Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 07/2007

Переходим на «упрощенку»!
ГАНАГО Александр,
главный редактор
журнала «Налоговый вестник»

Указ Главы государства, о котором столько говорили в последнее время и в реальности появления которого многие уже стали сомневаться, все-таки принят. Причем информация о его содержании, уже давно (хоть и очень скупо) выдаваемая различными источниками (в том числе официальными), оказалась достаточно точной, что, в общем-то, является не очень характерным для нашей законодательной системы. Еще больше радует тот факт, что, в отличие от многих правовых актов, принимаемых «как бы» в интересах предпринимательского сообщества, Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» (далее — Указ № 119), вступающий в силу с 1 июля 2007 г., действительно открывает перед ним весьма широкие перспективы.

Во-первых, этот законодательный акт может стать реальным подспорьем для людей, стремящихся открыть собственную фирму, но не имеющих возможности (или желания) вести «полноценный» бухгалтерский учет и «связываться» с многочисленными налогами и сборами, способными отравить жизнь любому.

Во-вторых, Указ № 119 позволяет достаточно безболезненно решить некоторые из своих проблем индивидуальным предпринимателям, которые сейчас уплачивают единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее — единый налог), но не могут уложиться в жесткие рамки «трех наемных родственников», вводимые с 1 января 2008 г. Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 № 760 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285».

И в-третьих, большинство действующих малых и средних предприятий, перейдя на упрощенную систему налогообложения, имеет реальную возможность не только снизить налоговую нагрузку и издержки на ведение учета, но и, может быть, самое главное — сделать свой бизнес более безопасным с «налоговой» точки зрения (вероятность совершить серьезную ошибку при исчислении налогов и сборов резко уменьшается вместе с их количеством).

Давайте разберемся, что же такое новая «упрощенка» и чем она отличается от пока еще действующей упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, введенной в далеком 1998 году Законом Республики Беларусь «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства» (далее — Закон), но так и не завоевавшей особой популярности среди отечественных предпринимателей.

Кто может стать «упрощенцем»?

Пойдем «от противного» и сначала перечислим тех, кому перейти на упрощенную систему налогообложения (далее — упрощенная система) не удастся, потому что это напрямую запрещено Положением об упрощенной системе налогообложения, утвержденным Указом № 119 (далее — Положение). В соответствии с п. 2 Положения не имеют права применять упрощенную систему организации и индивидуальные предприниматели:
производящие подакцизные товары;
— производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
— занимающиеся игорным бизнесом;
осуществляющие лотерейную или туристическую деятельность, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы;
— являющиеся резидентами свободных экономических зон или Парка высоких технологий.

Также лишены возможности перехода на упрощенную систему организации, осуществляющие риэлтерскую, страховую и банковскую деятельность.

Не могут стать «упрощенцами» и организации, производящие сельхозпродукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, а также индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой они уплачивают единый налог.

Все перечисленные субъекты хозяйствования не могут перейти на упрощенную систему, что называется, «по определению». Для остальных дорога в «упрощенцы» открыта, но только если они удовлетворяют двум установленным п. 4 Положения критериям (причем обоим сразу!): по средней численности работников за каждый месяц и по валовой выручке.

Следует отметить, что при расчете средней численности работников за каждый месяц должны учитываться не только штатные работники самого субъекта хозяйствования (т.е. его так называемая списочная численность), но и работники в филиалах, представительствах либо иных обособленных подразделениях организаций, а также «внешние» совместители и лица, выполнявшие для субъекта хозяйствования работы по гражданско-правовым договорам.

Для применения критерия валовой выручки берется валовая выручка субъекта хозяйствования в течение первых 9 месяцев года, предшествующего году, с которого он претендует на применение упрощенной системы. Подробнее о том, что в нее включается, мы расскажем чуть ниже.

Итак, право перехода на упрощенную систему согласно п. 4 Положения имеют две категории субъектов хозяйствования:

1) организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет:

— не более 450 млн. руб.;
— свыше 450 млн. руб., но не более 1 500 млн. руб.;

2) организации со средней численностью работников за каждый месяц свыше 15, но не более 100 человек, если размер их валовой выручки не превысил 1 500 млн. руб.

Установленное п. 4 Положения деление субъектов хозяйствования на группы не очень удобно для практического применения, поэтому мы осмелимся предложить свое (на наш взгляд, более простое).

К первой категории субъектов хозяйствования, имеющих право перехода на упрощенную систему, относятся только организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, если размер валовой выручки и тех и других за 9 первых месяцев года, предшествующего году, с которого они планируют применение упрощенной системы, не превышает 450 млн. руб. После перехода они имеют возможность пользоваться всеми льготами, установленными Указом № 119, в том числе:

не уплачивать налог на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (далее — ОИС);

«забыть» о том, что такое бухгалтерский учет и отчетность, и вместо этого вести учет в особой книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему (далее — Книга учета).

Вторую категорию субъектов хозяйствования, имеющих право перехода на упрощенную систему, составляют:

организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, если размер валовой выручки и тех и других превысил 450 млн. руб., но «уложился» в верхний предел 1 500 млн. руб.;
 — организации со средней численностью работников за каждый месяц свыше 15, но не более 100 человек, если размер их валовой выручки также не превысил 1 500 млн. руб.

Еще раз напомним, что размер валовой выручки для сравнения с приведенными цифрами берется за 9 первых месяцев года, предшествующего году, с которого планируется переход на упрощенную систему.

Субъекты хозяйствования, относящиеся ко второй категории, имеют все льготы, установленные Указом № 119, кроме двух:

1) они должны уплачивать налог на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на ОИС в общем порядке;

2) за ними остается обязанность ведения «обычного» бухгалтерского учета и отчетности.

Для сравнения напомним, что согласно п. 1 ст. 2 Закона на действующую сегодня упрощенную систему налогообложения для субъектов малого предпринимательства (далее — «старая» упрощенная система) могут переходить предприятия и индивидуальные предприниматели со среднемесячной численностью работников до 15 человек, включая лиц, работающих по договорам подряда или иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в их филиалах либо иных обособленных подразделениях (как видим, «внешние» совместители здесь не упоминаются), если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение этой системы, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышает размера 5 000 базовых величин, установленных в данный период законодательством Республики Беларусь. Другими словами, при базовой величине, равной с 1 марта 2006 г. 31 000 руб., критерий «упрощения», составляет только 155 млн. руб.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

Журнал «Налоговый вестник»

НВ_24_Q275x370.jpg

Мы на ФБ


В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР