Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 14/2009

••• Закончится ли «эпопея» с датами завершения внешнеторговых операций?

 

Сергей СЕРОВ, юрист

 

Есть у революции начало,
нет у революции конца…

Строчка из популярной советской песни

Когда принимался Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178), отменивший «грозу» участников внешнеэкономической деятельности — Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций», многие вздохнули с облегчением. Несмотря на тот факт, что сроки завершения внешнеторговых операций, обязательные для всех резидентов (90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг — при экспорте и 60 календарных дней с даты проведения платежа — при импорте), остались практически теми же, многие другие «одиозные» нормы действовавшего более восьми лет законодательного акта «канули в лету». Структура Указа № 178 казалась всем более простой, а его положения — понятными не только специалистам Национального банка Республики Беларусь, но и простым смертным.

Есть операция — нет способа ее завершения

Тогда никто не обратил особого внимания на то, что некоторые важные вопросы, связанные с порядком проведения и контроля внешнеторговых операций, остались нерешенными, и для создания законченного «внешнеэкономического механизма» потребуется разработка еще нескольких нормативных актов. Принятие Указа Президента Республики Беларусь от 19.02.2009 № 104 (далее — Указ № 104), которым были внесены существенные изменения в Указ № 178, еще больше запутало ситуацию.

С одной стороны, Указом № 104 к способам завершения внешнеторговых операций, разрешенным законодательством, были дополнительно отнесены: поступление денежных средств (за вычетом дисконта) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга), заключенному между экспортером и банком (небанковской кредитно-финансовой организацией), осуществление перемены лиц в обязательстве с перерегистрацией сделки, а также неденежное прекращение обязательств способами, определенными Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком.

А с другой — тем же законодательным актом из Указа № 178 было исключено упоминание о двух самых распространенных видах неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям, а именно:

— об обмене на эквивалентное по стоимости количество товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, оформленном двусторонним внешнеторговым договором, т.е. о внешнеэкономическом бартере, еще со времен развала Советского Союза доказавшего свою несомненную эффективность для решения проблемы неплатежей;

— о зачете встречных однородных денежных требований, вытекающих из двусторонних внешнеторговых договоров, а также из международных договоров о взаимных безналичных расчетах, осуществляемых на основе клиринга.

В условиях усиливающегося кризиса подобное решение никак нельзя было назвать дальновидным, поэтому пользуясь предоставленным Указом № 178 правом, разработчики постановления Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2009 № 548/8 «О неденежном прекращении обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте» (далее — Постановление № 548/8) не только вернули бартер и зачет однородных денежных требований в перечень законных способов неденежного прекращения обязательств по экспортным внешнеторговым операциям, но и дополнили его другими видами.

В результате с 1 мая 2009 г. (даты вступления в силу Постановления № 548/8) экспортные внешнеторговые операции могут быть завершены любым из следующих способов, не предусматривающим получение денежных средств экспортером:

— полным или частичным зачетом встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении;

— полным или частичным зачетом встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому, после состоявшейся между нерезидентами Беларуси уступки требования либо перевода долга;

— проведением безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

— обменом на эквивалентное по стоимости количество товаров, объема охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленным двусторонним внешнеторговым договором мены (т.е. товарообменной операцией);

— прекращением обязательств новацией;

— прекращением обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами.

Есть способ завершения — нет даты

Но и после принятия Постановления № 548/8 один из важнейших вопросов, возникающих при осуществлении экспортных внешнеторговых операций, остался нерешенным: как все-таки правильно определять дату завершения таких операций при неденежном прекращении обязательств? Почему его нельзя было прояснить еще в Постановлении № 548/8 — это одна из тех загадок нормотворчества, на которые мы, скорее всего, никогда не получим ответа. Отметая обвинения в недостаточной компетентности разработчиков этого нормативного акта (ну, не могут же, в самом деле, на работу в Правительство плохо подготовленных специалистов брать!), спишем все на экономический кризис, от которого у всех голова кругом идет. Хотя выяснение причин принятия того или иного нормативного акта именно в том виде, в котором он «появляется на свет», — занятие для досужих аналитиков и людей, называющих себя экспертами, которым тоже нужно как-то зарабатывать себе на хлеб. Нас же, как всегда, интересует не процесс, а его результат, который приходится применять на практике.

А результатом явилось еще одно совместное постановление Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2009 № 898/10 «О дате неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте»* (далее — Постановление № 898/10), установившее порядок определения так не хватавшей нам даты завершения экспортных внешнеторговых операций при неденежном прекращении обязательств.

В соответствии с п. 1 Постановления № 898/10 датой завершения экспортной внешнеторговой операции при неденежном прекращении обязательств считается:

— при полном или частичном зачете встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении, а также при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга — дата совершения стороной, получившей оферту (предложение заключить сделку), в срок, установленный для ее акцепта (принятия полученного предложения), действий по выполнению указанных в ней условий договора, которым оформлен зачет встречных однородных требований;

— при проведении безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, — дата подписания сторонами документа, которым в соответствии с такими договорами оформлены взаимные безналичные расчеты, осуществляемые на клиринговой основе;

— при осуществлении обмена на эквивалентное по стоимости количество товаров, объемов охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором мены, — дата поступления товаров (дата передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг);

— при прекращении обязательств новацией — дата подписания сторонами документа, которым оформляется замена первоначального обязатель­ства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;

— при прекращении обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров с предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами, — дата по­ступления товаров и денег (выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), передаваемых (выполняемых, оказываемых) в качестве отступного.

Напомним, что определение даты завершения экспортных внешнеторговых операций при иных способах прекращения обязательств (при поступлении денежных средств за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги либо страхового возмещения по договору страхования экспортного риска, при направлении денежных средств нерезидентом на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования и т.д.) производится в соответствии с п. 1.6.1 Указа № 178.

Но нам всегда чего-то не хватает…

Это можно было бы считать «хэппи-эндом» истории с завершением внеш­неторговых операций, если бы не одно «но»…

Как мы уже упоминали выше, Постановление № 548/8, которым были узаконены способы неденежного прекращения обязательств по экспортным внешнеторговым операциям, вступило в силу с 1 мая 2009 г. А Постановление № 898/10, установившее порядок определения даты такого неденежного прекращения обязательств, почему-то введено в действие только через два с половиной месяца — с 12 июля 2009 г., хотя никто не мешал разработчикам этого нормативного акта установить иной срок вступления его в силу. В результате у любого юриста должен возникнуть вопрос: а как определять дату завершения экспортных внешнеторговых операций, которые были «неденежно» прекращены после 1 мая 2009 г. (когда указанные способы уже были утверждены), но до 12 июля 2009 г. (когда наконец-то были установлены правила определения нужной даты)?

И ответа на него в действующем законодательстве мы, к сожалению, не найдем…

Будем еще одно постановление принимать или письмом обойдемся?

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР