Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 15/2009

••• Ценообразование: вопросы остаются

 

Татьяна КОЖЕВНИКОВА,
директор ЧУП «Профессиональные услуги»

 

Вопрос 1. Две организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), заключили договор комиссии, в результате реализации которого комиссионер реализует товары комитента. В соответствии с договором комиссии причитающееся комиссионное вознаграждение комиссионер удерживает и перечисляет комитенту сумму за минусом суммы комиссионного вознаграждения.

Что в данном случае является налоговой базой для комиссионера, и должен ли этот комитент включать в налоговую базу сумму удержанного комиссионного вознаграждения?

Ответ. На основании ст. 880 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Предусмотренный договором порядок удержания комиссионного вознаграждения отражает отношения между сторонами сделки и никоим образом не влияет на порядок определения объекта налогообложения каждой из сторон договора. Каждая из них уплачивает налоги с «собственного» объекта налогообложения.

Согласно п. 10 Положения об упрощенной системе налогообложения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 № 119, при реализации товаров (работ, услуг) по договорам комиссии сумма вознаграждения, полученная комиссионером, включается в выручку, являющуюся налоговой базой для исчисления налога при УСН для комиссионера.

Что касается комитента, то он поручает комиссионеру совершить сделку от своего имени, оговаривая при этом цену, за которую комиссионер будет реализовывать товары комитента. Поэтому сумма, за которую комиссионер их реализует, и будет являться объектом налогообложения налогом при УСН для комитента (цена товара с учетом сумм удержанного вознаграждения). Тот факт, что на расчетный счет комитента поступит сумма без учета вознаграждения, причитающегося комиссионеру, на данный вывод не влияет.

 

Вопрос 2. Каков порядок увеличения отпускной цены свыше предельного индекса изменения отпускных цен (тарифов) в коммерческих предприятиях с иностранными инвестициями?

Ответ. В соответствии со ст. 94 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь коммерческие организации с иностранными инвестициями устанавливают цены на продукцию (работы, услуги) и порядок ее реализации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В отношении порядка изменения отпускных цен (тарифов) законодательством Республики Беларусь предусмотрены следующие требования.

Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Указ № 285) определено, что Совет Министров утверждает и пересматривает предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Беларуси, за исключением товаров (работ, услуг), выпускаемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями, а также перечень товаров (работ, услуг), изменение отпускных цен (тарифов) на которые не ограничивается предельными индексами. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 21.02.2006 № 110, которым были внесены дополнения и изменения в Указ № 285, для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, оказывающих платные медицинские услуги, предельные индексы изменения тарифов на такие услуги являются обязательными, и экономически обоснованное повышение цен (тарифов) на них может осуществляться при условии соблюдения установленных индексов.

Поскольку предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) не распространяются на коммерческие организации с иностранными инвестициями (за исключением предприятий с иностранными инвестициями, оказывающих платные медицинские услуги), то и регистрировать изменение цен (тарифов) свыше установленных в нашей стране «параметров» им не нужно. Соответственно и санкции, установленные законодательством за превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке, не применяются.

Кроме того, напомним, что в 2009 году Советом Министров Республики Беларусь предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) вообще не устанавливались.

 

Вопрос 3. Организация указывает в накладной розничную цену товара. Нужно ли в этой же накладной указывать ставку и сумму налога с продаж?

Ответ. В настоящее время порядок заполнения товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 (далее — накладная ТТН-1) и товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 (далее — накладная ТН-2) установлен Инструкцией по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 (далее — Инструкция). Кроме того, в целях разъяснения порядка указания информации по ценам в накладных подготовлено совместное письмо Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и Министерства экономики Республики Беларусь от 15.05.2009 № 15-9/432/7-3-11/2418-1/12-01-09/2503 (далее — Разъяснение).

В соответствии с п. 16 Инструкции в графе 4 «Цена» накладных указывается цена единицы товара, сформированная в соответствии с законодательством, по которой производится отгрузка, а графа 11 «Примечание» накладной ТТН-1 (графа 9 «Примечание» накладной ТН-2) предназначена для указания необходимой организациям информации, связанной с формированием цены (отпускной цены, процента оптовой (торговой) надбавки (скидки), ставки и суммы налога с продаж и иной информации).

Таким образом, розничная цена, сформированная в соответствии с законодательством по ценообразованию, должна указываться в графе 4 «Цена» накладных ТН-2 и ТТН-1. Если обороты по реализации являются объектом налогообложения налогом на продажу, то его сумма включается в состав розничной цены.

В то же время согласно п. 2.3 Разъяснения при поставке товаров по розничным ценам, установленным организациями-изготовителями (импортерами), в графах 9 и 11 «Примечание» накладных ТН-2 и ТТН-1 указывается:

— организациями-изготовителями (импортерами) — розничная цена единицы товара организации-изготовителя (импортера) со ссылкой на документ, подтверждающий уровень применяемых цен, и размер предоставляемой совокупной торговой скидки;

— организациями оптовой торговли — розничная цена единицы товара организации-изготовителя (импортера) и применяемая торговая скидка, размер которой делится по соглашению сторон.

 

Вопрос 4. Может ли начальник планово-экономического отдела организации утверждать калькуляцию по расчету отпускных цен (тарифов)?

Ответ. Порядок утверждения отпускных цен и тарифов установлен Инст­рукцией о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183 (далее — Инструкция № 183). В соответствии с этим нормативным актом сформированные отпускные цены (тарифы) утверждает руководитель организации.

В то же время п. 50 Инструкции № 183 предоставлено право утверждать сформированные отпускные цены (тарифы) любому иному уполномоченному лицу. Поэтому если по каким-либо причинам руководитель организации не хочет утруждать себя таким рутинным занятием, как утверждение калькуляций по расчету отпускных цен (тарифов), то он должен в установленном законодательством порядке передать соответствующие полномочия другому лицу.

 

Вопрос 5. Предприятие оказывает стоматологические услуги и использует в своей работе лекарственные средства и материалы. Стоимость материалов добавляется к стоимости услуг и дополнительно оплачивается пациентом.
Необходимо ли составлять расчет стоимости материалов?

Ответ. Порядок включения стоимости материалов и других лекарственных средств в стоимость медицинских услуг регулируется Инструкцией о порядке формирования и применения тарифов на платные медицинские услуги, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2003 № 51 (далее — Инструкция № 51). В соответствии с п. 9 данного нормативного акта тарифы на платные медицинские услуги формируются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без учета стоимости применяемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов, которые согласно п. 11 Инструкции № 51 оплачиваются заказчиками дополнительно.

Стоимость лекарственных средств и изделий медицинского назначения определяется исходя из розничных цен, сформированных в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику», и норм их расхода, утвержденных Министерством здравоохранения. При необходимости руководители юридических лиц и индивидуальные предприниматели имеют право снижать данные нормы расхода материалов в зависимости от применяемых технологий, материально-технической оснащенности и других факторов. Стоимость других материалов, используемых при оказании платных медицинских услуг, определяется исходя из цен их приобретения с добавлением фактических затрат на их приобретение и вышеуказанных норм расхода.

При оказании новых видов платных медицинских услуг стоимость лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов определяется согласно приложению 4 к Инструкции № 51 исходя из норм их расхода, утвержденных руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем.

Расчет стоимости лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других материалов, дополнительно оплачиваемых заказчиками, производится согласно приложению 7 к Инструкции № 51.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР