Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 07/2009

••• Должны зарегистрировать или обязаны отказать?

Александр ГАНАГО, главный редактор журнала «Налоговый вестник»

После принятия Указа Президента Республики Беларусь от 06.02.2009 № 70 (далее — Указ № 70), которым были внесены достаточно существенные изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Указ № 285), следовало привести в соответствие с ним и другие акты законодательства. В первую очередь это касается постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.1999 № 944 «Об утверждении порядка регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов)» (далее — Постановление № 944).

Как известно, именно этот нормативный акт определяет порядок регистрации субъектами хозяйствования Беларуси цен (тарифов) при невозможности соблюдения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), поэтому можно было думать, что его дополнят нормами, необходимыми для реализации положений Указа № 70. Однако к нашему удивлению (а удивляемся мы уже не первый раз за этот год) решение оказалось гораздо более кардинальным, и Постановление № 944 со всеми внесенными в него за долгие годы изменениями просто отменили.

Вместо него было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.2009 № 353 «О порядке регистрации отпускных цен (тарифов)»1 (далее — Постановление № 353), в соответствии с п. 1 которого регистрации теперь подлежат только:

1) отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги), производимые юридическими лицами, при невозможности соблюдения ими предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) (далее — предельные индексы), установленных Советом Министров Республики Беларусь;

2) тарифы на платные медицинские услуги, оказываемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при невозможности соблюдения ими предельных индексов, и тарифы на новые платные медицинские услуги.

Говоря о первой из приведенных норм, отметим, что в текущем году предельные индексы так и не были утверждены. Письмо Министерства экономики Республики Беларусь от 12.01.2009 № 12-01-09/126 «Об изменении цен (тарифов) в 2009 году», в котором была сделана попытка выдать желаемое за действительное и заставить субъекты хозяйствования при формировании отпускных цен (тарифов) исходить из допустимого параметра их изменения не более 0,8–0,9% в среднем за месяц, считать равноценной заменой «полноценному» постановлению Правительства не представляется возможным.

Во-первых, как следует из того же п. 1 Постановления № 353 Министерство экономики не получало от Правительства необходимых полномочий на утверждение предельных индексов, и последнее должно заниматься этой процедурой самостоятельно. Во-вторых, даже если бы такое право было передано указанному ведомству, утверждать этот важнейший параметр, во многом определяющий ситуацию в экономике страны, нужно никак не письмом, которое нормативным актом не является, а постановлением, прошедшим всю необходимую и достаточно сложную процедуру согласования в различных инстанциях.

Получается, что предельных индексов пока нет, а значит, и соблюдать субъектам хозяйствования нечего. Хотя можно напомнить известную поговорку: «даже незаряженное ружье иногда стреляет». А тут ружье не только заряжено, но и повешено на самом виду для всеобщего обозрения: раз норма имеется, никто не помешает применить ее, если такая необходимость все-таки возникнет. Почему бы властям, к примеру, не утвердить предельные индексы на второй квартал или на второе полугодие текущего года, особенно если цены будут продолжать «вести себя» не совсем так, как хочется ценовикам?

Что касается тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые субъектами хозяйствования, а также тарифов на подобные новые услуги, то к ним чиновники, отвечающие за цены, почему-то имеют особую слабость и от ценового регулирования в этой сфере, похоже, отказываться не собираются. Поэтому регистрация тарифов на новые платные медицинские услуги вынесена Постановлением № 353 «за скобки» общего правила отмены обязательной регистрации отпускных цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги), установленного Указом № 70.

Итак, ситуация с отсутствием утвержденных предельных индексов может измениться в любой момент. Как же в этом случае нужно вести себя субъектам хозяйствования? Согласно п. 2 Постановлением № 353 юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не смогли «удержаться» в предписанных им рамках, должны для регистрации цен (тарифов) представить уведомление по форме, утвержденной Министерством экономики2 (далее — уведомление), в соответствующие государственные органы (далее — регистрирующие органы), которые доводят до этих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предельные индексы изменения цен (тарифов) в соответствии с п. 1.5 Указа № 285.

Отметим, что в п. 6 Постановления № 944 содержалось дополнительное требование: отпускная цена (тарифы) должна быть подтверждена соответствующими экономическими расчетами (калькуляцией с расшифровкой статей затрат) на бумажных носителях, заверенными соответствующим образом (далее — экономические расчеты). И хотя это не было сказано явно, такие расчеты большинство организаций представляло в регистрирующие органы вместе с уведомлением.

В Постановлении № 353 ни о представлении экономических расчетов при подаче уведомления, ни даже об их наличии ничего не говорится, что позволяет сделать вывод о том, что экономические расчеты при регистрации цен (тарифов) теперь представлять точно не нужно. В то же время никто не отменял п. 1.4 Указа № 285, обязывающий субъектов хозяйствования при определении уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) обосновывать его соответствующими экономическими расчетами (за исключением перечисленных в этой же норме случаев). Получается, что в большинстве случаев экономические расчеты становятся «внутренними» документами, которые, правда, в любой момент могут быть проверены. 

Регистрирующие органы должны в 15-дневный срок с даты получения уведомления (в Постановлении № 944 говорилось о 10-дневном сроке с возможностью запроса экономических расчетов и продления этого срока не более чем на 10 дней со дня представления последних) зарегистрировать цены (тарифы) на товары (работы, услуги) либо письменно уведомить юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об отказе в регистрации с обоснованием решения. К сожалению, возможные причины отказа в такой регистрации в Постановлении № 353 не приводятся (не было их, кстати, и в отмененном нормативном акте), а значит, вполне возможно принятие субъективных решений.

В завершение отметим, что дополнительные полномочия Министерство экономики все-таки получило. Правда, не по утверждению предельных индексов, а по контролю за выполнением Постановления № 353 (чего раньше не было), что, согласитесь, тоже немало.

Постановление № 353 вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования (на момент сдачи номера в печать опубликовано не было).


1 Текст этого нормативного правового акта, также как и тексты других документов, упомянутых в данной статье, вы можете найти в справочно-правовой системе ЮСИАС.
2 В настоящее время действует уведомление об уровне отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в случае невозможности соблюдения установленных предельных индексов их изменения, являющееся приложением 2 к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 16.06.2006 № 99.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР