Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 12/2009

••• Накладные: старое по-новому…

 

Юрий ВЕРЕМЕЙКО, юрист


В настоящее время в Республике Беларусь предпринимаются активные действия, направленные на либерализацию законодательства, регулирующего различные сферы деятельности, и в первую очередь упрощение коснулось экономических правоотношений. В то же время многие экономисты, бухгалтеры и другие должностные лица коммерческих организаций с большой осторожностью относятся к таким попыткам, а некоторые из них прямо высказывают недовольство и ратуют за стабильность в законодательстве, соглашаясь с китайским проклятьем: «Да жить тебе во времена перемен!».

Таким шагом по либерализации, вызвавшим многочисленные споры, стало принятие Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 (далее — Инструкция и Постановление № 192 соответственно).

В то же время перемены неизбежны, особенно в условиях становления развития новых моделей экономики. Их нельзя бояться, но к ним нужно заранее готовиться. И тогда они не станут неожиданностью и не принесут проблем.

Можно согласиться, что множество вопросов, связанных с заполнением товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 и товарной накладной формы ТН-2 (далее — накладные), связано с тем, что должностные лица организаций, ответственные за это направление работы, в большей степени полагаются на свой опыт и практику, а не на нормативное регулирование и теорию бухгалтерского учета. Поэтому не удивительно, что разобравшись во всех вопросах заполнения накладных и привыкнув решать их не задумываясь, они не приветствуют каких-либо перемен в этой сфере.

В то же время изменения произошли, и теперь необходимо руководствоваться новыми правилами. И весь предшествующий практический опыт ничего не стоит (а может даже вредить), если отсутствуют базовые знания в данной области. А они необходимы, так как, к сожалению, накладная, появившись впервые как простой первичный документ, подтверждающий хозяйственную операцию по передаче товарно-материальных ценностей от одного лица другому, со временем усложнялась и была наделена многими, зачастую совсем не присущими ей функциями. Особенно ярко это проявилось тогда, когда накладные стали активно использоваться в сфере законодательства о ценообразовании. Но об этом чуть позже…

«Старо-новые» бланки, или Не пропадать же добру!

В первую очередь, конечно же, необходимо остановиться на новых типовых формах накладных. Они претерпели довольно существенные изменения, но главный вопрос, который сразу же встал перед субъектами хозяй­ствования, — вправе ли они использовать для оформления хозяйственных операций ранее приобретенные бланки накладных, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.05.2001 № 53 (далее — Постановление 53)?

С теоретической точки зрения правомерно приобретенные бланки накладных субъекты хозяйствования вправе применять для оформления хозяй­ственных операций до полного их использования. Если же принимается решение, которое исключает их применение, их владельцы должны рассчитывать на компенсацию убытков, которые они неизбежно несут в такой ситуации.

Официальный подход к данному вопросу на этот раз полностью совпал с приведенным мнением: организациям и индивидуальным предпринимателям разрешили использовать бланки накладных, утвержденных Постановлением № 53 (далее — старые бланки накладных). Несмотря на этот, казалось бы, положительный момент, не все обрадовались подобному решению, поскольку сразу же возник один вполне естественный вопрос: каким образом заполнять старые бланки накладных, если ни Инструкция по заполнению товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, ни Инструкция по заполнению товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 не могут применяться в силу того, что утвердившее их Постановление № 53 признано утратившим силу с 1 мая 2009 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 193?

И с ними придется согласиться, поскольку хотя субъекты хозяйствования и могут использовать старые бланки накладных, заполнять их нужно по новым правилам. Ведь существенное значение имеет именно содержание, а не форма, представляющая лишь «оболочку» для последнего. Информация, которая включается в накладную, и представляет собой такое содержание, предусмотренное новой Инструкцией. Ее и нужно отражать в первичном документе, а форма документа может быть использована и старая.

Впрочем, заполнение прежней формы накладной по прежним правилам также сложно назвать нарушением, так как подобная накладная будет содержать всю необходимую информацию о хозяйственной операции.

Бланки накладных и информация о ценах: кто для кого?

После принятия Постановления № 192 множество вопросов возникло у субъектов хозяйствования в связи с тем, что в Инструкции не предусмотрены графы, в которых необходимо указывать данные о наименовании, сорте, размере, артикуле, номере по прейскуранту или дате и номере протокола согласования цены, стране, откуда ввезен товар, наименовании предприятия-изготовителя Республики Беларусь, цене единицы продукции изготовителя (импортера) (отпускной, розничной), размере оптовой надбавки (наценки) и торговой скидки.

Как уже было сказано выше, со временем накладные были наделены не присущими им свойствами. В связи с обязательным применением этих документов всеми субъектами хозяйствования (в том числе осуществляющими торговую деятельность) организации обязали включать в них информацию, необходимую для выполнения требований законодательства о ценообразовании. С точки зрения снижения объемов документооборота это дей­ствительно целесообразно. В то же время необходимо различать информацию, которая действительно касается совершаемой хозяйственной операции и подлежит включению в накладную как в первичный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, и иную информацию, которая не имеет отношения к хозяйственной операции и включена в накладную лишь потому, что такая информация подлежит передаче от одного субъекта к другому и ее удобно передавать при помощи накладной. В последнем случае хозяйственную операцию вполне можно было совершить и без указания такой информации в накладной.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон) первичный учетный документ — это документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции, составленный в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения и предназначенный для отражения результата хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета.

Согласно ст. 9 Закона факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Министерством финансов, по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. Однако и в данном случае необходимо различать цели, которые преследуются при включении в накладную той или иной информации.

Например, по общему правилу, предусмотренному ст. 9 Закона, при отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:

— наименование, номер документа, дату и место его составления;

— содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;

— должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.

Другими словами, для целей бухгалтерского учета нет необходимости указывать в накладной информацию, которая имеет отношение к правоотношениям, складывающимся в сфере ценообразования. На наш взгляд, смешение такой информации с информацией, которая необходима для оформления первичного документа, подтверждающего факт совершения хозяй­ственной информации, недопустимо, о чем мы еще поговорим ниже.

В настоящее время формы накладных не содержат граф «цена единицы продукции производителя (импортера) (отпускная, розничная)», «размер оптовой надбавки (наценки) торговой скидки» и др., которые в первую очередь касаются вопросов ценообразования. Из ценовой информации указанию в накладных подлежит лишь цена единицы товара, сформированная в соответствии с законодательством, по которой производится отгрузка, а также стоимость товара.

Разумеется, у работников коммерческих организаций, привыкших к преж­ним формам бланков накладных и порядку их заполнения, сразу возникли вопросы: каким образом теперь указывать в накладных всю прежнюю информацию? И самое главное — в какой графе? Ответ можно найти в описании графы 11 «Примечание», которая согласно Инструкции предназначена для указания необходимой организациям информации, связанной с формированием цены (отпускной цены, процента оптовой (торговой) надбавки (скидки), ставки и суммы налога с продаж и иной информации).

При этом нельзя не отметить, что такая информация указывается, если это необходимо лицам, совершающим хозяйственную операцию, т.е. не является обязательной. Данное обстоятельство имеет очень важное значение, поскольку за нарушение правила составления накладных предусмотрена довольно суровая ответственность.

Так, ст. 23.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) установлено, что нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10% суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах.

С учетом того, что в соответствии с Инструкцией в графе «Примечание» указывается информация, которую считают необходимым указать организации, необходимо согласиться с тем, что ответственность, предусмотренная ст. 23.17 КоАП, не может применяться в тех случаях, когда организации не заполняют данную графу. Отметим, что это мнение совпадает с официальным. Так, в разъяснении о порядке применения постановления Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и Министерст­ва связи и информатизации Республики Беларусь от 13.04.2009 № 48/38/12 «О некоторых вопросах использования и реализации бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 и товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2», размещенном на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — Разъяснение), рекомендовано отражать необходимую организациям информацию, связанную с формированием и применением цен, в графах 9 и 11 «Примечание» (подробнее см. статью А. Скорохода «Эта музыка будет вечной…», или Закончилась ли эпопея с накладными», опубликованную в «Налоговом вестнике» № 10 за 2009 год).

Как видим, в Разъяснении также указано, что подобный порядок отражение «ценовой» информации является рекомендуемым, а не обязательным.

Кстати, нельзя не обратить внимание и на п. 4 Инструкции, в соответст­вии с которым заполнение реквизитов накладных ТТН-1 и ТН-2 производится последовательно. При этом подлежат обязательному заполнению только следующие реквизиты: содержащие сведения об участниках совершаемой хозяйственной операции (грузоотправителе, грузополучателе, заказчике автомобильной перевозки (плательщике)); ее содержании и оценке в натуральных, количественных и денежных показателях; сведения о лицах, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, с указанием их должностей, фамилий, инициалов и личных подписей. Информации, связанной с формированием и применением цен, в списке обязательных реквизитов нет.

В то же время не совсем понятно, каким образом нужно расценивать указание на то, что обязательному заполнению подлежат реквизиты, перечисленные в п. 4 Инструкции. В накладных присутствуют не только эти, но и иные реквизиты. И если в Инструкции предусмотрен порядок их заполнения, но указано, что обязательному заполнению подлежат лишь некоторые из них, то можно ли предположить, что остальные реквизиты не обязательны для заполнения?

Возможно, этот вопрос покажется кому-то странным, но если сравнить характер сведений, которые в соответствии с п. 4 Инструкции подлежат обязательному указанию в накладных, с реквизитами, которые согласно ст. 9 Закона в обязательном порядке должны содержаться в первичном документе, можно отметить практически полное сходство. Это еще раз доказывает, что после принятия Постановления № 192 накладные в первую очередь должны служить для отражения информации, необходимой для их оформления как первичных документов.

Если это на самом деле так, то данный шаг является весьма своевременным и поможет разрешить множество спорных ситуаций, связанных с применением ответственности, предусмотренной вышеупомянутой ст. 23.17 КоАП. Ведь если какие-либо реквизиты не являются обязательными для заполнения, то и ответственность, предусмотренная указанной нормой КоАП, не может применяться.

Неправильное указание способа погрузки автомобиля
как причина для разорения

Затронув вопрос ответственности, установленной ст. 23.17 КоАП, нельзя не отметить ее противоречивость. На протяжении уже нескольких лет многие специалисты высказываются за ее отмену. В частности, по мнению юристов, предусмотренная указанной статьей санкция является относительно определенной, а законодательство не содержит четких правил для определения ее точной величины, в связи с чем вполне возможен субъективизм при ее применении, что неприемлемо в правовом государстве.

В соответствии с законодательством при применении административной ответственности должны соблюдаться следующие основные принципы, перечисленные в ст. 4.2 КоАП:

1) административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма;

2) административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, т.е. административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение;

3) административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.

С учетом таких принципов совсем неоправданной выглядит ответственность в виде штрафа в размере до 10% суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в накладной, в случае, когда в ней, например, неверно указан учетный номер налогоплательщика или адрес грузополучателя.

Практика показывает, что при проверках деятельности субъектов за продолжительный период такие незначительные ошибки могут стать основанием для применения к ним ответственности просто-таки в чудовищных размерах, никак не согласующихся с тяжестью совершенного правонарушения.

Наличие в товарно-транспортной накладной товарной и транспортной частей (а это теперь прямо указано в накладной) позволяет сделать вывод, что этот первичный документ содержит информацию сразу о двух хозяй­ственных операциях. При этом применение ответственности, установленной ст. 23.17 КоАП, становится довольно спорным в случае, если допущенное правонарушение не касается заполнения товарной части накладной. Например, может быть неверно указан способ погрузки, время простоя автомобиля и т.п. Все эти сведения указываются в транспортной части накладной, а ведь размер санкции за совершение правонарушения определяется в зависимости от суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной именно в товарной части накладной. Получается, что нарушен порядок оформления одной хозяйственной операции, а размер санкции определяется в зависимости от денежной оценки совершенно иной хозяй­ственной операции.

То же самое можно сказать и о рассмотренных нами выше вопросах указания в накладных не присущих ей сведений, например, информации, необходимой для выполнения требований законодательства о ценообразовании, сертификации и т.п. Такие сведения хотя и указываются в товарной части накладной, но они не относятся к информации о хозяйственной операции. Соответственно, вести речь о нарушении порядка оформления первичного документа в случае неверного указания подобной информации (или ее отсутствии) довольно спорно.

Конечно, можно согласиться, что формально правила заполнения накладной нарушены, но должно ли быть следствием такого нарушения применение санкций в размере 10% от суммы совершаемой хозяйственной операции? Ведь в подобном случае накладные используются лишь как способ передачи дополнительной информации и не более того.

При этом денежная оценка оформленной такой накладной хозяйственной операции не имеет прямой связи с допускаемым нарушением. Для передачи информации с одинаковым успехом может использоваться товарно-транспортная накладная на товар стоимостью и в 100 рублей, и в 100 миллионов рублей. Денежная оценка хозяйственной операции имеет отношение к накладной как к первичному документу, а при передаче «ценовой» информации накладная используется лишь как физический носитель этой информации. С тем же успехом эта информация могла бы передаваться при помощи отдельного документа, прилагаемого к накладной, но не являющегося его частью.

Либерализации — обратную силу!

Произошедшие изменения в порядке заполнения накладных подтверждают сказанное и в значительной степени имеют либеральный характер, так как должны исключить случаи применения спорной ответственности к субъектам хозяйствования.

Причем, по нашему мнению, эти изменения должны иметь обратную силу, т.е. распространять свое действие и на ранее допущенные нарушения. Так, в соответствии со ст. 67 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

С учетом того, что нормы ст. 23.17 КоАП подлежат применению только в совокупности с нормами Постановления № 192 (а раньше — Постановления № 53), изменения в регулировании порядка заполнения накладной влекут и изменения в сфере ответственности. Тот факт, что в настоящее время в накладные не подлежит включению информация, которая ранее указывалась в них в обязательном порядке, исключает и ответственность за неуказание такой информации ранее. Другими словами, на сегодняшний день ответственность, установленная ст. 23.17 КоАП, не подлежит применению во всех случаях неверного заполнения «дополнительных» реквизитов накладных, не названных в числе обязательных п. 4 Инструкции, в том числе за нарушения, допущенные до изменения законодательства.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР