Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 18/2009

Налог на приобретение автомобильных транспортных средств в 2009 году

 

Андрей ВАТОВ,
аудитор

 

Налог на приобретение автомобильных транспортных средств (далее — налог на приобретение) установлен ст. 9 Закона Республики Беларусь «О дорожных фондах в Республике Беларусь» (далее — Закон). Этой же статьей установлены необходимые элементы налогообложения: плательщики налога на приобретение; объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; порядок исчисления; налоговый период; порядок и сроки уплаты. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Плательщики налога на приобретение

Отметим, что налог на приобретение охватывает довольно значительное количество субъектов, поскольку плательщиками налога на приобретение являются организации, определенные п. 2 ст. 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), и физические лица, приобретающие автомобильные транспортные средства, подлежащие обязательной регистрации в органах Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — органы ГАИ).

При этом согласно п. 2 ст. 2 НК под организациями понимаются:

— юридические лица Республики Беларусь;

— иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

— простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

— хозяйственные группы.

Следует обратить внимание на тот факт, что в соответствии с Положением об упрощенной системе налогообложения, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 № 119 «Об упрощенной системе налогообложения», при применении упрощенной системы налогообложения сохраняется общий порядок уплаты ряда налогов, в том числе и налога на приобретение автомобильных транспортных средств. Соответственно, даже организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны производить исчисление и уплату налога на приобретение в общеустановленном порядке.

Таким образом, круг плательщиков налога на приобретение охватывает практически всех субъектов, имеющих автомобильные транспортные средства.

В то же время из данного общего правила имеются исключения. В частности, плательщиками налога на приобретение не являются организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), признаваемые таковыми в соответствии со ст. 16 НК. Напомним, что организацией, финансируемой из бюджета (бюджетной организацией), признается организация, созданная государственным органом, в том числе местным Советом депутатов, исполнительным и распорядительным органом, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функ­ций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации и ведет бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке.

Кроме того, от уплаты налога на приобретение освобождаются:

— общественные объединения инвалидов, а также созданные ими юридические лица и обособленные подразделения этих юридических лиц, приобретающие автомобильные транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности, если численность инвалидов в них составляет не менее 50% от их списочной численности в среднем за отчетный период;

— организации государственного дорожного хозяйства, осуществляющие содержание, ремонт и развитие (строительство, реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования Республики Беларусь, включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические и проектно-изыскательские работы для этих целей;

— производители сельскохозяйственной продукции.

 

Пример 1

Крестьянское (фермерское) хозяйство является производителем сельскохозяй­ственной продукции. Это хозяйство приобрело трактор для собственных нужд.

Исчисление налога на приобретение не производится.

 

Плательщиками налога на приобретение также не являются граждане, приобретающие легковые автомобили и прицепные устройства к ним в част­ную собственность.

Следует учесть, что если автомобильное транспортное средство не подлежит обязательной регистрации в органах ГАИ, то субъект хозяйствования, являющийся собственником этого средства, плательщиком налога на приобретение не является, так как отсутствует одно из условий отнесения его к таковым (обязательная регистрация в органах ГАИ).

Положением о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 № 1849 (далее — Постановление № 1849), определено, что регистрация транспортных средств осуществляется регистрационными подразделениями управлений Государственной автомобильной инспекции главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов, межрайонными регистрационно-экзаменационными или регистрационными подразделениями Государственной автомобильной инспекции отделов внутренних дел городских (районных) исполкомов (местных администраций) (далее — регистрационные подразделения). При этом регистрации в регистрационных подразделениях подлежат все механические транспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью движения, определенной их технической характеристикой, более 50 км в час, а также прицепы к ним, за исключением:

— боковых прицепов к мотоциклам;

— шасси транспортных средств;

— квадроциклов;

— гоночных автомобилей и мотоциклов, технологического транспорта, эксплуатируемого на закрытых территориях, технологического и строительного оборудования, установленного на шасси прицепов, иных транспорт­ных средств, не подлежащих эксплуатации на дорогах общего пользования, а также городского электротранспорта.

Собственники транспортных средств должны представлять транспортные средства в регистрационные подразделения для регистрации в течение 10 дней со дня:

— их приобретения, если эти транспортные средства не подлежат таможенному оформлению;

— их таможенного оформления, результаты которого допускают их эксплуатацию на территории Беларуси в соответствии с таможенным законодательством, если эти транспортные средства подлежат такому оформлению в соответствии с таможенным законодательством;

— вступления в силу решения компетентного органа о признании права собственности на транспортное средство.

Регистрационные действия от имени собственника может совершать его представитель на основании документа, подтверждающего его полномочия.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Республики Беларусь порядке, а также приобретающие транспортные средства для формирования призового фонда лотереи (рекламной игры), не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи (розыгрыша).

 

Пример 2

Организация приобретает легковые автомобили, впоследствии направляемые для формирования призового фонда лотереи.

В связи с тем, что эти транспортные средства не подлежат обязательной государственной регистрации, организация, приобретшая такие автомобильные транспортные средства, плательщиком налога на приобретение не является.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 
зарегистрироваться

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР