Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 15/2009

••• Должен ли бухгалтер подписывать договоры?

 

Игорь БУЕВИЧ, юрист

 

Тема полномочий бухгалтера по подписанию хозяйственных договоров организации не теряет своей актуальности. И хотя в договорах пишется, что они вступают в силу с момента подписания сторонами, а от имени стороны (организации) выступает согласно ее уставу директор (или в соответст­вии с доверенностью — иное должностное лицо), бухгалтеры многих организаций ставят на них свою подпись.

Вопрос заключается в том, будет ли действовать договор, если его подпишет один директор без бухгалтера или бухгалтер без директора.

Бухгалтерия — не орган, а структурное подразделение

Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует разобраться, что такое юридическое лицо, какое место в его внутренней структуре занимает бухгалтер и руководитель (директор) и как согласно законодательству распределяются их роли в организации. Для этого обратимся к Гражданскому кодексу Республики Беларусь (далее — ГК).

Под юридическим лицом в нашей стране понимается организация, которая имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности (п. 1 ст. 44 ГК). Заключение договора с юридической точки зрения — это не просто подписание неким должностным лицом организации бумажки, содержащей разбитый по пунктам текст, а способ приобретения гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 7 ГК). Например, после заключения договора поставки у организации-покупателя возникает право получить товар и обязанность уплатить за него денежные средства.

Согласно п. 1 ст. 49 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, дей­ствующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Органами управления юридического лица, в частности, являются: в обществе с ограниченной ответственностью — общее собрание участников, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган (п. 1 ст. 90 ГК); в акционерном обществе — общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган в виде правления (дирекции), директора или генерального директора (п. 1–3 ст. 103 ГК); в производственном кооперативе — общее собрание членов кооператива, наблюдательный совет, правление и (или) председатель правления (п. 1 ст. 110 ГК); в унитарном предприятии — руководитель (п. 4 ст. 113 ГК). Полномочия на заключение договоров от имени юридического лица законодательством и учредительными документами возложены прежде всего на исполнительный орган (см., например, ст. 53 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»).

Как видим, бухгалтерия (бухгалтер) не является органом юридического лица. В силу ст. 6 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская служба является структурным подразделением организации, создаваемым ее исполнительным органом (директором). Бухгалтер — это назначаемое директором должностное лицо организации, компетенция которого предусмотрена в ст. 7 Закона о бухгалтерском учете. Полномочия на подписание договоров в перечне прав и обязанностей бухгалтера отсутствуют.

Гражданское законодательство предусматривает, что в компетенцию бухгалтера (совместно с директором!) входят вопросы по распоряжению денежными средствами и товарно-материальными ценностями организации. Так, согласно п. 5 ст. 186 ГК доверенность на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей от имени юридического лица должна быть подписана директором и бухгалтером этой организации. Правда, здесь сделана оговорка о том, что упомянутое правило действует в обязательном порядке только в отношении организаций, основанных на государственной собственности. Но это не беда: на практике организациям частной формы собственности тоже приходится придерживаться такого же правила, хотя бы уже потому, что в типовую форму бланка доверенности на выдачу и получение товарно-материальных ценностей «вбита» строка «подпись бухгалтера».

Кстати, п. 5 ст. 186 ГК соответствует и положение ст. 7 Закона о бухгалтерском учете, согласно которому без подписи бухгалтера денежные и расчетные документы считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

До 1 января 2007 г. в обязанности бухгалтера вменялось также подписание финансовых и кредитных обязательств организации (отменено в соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 29.12.2006 № 188-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»). На этом основании банки считали, что бухгалтер наравне с директором обязан подписывать кредитный договор. В результате данное обстоятельство нашло свое отражение в актах банков­ского законодательства о кредитных договорах. Однако Министерство финансов Республики Беларусь своим письмом от 17.03.2003 № 15-10/146 разъяснило, что понятия «договор» и «обязательство» при всей их внутренней взаимосвязи все же имеют свою правовую специфику, поэтому подписание обязательства нельзя отождествлять с подписанием договора.

Национальный банк Республики Беларусь согласился с таким подходом, поэтому из законодательства исчезла норма о том, что бухгалтер обязан подписывать наравне с директором договор банковского кредита (см. гл. 18 Банковского кодекса Республики Беларусь, Инструкцию о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 № 226). Нам такой подход представляется совершенно правильным и соответствующим гражданскому законодательству и законодательству о бухгалтерском учете.

Понятно, что главное банковское учреждение страны не столько хотело получить лишнюю «закорючку» на кредитном договоре, сколько преследовало цель установить (в определенной степени) солидарную индивидуальную ответственность директора и бухгалтера как двух основных материально-ответственных должностных лиц юридического лица за получение и расходование кредитных средств. Нынче эта задача решается по-другому: бухгалтер предоставляет за своей подписью документы о финансовом и ином состоянии организации, на основании которых банк-кредитор и решает вопрос о выдаче кредита. В таком случае бухгалтер уже отвечает не за заключение и исполнение кредитного договора, а за соответствие действительности предоставленной банку-кредитору информации. И мы двумя руками за такой подход.

Кстати, по общему правилу гражданского законодательства директор вправе выдать доверенность работнику организации на подписание договора от ее имени. Теоретически ничего не мешает выдать доверенность и бухгалтеру. Однако осмелимся утверждать, что подобная передача полномочия директора по подписанию договоров будет противоречить Закону о бухгалтерском учете, в котором очерчен строгий круг обязанностей бухгалтера, расширение которого недопустимо.

Подписывать и визировать — не одно и то же

Как мы уже писали выше, на практике бухгалтер зачастую все-таки ставит свой «росчерк» на договорах, заключаемых организацией. Как правило, это делается в специально предусмотренном месте текста ниже строки «подпись стороны». В этом месте расписываются также юрисконсульт и иные работники, ответственные за заключение и исполнение договора. Однако подобные действия носят характер визирования.

С юридической точки зрения визирование договора отличается от подписания тем, что первое действие в отличие от второго не придает договору юридическую силу. Иными словами, договор не может вступить в силу, если он подписан только бухгалтером и не подписан директором. Значение визы работника организации состоит в том, что он проверил текст документа (или его определенной части) на соответствие правилам (требованиям, установкам и т.п.), действующим в организации и являющимся обязательными для исполнения визирующим работником. Для бухгалтера такими правилами являются нормы законодательства о бухгалтерском учете и налогообложении. Обязывать бухгалтера проверять положения договора на соответствие требованиям, не связанным с названными нормами (например, по вопросам ценообразования), неправомерно.

Очень важным представляется вопрос о том, будет ли нести бухгалтер какую-либо ответственность за постановку своей визы в договоре, если завизированный им текст впоследствии окажется содержащим ошибку или противоречащим законодательству. Исходя из положений Закона о бухгалтерском учете обязанности бухгалтера начинаются тогда, когда появляются документы, связанные с совершением хозяйственных операций, иначе говоря, с деятельностью организации по исполнению уже заключенных договоров. Проверять текст договора на соответствие законодательству — это обязанность юрисконсульта организации. От совершения ошибки (например, арифметической) не застрахован никто, и если директор перед подписанием договора исполнит свои обязанности по внимательному изучению завизированного текста, то вполне сможет самостоятельно обнаружить ошибку.

Говоря об ответственности бухгалтера за постановку визы следует отметить, что в договор не должны включаться положения законодательства о бухгалтерском учете и налогообложении. Да, на практике некоторые налоговые нормы все-таки иногда записываются в текст. Однако такие положения носят в большей степени информационный характер для сторон договора, являются своего рода предупреждением о необходимости соблюдать налоговые обязанности. Поэтому отсутствие этих положений или их неточное изложение не может повлечь за собой каких-либо юридически значимых последствий для бухгалтера, поставившего свою визу в договоре.

В связи с вышеизложенным, на наш взгляд, отсутствуют какие бы то ни было основания и для того, чтобы в должностную инструкцию бухгалтера была записана обязанность по визированию договоров. Если записать это как право, а не обязанность, то возражений у нас не будет. А если бухгалтеру в какой-то организации все-таки вменили в обязанность визировать договоры, то применять меры дисциплинарной или материальной ответст­венности за упущения в этой сфере его работы неправомерно. Ведь вся полнота ответственности за заключение и исполнение договоров лежит на лице, подписавшем его от имени организации, и, разумеется, на самой этой организации.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР