Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 14/2009

••• Закончится ли «эпопея» с датами завершения внешнеторговых операций?

 

Сергей СЕРОВ, юрист

 

Есть у революции начало,
нет у революции конца…

Строчка из популярной советской песни

Когда принимался Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178), отменивший «грозу» участников внешнеэкономической деятельности — Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций», многие вздохнули с облегчением. Несмотря на тот факт, что сроки завершения внешнеторговых операций, обязательные для всех резидентов (90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг — при экспорте и 60 календарных дней с даты проведения платежа — при импорте), остались практически теми же, многие другие «одиозные» нормы действовавшего более восьми лет законодательного акта «канули в лету». Структура Указа № 178 казалась всем более простой, а его положения — понятными не только специалистам Национального банка Республики Беларусь, но и простым смертным.

Есть операция — нет способа ее завершения

Тогда никто не обратил особого внимания на то, что некоторые важные вопросы, связанные с порядком проведения и контроля внешнеторговых операций, остались нерешенными, и для создания законченного «внешнеэкономического механизма» потребуется разработка еще нескольких нормативных актов. Принятие Указа Президента Республики Беларусь от 19.02.2009 № 104 (далее — Указ № 104), которым были внесены существенные изменения в Указ № 178, еще больше запутало ситуацию.

С одной стороны, Указом № 104 к способам завершения внешнеторговых операций, разрешенным законодательством, были дополнительно отнесены: поступление денежных средств (за вычетом дисконта) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга), заключенному между экспортером и банком (небанковской кредитно-финансовой организацией), осуществление перемены лиц в обязательстве с перерегистрацией сделки, а также неденежное прекращение обязательств способами, определенными Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком.

А с другой — тем же законодательным актом из Указа № 178 было исключено упоминание о двух самых распространенных видах неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям, а именно:

— об обмене на эквивалентное по стоимости количество товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, оформленном двусторонним внешнеторговым договором, т.е. о внешнеэкономическом бартере, еще со времен развала Советского Союза доказавшего свою несомненную эффективность для решения проблемы неплатежей;

— о зачете встречных однородных денежных требований, вытекающих из двусторонних внешнеторговых договоров, а также из международных договоров о взаимных безналичных расчетах, осуществляемых на основе клиринга.

В условиях усиливающегося кризиса подобное решение никак нельзя было назвать дальновидным, поэтому пользуясь предоставленным Указом № 178 правом, разработчики постановления Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2009 № 548/8 «О неденежном прекращении обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте» (далее — Постановление № 548/8) не только вернули бартер и зачет однородных денежных требований в перечень законных способов неденежного прекращения обязательств по экспортным внешнеторговым операциям, но и дополнили его другими видами.

В результате с 1 мая 2009 г. (даты вступления в силу Постановления № 548/8) экспортные внешнеторговые операции могут быть завершены любым из следующих способов, не предусматривающим получение денежных средств экспортером:

— полным или частичным зачетом встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении;

— полным или частичным зачетом встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому, после состоявшейся между нерезидентами Беларуси уступки требования либо перевода долга;

— проведением безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

— обменом на эквивалентное по стоимости количество товаров, объема охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленным двусторонним внешнеторговым договором мены (т.е. товарообменной операцией);

— прекращением обязательств новацией;

— прекращением обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами.

Есть способ завершения — нет даты

Но и после принятия Постановления № 548/8 один из важнейших вопросов, возникающих при осуществлении экспортных внешнеторговых операций, остался нерешенным: как все-таки правильно определять дату завершения таких операций при неденежном прекращении обязательств? Почему его нельзя было прояснить еще в Постановлении № 548/8 — это одна из тех загадок нормотворчества, на которые мы, скорее всего, никогда не получим ответа. Отметая обвинения в недостаточной компетентности разработчиков этого нормативного акта (ну, не могут же, в самом деле, на работу в Правительство плохо подготовленных специалистов брать!), спишем все на экономический кризис, от которого у всех голова кругом идет. Хотя выяснение причин принятия того или иного нормативного акта именно в том виде, в котором он «появляется на свет», — занятие для досужих аналитиков и людей, называющих себя экспертами, которым тоже нужно как-то зарабатывать себе на хлеб. Нас же, как всегда, интересует не процесс, а его результат, который приходится применять на практике.

А результатом явилось еще одно совместное постановление Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2009 № 898/10 «О дате неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте»* (далее — Постановление № 898/10), установившее порядок определения так не хватавшей нам даты завершения экспортных внешнеторговых операций при неденежном прекращении обязательств.

В соответствии с п. 1 Постановления № 898/10 датой завершения экспортной внешнеторговой операции при неденежном прекращении обязательств считается:

— при полном или частичном зачете встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении, а также при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга — дата совершения стороной, получившей оферту (предложение заключить сделку), в срок, установленный для ее акцепта (принятия полученного предложения), действий по выполнению указанных в ней условий договора, которым оформлен зачет встречных однородных требований;

— при проведении безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, — дата подписания сторонами документа, которым в соответствии с такими договорами оформлены взаимные безналичные расчеты, осуществляемые на клиринговой основе;

— при осуществлении обмена на эквивалентное по стоимости количество товаров, объемов охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором мены, — дата поступления товаров (дата передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг);

— при прекращении обязательств новацией — дата подписания сторонами документа, которым оформляется замена первоначального обязатель­ства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;

— при прекращении обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров с предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами, — дата по­ступления товаров и денег (выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), передаваемых (выполняемых, оказываемых) в качестве отступного.

Напомним, что определение даты завершения экспортных внешнеторговых операций при иных способах прекращения обязательств (при поступлении денежных средств за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги либо страхового возмещения по договору страхования экспортного риска, при направлении денежных средств нерезидентом на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования и т.д.) производится в соответствии с п. 1.6.1 Указа № 178.

Но нам всегда чего-то не хватает…

Это можно было бы считать «хэппи-эндом» истории с завершением внеш­неторговых операций, если бы не одно «но»…

Как мы уже упоминали выше, Постановление № 548/8, которым были узаконены способы неденежного прекращения обязательств по экспортным внешнеторговым операциям, вступило в силу с 1 мая 2009 г. А Постановление № 898/10, установившее порядок определения даты такого неденежного прекращения обязательств, почему-то введено в действие только через два с половиной месяца — с 12 июля 2009 г., хотя никто не мешал разработчикам этого нормативного акта установить иной срок вступления его в силу. В результате у любого юриста должен возникнуть вопрос: а как определять дату завершения экспортных внешнеторговых операций, которые были «неденежно» прекращены после 1 мая 2009 г. (когда указанные способы уже были утверждены), но до 12 июля 2009 г. (когда наконец-то были установлены правила определения нужной даты)?

И ответа на него в действующем законодательстве мы, к сожалению, не найдем…

Будем еще одно постановление принимать или письмом обойдемся?

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

Журнал «Налоговый вестник»

НВ_24_Q275x370.jpg

Мы на ФБ


В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР