Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 05/2009

••• Страсти по переоценке

 

Александр ГАНАГО, главный редактор
журнала «Налоговый вестник»

 

 

Вся страна уже долгое время находится в напряжении: чем же закончится захватывающий «триллер» под названием «Переоценка-2009»? Причем волнует этот вопрос как те свято почитающие закон организации, которые, строго следуя положениям Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» (далее — Указ № 622), уже провели эту достаточно сложную и затратную процедуру в установленные сроки, так и тех, кто устроил себе «праздник непослушания» и ожидает каких-то дополнительных указаний свыше для проведения переоценки.

Людям, не знакомым с реалиями белорусской экономической жизни, подобная ситуация, скорее всего, покажется просто невозможной. Посудите сами: согласно п. 1.1 Указа № 622 при условии достижения индекса цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, исчисляемого и публикуемого Министерством статистики и анализа за октябрь текущего года к месяцу, предшествующему дате последней переоценки, величины 103% и более все организации (за небольшим исключением) обязаны осуществлять переоценку числящихся в их бухгалтерском учете в составе основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, но с учетом требований Указа № 622. А так как любое решение Главы государства у нас юридически «сильнее», чем даже закон (не говоря уже о постановлениях Правительства или ведомственных нормативных актах), то осмелиться не выполнить предписания данного законодательного акта могут только самые «бесшабашные» руководители либо… самые опытные и мудрые. Дело в том, что в первых числах января по стране пошли упорные слухи, что в данный законодательный акт вот-вот внесут изменения, которые на 2009 год «заморозят» стоимость наиболее дорогой части активов отечественных предприятий.

Поскольку за октябрь 2008 г. по отношению к декабрю 2007 г. вышеуказанный индекс составил 117,4% (что значительно больше величины, установленной Указом № 622), формально условие проведения переоценки имущества по состоянию на 1 января 2009 г. выполнено, а значит, она, как и в прошлом году, является обязательной. Но слухи, «не обращая никакого внимания» на действующие нормы законодательства, упорно продолжают ходить, нервируя и бухгалтеров, и руководителей организаций. Кто-то даже говорит, что уже видел проект акта Главы государства, который приостанавливает действие Указа № 622 на 2009 год, и он вот-вот будет подписан…

Сразу скажем, что у нас нет «на руках» никаких документов, которые подтвердили бы отмену обязательности проведения переоценки имущества по состоянию на 1 января 2009 г.* Но если все-таки подобное решение будет принято, то можно только посочувствовать законопослушным бухгалтерам, которые уже выполнили все «переоценочные» процедуры: им придется все «отматывать назад», включая перерасчет налога на недвижимость, уплачиваемого не позднее 22-го января, и налога на прибыль за январь 2009 г. (они-то уже исчислялись исходя из новой стоимости объектов основных средств). И хорошо еще, если для переоценки не привлекались сторонние специалисты, которые «почему-то» работают совсем не бесплатно (понятно, что вернуть уплаченные оценщикам деньги уже не удастся), а все делалось своими силами.

Уверенное (но, к сожалению, устное) заявление специалистов Министерства экономики Республики Беларусь: «Переоценке по состоянию на 1 января 2009 г. быть!», которое прозвучало несколько недель назад, снова поставлено под сомнение. Остается только терпеливо ждать: если в ближайшее время действие Указа № 622 не будет приостановлено, то окажется, что в выигрыше будут именно те, кто слухам не верит и все всегда делает по закону. Остальным придется срочно наверстывать упущенное.

Правда, использование при проведении переоценки того или иного объекта основных средств метода прямой оценки теперь будет весьма проблематичным: если вы не позаботились об этом заранее, то где вы сейчас найдете документы и материалы, подтверждающие новую стоимость этого объекта (да еще с учетом затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку и монтаж исходя из удельного веса этих затрат в первоначальной стоимости объекта при его принятии к учету)? Кроме того, необходимо учитывать, что данные документы и материалы должны быть датированы декабрем прошлого года.

Таким образом, опоздавшим придется переоценивать свое имущество преимущественно индексным методом, не забывая о том, что в большинстве случаев (за исключением перечисленных в п. 1.4 Указа № 622) его применение требует согласования с собственником.

Говоря о переоценке, нельзя не вспомнить об одном несколько наивном вопросе, недавно поступившем в редакцию. Руководитель коммерческого предприятия интересовался, почему он должен ждать принятия каких-то «руководящих» документов и не может просто приказать своим работникам провести переоценку имущества предприятия, если считает это необходимым.

На это можно ответить так: к сожалению, в нашей стране многое еще нужно делать «по команде», и переоценки это касается самым непосредст­венным образом.

Действующее законодательство разделяет два понятия: «переоценка» и «оценка». Переоценка (изменение стоимости) числящихся в бухгалтерском учете организаций в составе внеоборотных активов основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования (далее — имущество) с отражением ее результатов в бухгалтерском учете организаций осуществляется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в соответствии с Указом № 622 при условии выполнения упомянутого выше критерия по индексу цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения. Этим же законодательным актом установлены и жесткие сроки проведения переоценки: 1 января года, следующего за отчетным, за период, прошедший с даты предыдущей переоценки по 31 декабря отчетного года. Все остальное — «от лукавого», т.е. никакие другие факторы — объективные (ситуация во всей стране или на отдельно взятом предприятии) или субъективные (указания того или иного ведомства либо желание руководителя или учредителей организации) — во внимание при проведении переоценки не принимаются.

Что касается оценки имущества, то, во-первых, она совсем не обязательно связана с изменением его стоимости, во-вторых, ее чаще всего проводят для совершения с этим имуществом сделок и (или) иных юридически значимых действий, а в-третьих, порядок ее проведения регламентируется совсем другим законодательным актом — Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 615). В частности, п. 1.8 Указа № 615 установлено, что его действие не распространяется как на оценку стоимости активов и обязательств при принятии их на бухгалтерский учет, так и на переоценку основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования.

В то же время в п. 2 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом № 615, введено понятие внутренней оценки, под которой понимается оценка, проводимая самостоятельно юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на основании собственного решения, без привлечения исполнителя оценки. Видимо, ее и имел в виду задавший вопрос руководитель.

Таким образом, оценку своего имущества (в отличие от переоценки) организация может провести в любое удобное для себя время, вот только отразить ее результаты в бухгалтерском учете нельзя — Указы № 622 и № 615 не разрешают.   

 

Завершая тему переоценки и ожидая момента, когда проблемы с изменением стоимости основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования все-таки найдут свое решение, рассмотрим еще один важный документ — постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2009 № 59 «О переоценке производственных запасов» (далее — Постановление № 59), вступившее в силу, как мы уже привыкли, «задним числом» — с 1 января 2009 г. Этот нормативный акт разрешает организациям, ведущим бухгалтерский учет, переоценить (изменить стоимость) производственные запасы (сырье, материалы, комплектующие изделия) (далее — производственные запасы), находящиеся на бухгалтерском учете на 1 января 2009 г., до цен последнего приобретения с отнесением в бухгалтерском учете результатов за счет добавочного фонда, если иное не установлено законодательными актами. Правда, данное разрешение оговорено одним весьма неприятным для многих условием: подобная переоценка не должна привести к увеличению стоимости таких запасов.

В результате воспользоваться нормами Постановления № 59 смогут только те организации, которые образовали свои производственные запасы (в особенности это касается сырья и материалов) до падения цен на них на мировых рынках. У тех же, кто приобретал сырье, материалы и комплектующие позже, ничего переоценить, скорее всего, не получится. Да и не для того разрабатывался этот нормативный акт, чтобы сделать стоимость производственных запасов «адекватной». Цель его принятия была совсем иной (и ее не скрывают в аппарате Совета Министров Республики Беларусь): помочь организациям сформировать конкурентоспособную цену на свою продукцию (т.е., проще говоря, снизить ее) и за счет этого увеличить объем реализации. А то, что у предприятий, которые пойдут на подобную переоценку производственных запасов, при этом увеличится налог на прибыль, власти совсем не смущает.

Порядок отражения организациями в бухгалтерском учете результатов переоценки (изменения стоимости) производственных запасов установлен постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.01.2009 № 6 «О порядке отражения организациями в бухгалтерском учете результатов переоценки (изменения стоимости) производственных запасов» (далее — Постановление № 6). В соответствии с данным нормативным актом результаты переоценки производственных запасов определяются как разность между их учетной ценой и ценой последнего приобретения в 2008 году, умноженная на количество переоцениваемых производственных запасов. В бухгалтерском учете эти результаты отражаются сторнировочной записью по дебету сч. 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам) в корреспонденции с кредитом сч. 83 «Добавочный фонд» (по соответствующим субсчетам) в январе 2009 года.

Однако перед отражением указанных результатов в учете необходимо оформить первичный учетный документ, которым в случае переоценки производственных запасов, произведенной в соответствии с Постановлением № 59, является ведомость переоценки производственных запасов по состоянию на 1 января 2009 г. (далее — ведомость), составленная по форме согласно приложению к Постановлению № 6. Ведомость заполняется на основании первичных учетных документов, подтверждающих наличие остатков производственных запасов на 1 января 2009 г. и их цены, подписывается председателем и членами комиссии, созданной по распоряжению руководителя организации, и утверждается последним. При этом записи в ведомости производятся по тем производственным запасам, по которым цена последнего приобретения в 2008 году ниже учетной цены, определенной в установленном порядке при их получении (принятии на бухгалтер­ский учет).

Постановление № 6 вступило в силу со 2 февраля 2009 г.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 
зарегистрироваться

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР