Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 07/2009

Основные положения по составу затрат: новая редакция через одиннадцать лет

 

Александр МАРКОВ, экономист

 

(Окончание. Начало в № 5 за 2009 год)

В позапрошлом номере мы начали анализ изменений, которые произо­шли в порядке отнесения различных видов затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) (далее — себестоимость) в связи со вступлением в силу с 26 января 2009 г. новой редакции Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденной постановлением Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2008 № 210/161/151 (далее — Основные положения-2009 или новая редакция).С той же даты действовавшие ранее Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные совместным письмом Министерства экономики от 26.01.1998 № 19-12/397, Министерства статистики и анализа от 30.01.1998 № 01-21/8, Министерст­ва финансов от 30.01.1998 № 3 и Министерства труда Республики Беларусь от 30.01.1998 № 03-02-07/300 (далее — Основные положения-1998 или старая редакция), признаны утратившими силу.

Завершалась предыдущая часть статьи обсуждением отнесения на себе­стоимость в качестве затрат, связанных с управлением производством, расходов на оплату консультационных и информационных услуг. Продолжим рассмотрение темы.

Затраты, связанные с управлением производством

В соответствии с п. 3.13.6 Основных положений-2009 в себестоимость включаются затраты в размере оплаты аудиторских услуг по проведению обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Ранее согласно п. 2.2.10.6 Основных положений-1998 на себе­стоимость относились затраты на проведение обязательной аудиторской проверки в соответствии с законодательством. Другими словами, можно сказать, что пользователи «обязательных» аудиторских услуг понесут определенные потери в результате внесенных изменений, ведь кроме аудитор­ских проверок достоверности годовой бухгалтерской отчетности аудиторы оказывали организациям немало других видов услуг, в том числе и обеспечивающих выполнение требований законодательства.

В частности, организации потеряли право на учет в составе себестоимости затрат на получение аудиторского заключения:

— о фактическом формировании уставного фонда коммерческих иностранных организаций;

— о нахождении в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) претендентов на получение статуса «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» основных средств (фондов) остаточной стоимостью не менее 100 000 базовых величин или справки об их финансовом состоянии;

— о составе и стоимости передаваемых в ипотеку предприятий как имущественных комплексов;

— о финансовом состоянии инвесторов при подготовке ими проектов инвестиционных договоров в соответствии с Положением о порядке рассмотрения Правительством Республики Беларусь проектов инвестиционных договоров с Республикой Беларусь и особенностях их заключения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2002 № 444 (последнее выглядит особо «своевременным» с учетом планов государства по привлечению инвестиций в экономику нашей страны) и т.д.

Данное нововведение выглядит по меньшей мере неожиданным, поскольку согласно п. 4-2.12 ст. 3 Закона Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» при исчислении налога на прибыль в затраты включается оплата по сформированным в соответствии с законодательством тарифам обязательного аудита (т.е. любого аудита, осуществляемого в соответствии с требованиями правовых актов) и аудита, проводимого в соответствии с международными стандартами бухгалтерской (финансовой) отчетности. Другими словами, налоговое законодательство совершенно неожиданно оказалось либеральнее бухгалтерского в данном вопросе.

В то же время в себестоимость теперь можно включать не только затраты на проведение аудита организациями, осуществляющими ведомственный контроль (п. 3.13.7 Основных положений-2009), но и отчисления на финансирование таких организаций (п. 3.13.3 этого нормативного акта), производимые в соответствии с законодательством. Нелишним будет напомнить, что подобные отчисления в размере не более 0,1% от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), установлены п. 1-1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.05.2000 № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь». Они должны производиться юридическими лицами государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности, подчиненными министерст­вам, иным республиканским органам государственного управления или входящими в состав государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, при которых созданы организации, осуществляющие ведомственный контроль.

Подпунктом 2.2.10.7 старой редакции было установлено, что на себестоимость относилась стоимость израсходованных проб и образцов продукции для установления ее соответствия требованиям стандартов, строительных норм в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации, а также затраты на проведение испытаний (анализов, измерений) органами стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Согласно п. 3.13.8 Основных положений-2009 в себестоимость можно включать затраты в размере стоимости израсходованных проб и образцов продукции для установления ее соответствия требованиям любых технических нормативных правовых актов в соответствии с законодательством, в том числе использованных в процессе проведения сертификационных испытаний на территории иностранных государств.

Дополнительно разрешено относить на себестоимость затраты на оплату работ по аккредитации и подтверждению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (п. 3.13.10 Основных положений-2009). В то же время действовавший ранее п. 2.2.10.5 старой редакции, согласно которому в затраты включалась оплата работ по сертификации продукции, товаров, работ, услуг, в действовавшем нормативном акте отсутствует.

С 26 января 2009 г. к включаемым в себестоимость затратам на оплату услуг связи (п. 3.13.11 новой редакции), кроме «традиционных» расходов на почтовые, телефонные и телеграфные услуги, услуги факсимильной и спутниковой связи, Интернет и электронную почту, добавлены затраты на оплату роуминга (правда, без уточнения особенностей их признания в себестоимости).

Соответствие Основных положений-2009 требованиям прогресса можно увидеть и в отнесении на себестоимость затрат на оплату за регистрацию доменного имени в домене BY, организационно-техническую поддержку функционирования домена, создание и обновление web-сайта. К последним, в принципе, можно отнести любые работы, связанные с сайтом: от планирования его структуры, дизайна и разработки необходимого программного обеспечения по его «сопровождению» до подготовки и загрузки различной информации. Поскольку цели создания сайтов в комментируемом документе никак не оговариваются (возможно, его разработчики считали, что заниматься таким сложным делом для собственного удовольствия никто не будет), то пока списывать на затраты можно расходы на создание и обновление любых web-сайтов.

В перечень затрат, связанных с управлением организацией или отдельными ее подразделениями, согласно п. 3.13.14 Основных положений-2009, кроме оплаты услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, включены расходы на подстрочный перевод первичных учетных документов, составленных на иных языках (кроме русского и белорусского), на русский или белорусский язык и на разработку бизнес-планов развития, оказываемых организациям иными организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Правда, относить их на себестоимость разрешено только в тех случаях, когда в структуре управления и (или) штате организации не предусмотрены соответствующие подразделения или в должност­ные обязанности работника организации не включено выполнение названных работ. В соответствии с п. 2.2.10.9 Основных положений-1998 подобное отнесение на затраты было возможно, если штатным расписанием организации не предусматривались те или иные функциональные службы.

К сожалению, в данной норме, как и прежде, не учитывается достаточно часто встречающаяся ситуация, когда соответствующее подразделение (работник с необходимыми должностными обязанностями) в организации имеется, но с какой-либо конкретной работой оно не в состоянии справиться (переводчик есть, но нужного языка он не знает, или бизнес-план развития просто «не по зубам» штатному экономисту).

Еще одно послабление существовавших ранее ограничений можно обнаружить в п. 3.13.15 Основных положений-2009, допускающем включение в себестоимость любых затрат на представительские цели, а также затрат по организации проведения собраний, конференций, семинаров, коллегий, совещаний (состав таких затрат и цель проведения перечисленных мероприятий не уточняется, а значит, может быть, в принципе, любым). Раньше в данном вопросе у нас присутствовало настоящее «преклонение перед заграницей»: на себестоимость разрешалось относить только представительские расходы, связанные с приемом и обслуживанием иностранных делегаций и отдельных лиц, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. Собрания, конференции и тому подобные «посиделки» разработчики старой редакции, похоже, вообще считали пустой тратой времени, не заслуживающей упоминания в составе затрат.

И последнее изменение, на котором следует остановиться в данном разделе. Отдельного упоминания в числе включаемых в себестоимость затрат на содержание зданий, помещений и сооружений удостоились расходы на содержание объектов внешнего благоустройства. При этом согласно п. 5.1 Основных положений-2009, как и прежде, не подлежат отнесению на себестоимость затраты на выполнение самой организацией или оплату работ (услуг), не связанных с производством продукции, в том числе работ по благоустройству территорий. В то же время в отличие от п. 2.4.1 старой редакции данный запрет не распространяется на благоустройство территорий, находящихся в собственности, пользовании или аренде организации.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР