Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 07/2007

Переходим на «упрощенку»!
ГАНАГО Александр,
главный редактор
журнала «Налоговый вестник»

Указ Главы государства, о котором столько говорили в последнее время и в реальности появления которого многие уже стали сомневаться, все-таки принят. Причем информация о его содержании, уже давно (хоть и очень скупо) выдаваемая различными источниками (в том числе официальными), оказалась достаточно точной, что, в общем-то, является не очень характерным для нашей законодательной системы. Еще больше радует тот факт, что, в отличие от многих правовых актов, принимаемых «как бы» в интересах предпринимательского сообщества, Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» (далее — Указ № 119), вступающий в силу с 1 июля 2007 г., действительно открывает перед ним весьма широкие перспективы.

Во-первых, этот законодательный акт может стать реальным подспорьем для людей, стремящихся открыть собственную фирму, но не имеющих возможности (или желания) вести «полноценный» бухгалтерский учет и «связываться» с многочисленными налогами и сборами, способными отравить жизнь любому.

Во-вторых, Указ № 119 позволяет достаточно безболезненно решить некоторые из своих проблем индивидуальным предпринимателям, которые сейчас уплачивают единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее — единый налог), но не могут уложиться в жесткие рамки «трех наемных родственников», вводимые с 1 января 2008 г. Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 № 760 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285».

И в-третьих, большинство действующих малых и средних предприятий, перейдя на упрощенную систему налогообложения, имеет реальную возможность не только снизить налоговую нагрузку и издержки на ведение учета, но и, может быть, самое главное — сделать свой бизнес более безопасным с «налоговой» точки зрения (вероятность совершить серьезную ошибку при исчислении налогов и сборов резко уменьшается вместе с их количеством).

Давайте разберемся, что же такое новая «упрощенка» и чем она отличается от пока еще действующей упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, введенной в далеком 1998 году Законом Республики Беларусь «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства» (далее — Закон), но так и не завоевавшей особой популярности среди отечественных предпринимателей.

Кто может стать «упрощенцем»?

Пойдем «от противного» и сначала перечислим тех, кому перейти на упрощенную систему налогообложения (далее — упрощенная система) не удастся, потому что это напрямую запрещено Положением об упрощенной системе налогообложения, утвержденным Указом № 119 (далее — Положение). В соответствии с п. 2 Положения не имеют права применять упрощенную систему организации и индивидуальные предприниматели:
производящие подакцизные товары;
— производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
— занимающиеся игорным бизнесом;
осуществляющие лотерейную или туристическую деятельность, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы;
— являющиеся резидентами свободных экономических зон или Парка высоких технологий.

Также лишены возможности перехода на упрощенную систему организации, осуществляющие риэлтерскую, страховую и банковскую деятельность.

Не могут стать «упрощенцами» и организации, производящие сельхозпродукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, а также индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой они уплачивают единый налог.

Все перечисленные субъекты хозяйствования не могут перейти на упрощенную систему, что называется, «по определению». Для остальных дорога в «упрощенцы» открыта, но только если они удовлетворяют двум установленным п. 4 Положения критериям (причем обоим сразу!): по средней численности работников за каждый месяц и по валовой выручке.

Следует отметить, что при расчете средней численности работников за каждый месяц должны учитываться не только штатные работники самого субъекта хозяйствования (т.е. его так называемая списочная численность), но и работники в филиалах, представительствах либо иных обособленных подразделениях организаций, а также «внешние» совместители и лица, выполнявшие для субъекта хозяйствования работы по гражданско-правовым договорам.

Для применения критерия валовой выручки берется валовая выручка субъекта хозяйствования в течение первых 9 месяцев года, предшествующего году, с которого он претендует на применение упрощенной системы. Подробнее о том, что в нее включается, мы расскажем чуть ниже.

Итак, право перехода на упрощенную систему согласно п. 4 Положения имеют две категории субъектов хозяйствования:

1) организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет:

— не более 450 млн. руб.;
— свыше 450 млн. руб., но не более 1 500 млн. руб.;

2) организации со средней численностью работников за каждый месяц свыше 15, но не более 100 человек, если размер их валовой выручки не превысил 1 500 млн. руб.

Установленное п. 4 Положения деление субъектов хозяйствования на группы не очень удобно для практического применения, поэтому мы осмелимся предложить свое (на наш взгляд, более простое).

К первой категории субъектов хозяйствования, имеющих право перехода на упрощенную систему, относятся только организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, если размер валовой выручки и тех и других за 9 первых месяцев года, предшествующего году, с которого они планируют применение упрощенной системы, не превышает 450 млн. руб. После перехода они имеют возможность пользоваться всеми льготами, установленными Указом № 119, в том числе:

не уплачивать налог на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (далее — ОИС);

«забыть» о том, что такое бухгалтерский учет и отчетность, и вместо этого вести учет в особой книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему (далее — Книга учета).

Вторую категорию субъектов хозяйствования, имеющих право перехода на упрощенную систему, составляют:

организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, если размер валовой выручки и тех и других превысил 450 млн. руб., но «уложился» в верхний предел 1 500 млн. руб.;
 — организации со средней численностью работников за каждый месяц свыше 15, но не более 100 человек, если размер их валовой выручки также не превысил 1 500 млн. руб.

Еще раз напомним, что размер валовой выручки для сравнения с приведенными цифрами берется за 9 первых месяцев года, предшествующего году, с которого планируется переход на упрощенную систему.

Субъекты хозяйствования, относящиеся ко второй категории, имеют все льготы, установленные Указом № 119, кроме двух:

1) они должны уплачивать налог на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на ОИС в общем порядке;

2) за ними остается обязанность ведения «обычного» бухгалтерского учета и отчетности.

Для сравнения напомним, что согласно п. 1 ст. 2 Закона на действующую сегодня упрощенную систему налогообложения для субъектов малого предпринимательства (далее — «старая» упрощенная система) могут переходить предприятия и индивидуальные предприниматели со среднемесячной численностью работников до 15 человек, включая лиц, работающих по договорам подряда или иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в их филиалах либо иных обособленных подразделениях (как видим, «внешние» совместители здесь не упоминаются), если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение этой системы, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышает размера 5 000 базовых величин, установленных в данный период законодательством Республики Беларусь. Другими словами, при базовой величине, равной с 1 марта 2006 г. 31 000 руб., критерий «упрощения», составляет только 155 млн. руб.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР