Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 15/2009

••• Должен ли бухгалтер подписывать договоры?

 

Игорь БУЕВИЧ, юрист

 

Тема полномочий бухгалтера по подписанию хозяйственных договоров организации не теряет своей актуальности. И хотя в договорах пишется, что они вступают в силу с момента подписания сторонами, а от имени стороны (организации) выступает согласно ее уставу директор (или в соответст­вии с доверенностью — иное должностное лицо), бухгалтеры многих организаций ставят на них свою подпись.

Вопрос заключается в том, будет ли действовать договор, если его подпишет один директор без бухгалтера или бухгалтер без директора.

Бухгалтерия — не орган, а структурное подразделение

Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует разобраться, что такое юридическое лицо, какое место в его внутренней структуре занимает бухгалтер и руководитель (директор) и как согласно законодательству распределяются их роли в организации. Для этого обратимся к Гражданскому кодексу Республики Беларусь (далее — ГК).

Под юридическим лицом в нашей стране понимается организация, которая имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности (п. 1 ст. 44 ГК). Заключение договора с юридической точки зрения — это не просто подписание неким должностным лицом организации бумажки, содержащей разбитый по пунктам текст, а способ приобретения гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 7 ГК). Например, после заключения договора поставки у организации-покупателя возникает право получить товар и обязанность уплатить за него денежные средства.

Согласно п. 1 ст. 49 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, дей­ствующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Органами управления юридического лица, в частности, являются: в обществе с ограниченной ответственностью — общее собрание участников, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган (п. 1 ст. 90 ГК); в акционерном обществе — общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган в виде правления (дирекции), директора или генерального директора (п. 1–3 ст. 103 ГК); в производственном кооперативе — общее собрание членов кооператива, наблюдательный совет, правление и (или) председатель правления (п. 1 ст. 110 ГК); в унитарном предприятии — руководитель (п. 4 ст. 113 ГК). Полномочия на заключение договоров от имени юридического лица законодательством и учредительными документами возложены прежде всего на исполнительный орган (см., например, ст. 53 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»).

Как видим, бухгалтерия (бухгалтер) не является органом юридического лица. В силу ст. 6 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская служба является структурным подразделением организации, создаваемым ее исполнительным органом (директором). Бухгалтер — это назначаемое директором должностное лицо организации, компетенция которого предусмотрена в ст. 7 Закона о бухгалтерском учете. Полномочия на подписание договоров в перечне прав и обязанностей бухгалтера отсутствуют.

Гражданское законодательство предусматривает, что в компетенцию бухгалтера (совместно с директором!) входят вопросы по распоряжению денежными средствами и товарно-материальными ценностями организации. Так, согласно п. 5 ст. 186 ГК доверенность на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей от имени юридического лица должна быть подписана директором и бухгалтером этой организации. Правда, здесь сделана оговорка о том, что упомянутое правило действует в обязательном порядке только в отношении организаций, основанных на государственной собственности. Но это не беда: на практике организациям частной формы собственности тоже приходится придерживаться такого же правила, хотя бы уже потому, что в типовую форму бланка доверенности на выдачу и получение товарно-материальных ценностей «вбита» строка «подпись бухгалтера».

Кстати, п. 5 ст. 186 ГК соответствует и положение ст. 7 Закона о бухгалтерском учете, согласно которому без подписи бухгалтера денежные и расчетные документы считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

До 1 января 2007 г. в обязанности бухгалтера вменялось также подписание финансовых и кредитных обязательств организации (отменено в соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 29.12.2006 № 188-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»). На этом основании банки считали, что бухгалтер наравне с директором обязан подписывать кредитный договор. В результате данное обстоятельство нашло свое отражение в актах банков­ского законодательства о кредитных договорах. Однако Министерство финансов Республики Беларусь своим письмом от 17.03.2003 № 15-10/146 разъяснило, что понятия «договор» и «обязательство» при всей их внутренней взаимосвязи все же имеют свою правовую специфику, поэтому подписание обязательства нельзя отождествлять с подписанием договора.

Национальный банк Республики Беларусь согласился с таким подходом, поэтому из законодательства исчезла норма о том, что бухгалтер обязан подписывать наравне с директором договор банковского кредита (см. гл. 18 Банковского кодекса Республики Беларусь, Инструкцию о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 № 226). Нам такой подход представляется совершенно правильным и соответствующим гражданскому законодательству и законодательству о бухгалтерском учете.

Понятно, что главное банковское учреждение страны не столько хотело получить лишнюю «закорючку» на кредитном договоре, сколько преследовало цель установить (в определенной степени) солидарную индивидуальную ответственность директора и бухгалтера как двух основных материально-ответственных должностных лиц юридического лица за получение и расходование кредитных средств. Нынче эта задача решается по-другому: бухгалтер предоставляет за своей подписью документы о финансовом и ином состоянии организации, на основании которых банк-кредитор и решает вопрос о выдаче кредита. В таком случае бухгалтер уже отвечает не за заключение и исполнение кредитного договора, а за соответствие действительности предоставленной банку-кредитору информации. И мы двумя руками за такой подход.

Кстати, по общему правилу гражданского законодательства директор вправе выдать доверенность работнику организации на подписание договора от ее имени. Теоретически ничего не мешает выдать доверенность и бухгалтеру. Однако осмелимся утверждать, что подобная передача полномочия директора по подписанию договоров будет противоречить Закону о бухгалтерском учете, в котором очерчен строгий круг обязанностей бухгалтера, расширение которого недопустимо.

Подписывать и визировать — не одно и то же

Как мы уже писали выше, на практике бухгалтер зачастую все-таки ставит свой «росчерк» на договорах, заключаемых организацией. Как правило, это делается в специально предусмотренном месте текста ниже строки «подпись стороны». В этом месте расписываются также юрисконсульт и иные работники, ответственные за заключение и исполнение договора. Однако подобные действия носят характер визирования.

С юридической точки зрения визирование договора отличается от подписания тем, что первое действие в отличие от второго не придает договору юридическую силу. Иными словами, договор не может вступить в силу, если он подписан только бухгалтером и не подписан директором. Значение визы работника организации состоит в том, что он проверил текст документа (или его определенной части) на соответствие правилам (требованиям, установкам и т.п.), действующим в организации и являющимся обязательными для исполнения визирующим работником. Для бухгалтера такими правилами являются нормы законодательства о бухгалтерском учете и налогообложении. Обязывать бухгалтера проверять положения договора на соответствие требованиям, не связанным с названными нормами (например, по вопросам ценообразования), неправомерно.

Очень важным представляется вопрос о том, будет ли нести бухгалтер какую-либо ответственность за постановку своей визы в договоре, если завизированный им текст впоследствии окажется содержащим ошибку или противоречащим законодательству. Исходя из положений Закона о бухгалтерском учете обязанности бухгалтера начинаются тогда, когда появляются документы, связанные с совершением хозяйственных операций, иначе говоря, с деятельностью организации по исполнению уже заключенных договоров. Проверять текст договора на соответствие законодательству — это обязанность юрисконсульта организации. От совершения ошибки (например, арифметической) не застрахован никто, и если директор перед подписанием договора исполнит свои обязанности по внимательному изучению завизированного текста, то вполне сможет самостоятельно обнаружить ошибку.

Говоря об ответственности бухгалтера за постановку визы следует отметить, что в договор не должны включаться положения законодательства о бухгалтерском учете и налогообложении. Да, на практике некоторые налоговые нормы все-таки иногда записываются в текст. Однако такие положения носят в большей степени информационный характер для сторон договора, являются своего рода предупреждением о необходимости соблюдать налоговые обязанности. Поэтому отсутствие этих положений или их неточное изложение не может повлечь за собой каких-либо юридически значимых последствий для бухгалтера, поставившего свою визу в договоре.

В связи с вышеизложенным, на наш взгляд, отсутствуют какие бы то ни было основания и для того, чтобы в должностную инструкцию бухгалтера была записана обязанность по визированию договоров. Если записать это как право, а не обязанность, то возражений у нас не будет. А если бухгалтеру в какой-то организации все-таки вменили в обязанность визировать договоры, то применять меры дисциплинарной или материальной ответст­венности за упущения в этой сфере его работы неправомерно. Ведь вся полнота ответственности за заключение и исполнение договоров лежит на лице, подписавшем его от имени организации, и, разумеется, на самой этой организации.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

Журнал «Налоговый вестник»

НВ_24_Q275x370.jpg

Мы на ФБ


В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР