Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 10/2009

••• Нацбанку «развязали руки»…

 

Александр ГАНАГО, главный редактор
журнала «Налоговый вестник»

 

Случилось то, что участникам внешнеэкономической деятельности могло привидеться только в кошмарном сне. Причем во сне по-настоящему кошмарном, когда просыпаешься в холодном поту и испытываешь ни с чем не сравнимое чувство счастья от того, что страшные видения, еще несколько секунд назад владевшие сознанием, оказались всего лишь порождениями собственной фантазии…

К сожалению, на этот раз проснуться не удастся, потому что недавно подписанный Указ Президента Беларуси от 12.05.2009 г. № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования»* (далее — Указ № 240) — это самая что ни на есть горькая реальность. И принят он (никто ничего и скрывать не стал!) в целях оперативного регулирования отношений на внутреннем валютном рынке, обеспечения стабильности курса национальной валюты и ограничения оттока капитала из страны.

В данном законодательном акте по большому счету содержится всего две нормы, но зато какие! Во-первых, Национальному банку Республики Беларусь дано право устанавливать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Беларуси в соответствии с Законом Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании) размер обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь (в процентах от суммы выручки в иностранной валюте). И что самое главное, ни о каких ограничениях этого размера в Указе № 240 не говорится. В результате «при большом желании» главный банк страны может в любой момент ввести и стопроцентную продажу всей иностранной валюты, полученной резидентами.

Совсем нелишним будет напомнить, что согласно п. 7 ст. 1 Закона о валютном регулировании резидентами, кроме юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Беларуси, считаются также филиалы и представительства этих юридических лиц, находящиеся за пределами Республики Беларусь.

Остается надеяться, что до подобной «реквизиции» валютных средств, в которую может превратиться стопроцентная обязательная продажа иностранной валюты, дело все-таки не дойдет, но сама возможность такого развития событий способна даже не насторожить, а привести в состояние, близкое к панике, всех, кто в нашей стране в той или иной меры «завязан» на валютные операции.

Напомним, что в настоящее время действует Указ Президента Беларуси от 17.07.2002 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» (далее — Указ № 452), п. 1 которого установлено, что резиденты должны осуществлять обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Беларуси в размере 30% суммы выручки в иностранной валюте в порядке, определенном Национальным банком. Другими словами, до принятия Указа № 240 главный банк страны устанавливал только порядок обязательной продажи иностранной валюты, «уступая право» определять размеры такой продажи Главе государства.

Указом № 240 в данную норму также внесено необходимое для расширения прав главного банка страны изменение: упоминание об обязательной продаже 30% суммы выручки в иностранной валюте из нее исключено. Согласно новой редакции п. 1 Указа № 452 резиденты будут обязаны осуществлять обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Беларуси в размере и порядке, определенных Национальным банком. Как и ранее, данный размер будет определяться в процентах от суммы валютной выручки.

Напомним, что в соответствии с п. 4 Указа № 452 обязательная продажа иностранной валюты не осуществляется банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, резидентами свободных экономических зон Республики Беларусь, а также в некоторых особых приведенных в нем случаях. Например, не нужно продавать часть выручки в иностранной валюте, подлежащей перечислению и перечисляемой в течение 30 дней со дня поступления на счет согласно договорам поручения либо комиссии с нерезидентами в ходе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посреднической деятельности, которая непосредственно связана со сделками, по которым получена выручка в иностранной валюте. Поскольку в Указе № 240 данные нормы не упоминаются, можно надеяться на то, что для субъектов хозяйствования, перечисленных в п. 4 Указа № 452, ничего не изменится.

Отметим, что освобождение от обязательной продажи иностранной валюты может быть также установлено отдельным решением Главы государства. Последний пример — Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2009 № 123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь», согласно которому от обязательной продажи иностранной валюты освобождены юридические лица при осуществлении на территории Беларуси научной, научно-технической деятельности без привлечения средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Кроме того, есть еще и Указ Президента Республики Беларусь от 03.11.2005 № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношении в экономической сфере», установивший в качестве одной из мер государственной поддержки плательщиков принятие решений о полном или частичном освобождении от обязательной продажи средств в иностранной валюте, поступивших на счета субъектов хозяйствования. Правда, на практике получить подобную «льготу» могут далеко не все.

И второе (не менее пугающее) право, которое получил Национальный банк, — устанавливать ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций. И опять же — нет никаких упоминаний о виде таких операций! Другими словами, у главного банка страны полностью «развязаны руки», и теперь он не только может определять размер обязательной продажи средств в иностранной валюте, но и ограничивать (вплоть до полного запрета) любые текущие валютные операции.

Напомним, что согласно ст. 5 Закона о валютном регулировании текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие:

— осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности не превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, не превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

— предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней;

— перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям;

— операции неторгового характера (выплата заработной платы и т.д.).

Совету Министров и Национальному банку Республики Беларусь дан двухмесячный срок на приведение актов законодательства в соответствие с комментируемым законодательным актом и принятие иных мер по его реализации.

Вступает в силу Указ № 240 с ХХ мая 2009 г., за исключением норм об обязательной продаже, которые начнут действовать с ХХ июля 2009 г.

Кто-то может сказать, что ничего страшного пока не произошло. Пока… Но и ожидать что-то хорошее от подобных решений не приходится. Как показывает история человечества, чрезвычайные полномочия дают только в «чрезвычайные» времена. И как главный банк страны станет использовать полученную «дубину», извините, свои новые и абсолютно беспрецедентные возможности — можно только предполагать…

 

P.S. Когда данный материал уже был подготовлен, стали появляться разъяснения специалистов Национального банка Республики Беларусь, согласно которым принятие Указа № 240 вызвано всего лишь необходимостью более оперативного реагирования на ситуацию на валютном рынке. По их словам, теперь главный банк страны сможет в течение нескольких дней принимать решения о снижении (!) размера обязательной продажи валютной выручки или ее отмене (!) для отдельных предприятий-экспортеров. Возможна даже полная отмена норматива на продажу российских рублей (!) для предприятий, имеющих тесные внешнеэкономические связи с Российской Федерацией. Будем надеяться, что это на самом деле так, и пугаться нам не стоило…

Кстати, про возможные ограничения отдельных текущих валютных операций в данном разъяснении почему-то ничего не говорится, что наводит на определенные размышления. Или они тоже будут отменяться, а не вводиться?

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР