изъятие документов, а в случае их отсутствия — в присутствии понятых.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

Журнал «Налоговый вестник»

НВ_24_Q275x370.jpg

Мы на ФБ


В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР