Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 10/2009

••• Нацбанку «развязали руки»…

 

Александр ГАНАГО, главный редактор
журнала «Налоговый вестник»

 

Случилось то, что участникам внешнеэкономической деятельности могло привидеться только в кошмарном сне. Причем во сне по-настоящему кошмарном, когда просыпаешься в холодном поту и испытываешь ни с чем не сравнимое чувство счастья от того, что страшные видения, еще несколько секунд назад владевшие сознанием, оказались всего лишь порождениями собственной фантазии…

К сожалению, на этот раз проснуться не удастся, потому что недавно подписанный Указ Президента Беларуси от 12.05.2009 г. № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования»* (далее — Указ № 240) — это самая что ни на есть горькая реальность. И принят он (никто ничего и скрывать не стал!) в целях оперативного регулирования отношений на внутреннем валютном рынке, обеспечения стабильности курса национальной валюты и ограничения оттока капитала из страны.

В данном законодательном акте по большому счету содержится всего две нормы, но зато какие! Во-первых, Национальному банку Республики Беларусь дано право устанавливать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Беларуси в соответствии с Законом Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании) размер обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь (в процентах от суммы выручки в иностранной валюте). И что самое главное, ни о каких ограничениях этого размера в Указе № 240 не говорится. В результате «при большом желании» главный банк страны может в любой момент ввести и стопроцентную продажу всей иностранной валюты, полученной резидентами.

Совсем нелишним будет напомнить, что согласно п. 7 ст. 1 Закона о валютном регулировании резидентами, кроме юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Беларуси, считаются также филиалы и представительства этих юридических лиц, находящиеся за пределами Республики Беларусь.

Остается надеяться, что до подобной «реквизиции» валютных средств, в которую может превратиться стопроцентная обязательная продажа иностранной валюты, дело все-таки не дойдет, но сама возможность такого развития событий способна даже не насторожить, а привести в состояние, близкое к панике, всех, кто в нашей стране в той или иной меры «завязан» на валютные операции.

Напомним, что в настоящее время действует Указ Президента Беларуси от 17.07.2002 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» (далее — Указ № 452), п. 1 которого установлено, что резиденты должны осуществлять обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Беларуси в размере 30% суммы выручки в иностранной валюте в порядке, определенном Национальным банком. Другими словами, до принятия Указа № 240 главный банк страны устанавливал только порядок обязательной продажи иностранной валюты, «уступая право» определять размеры такой продажи Главе государства.

Указом № 240 в данную норму также внесено необходимое для расширения прав главного банка страны изменение: упоминание об обязательной продаже 30% суммы выручки в иностранной валюте из нее исключено. Согласно новой редакции п. 1 Указа № 452 резиденты будут обязаны осуществлять обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Беларуси в размере и порядке, определенных Национальным банком. Как и ранее, данный размер будет определяться в процентах от суммы валютной выручки.

Напомним, что в соответствии с п. 4 Указа № 452 обязательная продажа иностранной валюты не осуществляется банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, резидентами свободных экономических зон Республики Беларусь, а также в некоторых особых приведенных в нем случаях. Например, не нужно продавать часть выручки в иностранной валюте, подлежащей перечислению и перечисляемой в течение 30 дней со дня поступления на счет согласно договорам поручения либо комиссии с нерезидентами в ходе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посреднической деятельности, которая непосредственно связана со сделками, по которым получена выручка в иностранной валюте. Поскольку в Указе № 240 данные нормы не упоминаются, можно надеяться на то, что для субъектов хозяйствования, перечисленных в п. 4 Указа № 452, ничего не изменится.

Отметим, что освобождение от обязательной продажи иностранной валюты может быть также установлено отдельным решением Главы государства. Последний пример — Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2009 № 123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь», согласно которому от обязательной продажи иностранной валюты освобождены юридические лица при осуществлении на территории Беларуси научной, научно-технической деятельности без привлечения средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Кроме того, есть еще и Указ Президента Республики Беларусь от 03.11.2005 № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношении в экономической сфере», установивший в качестве одной из мер государственной поддержки плательщиков принятие решений о полном или частичном освобождении от обязательной продажи средств в иностранной валюте, поступивших на счета субъектов хозяйствования. Правда, на практике получить подобную «льготу» могут далеко не все.

И второе (не менее пугающее) право, которое получил Национальный банк, — устанавливать ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций. И опять же — нет никаких упоминаний о виде таких операций! Другими словами, у главного банка страны полностью «развязаны руки», и теперь он не только может определять размер обязательной продажи средств в иностранной валюте, но и ограничивать (вплоть до полного запрета) любые текущие валютные операции.

Напомним, что согласно ст. 5 Закона о валютном регулировании текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие:

— осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности не превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, не превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

— предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней;

— перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям;

— операции неторгового характера (выплата заработной платы и т.д.).

Совету Министров и Национальному банку Республики Беларусь дан двухмесячный срок на приведение актов законодательства в соответствие с комментируемым законодательным актом и принятие иных мер по его реализации.

Вступает в силу Указ № 240 с ХХ мая 2009 г., за исключением норм об обязательной продаже, которые начнут действовать с ХХ июля 2009 г.

Кто-то может сказать, что ничего страшного пока не произошло. Пока… Но и ожидать что-то хорошее от подобных решений не приходится. Как показывает история человечества, чрезвычайные полномочия дают только в «чрезвычайные» времена. И как главный банк страны станет использовать полученную «дубину», извините, свои новые и абсолютно беспрецедентные возможности — можно только предполагать…

 

P.S. Когда данный материал уже был подготовлен, стали появляться разъяснения специалистов Национального банка Республики Беларусь, согласно которым принятие Указа № 240 вызвано всего лишь необходимостью более оперативного реагирования на ситуацию на валютном рынке. По их словам, теперь главный банк страны сможет в течение нескольких дней принимать решения о снижении (!) размера обязательной продажи валютной выручки или ее отмене (!) для отдельных предприятий-экспортеров. Возможна даже полная отмена норматива на продажу российских рублей (!) для предприятий, имеющих тесные внешнеэкономические связи с Российской Федерацией. Будем надеяться, что это на самом деле так, и пугаться нам не стоило…

Кстати, про возможные ограничения отдельных текущих валютных операций в данном разъяснении почему-то ничего не говорится, что наводит на определенные размышления. Или они тоже будут отменяться, а не вводиться?

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

Журнал «Налоговый вестник»

НВ_24_Q275x370.jpg

Мы на ФБ


В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР