Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 05/2009

••• Страсти по переоценке

 

Александр ГАНАГО, главный редактор
журнала «Налоговый вестник»

 

 

Вся страна уже долгое время находится в напряжении: чем же закончится захватывающий «триллер» под названием «Переоценка-2009»? Причем волнует этот вопрос как те свято почитающие закон организации, которые, строго следуя положениям Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» (далее — Указ № 622), уже провели эту достаточно сложную и затратную процедуру в установленные сроки, так и тех, кто устроил себе «праздник непослушания» и ожидает каких-то дополнительных указаний свыше для проведения переоценки.

Людям, не знакомым с реалиями белорусской экономической жизни, подобная ситуация, скорее всего, покажется просто невозможной. Посудите сами: согласно п. 1.1 Указа № 622 при условии достижения индекса цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, исчисляемого и публикуемого Министерством статистики и анализа за октябрь текущего года к месяцу, предшествующему дате последней переоценки, величины 103% и более все организации (за небольшим исключением) обязаны осуществлять переоценку числящихся в их бухгалтерском учете в составе основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, но с учетом требований Указа № 622. А так как любое решение Главы государства у нас юридически «сильнее», чем даже закон (не говоря уже о постановлениях Правительства или ведомственных нормативных актах), то осмелиться не выполнить предписания данного законодательного акта могут только самые «бесшабашные» руководители либо… самые опытные и мудрые. Дело в том, что в первых числах января по стране пошли упорные слухи, что в данный законодательный акт вот-вот внесут изменения, которые на 2009 год «заморозят» стоимость наиболее дорогой части активов отечественных предприятий.

Поскольку за октябрь 2008 г. по отношению к декабрю 2007 г. вышеуказанный индекс составил 117,4% (что значительно больше величины, установленной Указом № 622), формально условие проведения переоценки имущества по состоянию на 1 января 2009 г. выполнено, а значит, она, как и в прошлом году, является обязательной. Но слухи, «не обращая никакого внимания» на действующие нормы законодательства, упорно продолжают ходить, нервируя и бухгалтеров, и руководителей организаций. Кто-то даже говорит, что уже видел проект акта Главы государства, который приостанавливает действие Указа № 622 на 2009 год, и он вот-вот будет подписан…

Сразу скажем, что у нас нет «на руках» никаких документов, которые подтвердили бы отмену обязательности проведения переоценки имущества по состоянию на 1 января 2009 г.* Но если все-таки подобное решение будет принято, то можно только посочувствовать законопослушным бухгалтерам, которые уже выполнили все «переоценочные» процедуры: им придется все «отматывать назад», включая перерасчет налога на недвижимость, уплачиваемого не позднее 22-го января, и налога на прибыль за январь 2009 г. (они-то уже исчислялись исходя из новой стоимости объектов основных средств). И хорошо еще, если для переоценки не привлекались сторонние специалисты, которые «почему-то» работают совсем не бесплатно (понятно, что вернуть уплаченные оценщикам деньги уже не удастся), а все делалось своими силами.

Уверенное (но, к сожалению, устное) заявление специалистов Министерства экономики Республики Беларусь: «Переоценке по состоянию на 1 января 2009 г. быть!», которое прозвучало несколько недель назад, снова поставлено под сомнение. Остается только терпеливо ждать: если в ближайшее время действие Указа № 622 не будет приостановлено, то окажется, что в выигрыше будут именно те, кто слухам не верит и все всегда делает по закону. Остальным придется срочно наверстывать упущенное.

Правда, использование при проведении переоценки того или иного объекта основных средств метода прямой оценки теперь будет весьма проблематичным: если вы не позаботились об этом заранее, то где вы сейчас найдете документы и материалы, подтверждающие новую стоимость этого объекта (да еще с учетом затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку и монтаж исходя из удельного веса этих затрат в первоначальной стоимости объекта при его принятии к учету)? Кроме того, необходимо учитывать, что данные документы и материалы должны быть датированы декабрем прошлого года.

Таким образом, опоздавшим придется переоценивать свое имущество преимущественно индексным методом, не забывая о том, что в большинстве случаев (за исключением перечисленных в п. 1.4 Указа № 622) его применение требует согласования с собственником.

Говоря о переоценке, нельзя не вспомнить об одном несколько наивном вопросе, недавно поступившем в редакцию. Руководитель коммерческого предприятия интересовался, почему он должен ждать принятия каких-то «руководящих» документов и не может просто приказать своим работникам провести переоценку имущества предприятия, если считает это необходимым.

На это можно ответить так: к сожалению, в нашей стране многое еще нужно делать «по команде», и переоценки это касается самым непосредст­венным образом.

Действующее законодательство разделяет два понятия: «переоценка» и «оценка». Переоценка (изменение стоимости) числящихся в бухгалтерском учете организаций в составе внеоборотных активов основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования (далее — имущество) с отражением ее результатов в бухгалтерском учете организаций осуществляется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в соответствии с Указом № 622 при условии выполнения упомянутого выше критерия по индексу цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения. Этим же законодательным актом установлены и жесткие сроки проведения переоценки: 1 января года, следующего за отчетным, за период, прошедший с даты предыдущей переоценки по 31 декабря отчетного года. Все остальное — «от лукавого», т.е. никакие другие факторы — объективные (ситуация во всей стране или на отдельно взятом предприятии) или субъективные (указания того или иного ведомства либо желание руководителя или учредителей организации) — во внимание при проведении переоценки не принимаются.

Что касается оценки имущества, то, во-первых, она совсем не обязательно связана с изменением его стоимости, во-вторых, ее чаще всего проводят для совершения с этим имуществом сделок и (или) иных юридически значимых действий, а в-третьих, порядок ее проведения регламентируется совсем другим законодательным актом — Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 615). В частности, п. 1.8 Указа № 615 установлено, что его действие не распространяется как на оценку стоимости активов и обязательств при принятии их на бухгалтерский учет, так и на переоценку основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования.

В то же время в п. 2 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом № 615, введено понятие внутренней оценки, под которой понимается оценка, проводимая самостоятельно юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на основании собственного решения, без привлечения исполнителя оценки. Видимо, ее и имел в виду задавший вопрос руководитель.

Таким образом, оценку своего имущества (в отличие от переоценки) организация может провести в любое удобное для себя время, вот только отразить ее результаты в бухгалтерском учете нельзя — Указы № 622 и № 615 не разрешают.   

 

Завершая тему переоценки и ожидая момента, когда проблемы с изменением стоимости основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования все-таки найдут свое решение, рассмотрим еще один важный документ — постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2009 № 59 «О переоценке производственных запасов» (далее — Постановление № 59), вступившее в силу, как мы уже привыкли, «задним числом» — с 1 января 2009 г. Этот нормативный акт разрешает организациям, ведущим бухгалтерский учет, переоценить (изменить стоимость) производственные запасы (сырье, материалы, комплектующие изделия) (далее — производственные запасы), находящиеся на бухгалтерском учете на 1 января 2009 г., до цен последнего приобретения с отнесением в бухгалтерском учете результатов за счет добавочного фонда, если иное не установлено законодательными актами. Правда, данное разрешение оговорено одним весьма неприятным для многих условием: подобная переоценка не должна привести к увеличению стоимости таких запасов.

В результате воспользоваться нормами Постановления № 59 смогут только те организации, которые образовали свои производственные запасы (в особенности это касается сырья и материалов) до падения цен на них на мировых рынках. У тех же, кто приобретал сырье, материалы и комплектующие позже, ничего переоценить, скорее всего, не получится. Да и не для того разрабатывался этот нормативный акт, чтобы сделать стоимость производственных запасов «адекватной». Цель его принятия была совсем иной (и ее не скрывают в аппарате Совета Министров Республики Беларусь): помочь организациям сформировать конкурентоспособную цену на свою продукцию (т.е., проще говоря, снизить ее) и за счет этого увеличить объем реализации. А то, что у предприятий, которые пойдут на подобную переоценку производственных запасов, при этом увеличится налог на прибыль, власти совсем не смущает.

Порядок отражения организациями в бухгалтерском учете результатов переоценки (изменения стоимости) производственных запасов установлен постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.01.2009 № 6 «О порядке отражения организациями в бухгалтерском учете результатов переоценки (изменения стоимости) производственных запасов» (далее — Постановление № 6). В соответствии с данным нормативным актом результаты переоценки производственных запасов определяются как разность между их учетной ценой и ценой последнего приобретения в 2008 году, умноженная на количество переоцениваемых производственных запасов. В бухгалтерском учете эти результаты отражаются сторнировочной записью по дебету сч. 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам) в корреспонденции с кредитом сч. 83 «Добавочный фонд» (по соответствующим субсчетам) в январе 2009 года.

Однако перед отражением указанных результатов в учете необходимо оформить первичный учетный документ, которым в случае переоценки производственных запасов, произведенной в соответствии с Постановлением № 59, является ведомость переоценки производственных запасов по состоянию на 1 января 2009 г. (далее — ведомость), составленная по форме согласно приложению к Постановлению № 6. Ведомость заполняется на основании первичных учетных документов, подтверждающих наличие остатков производственных запасов на 1 января 2009 г. и их цены, подписывается председателем и членами комиссии, созданной по распоряжению руководителя организации, и утверждается последним. При этом записи в ведомости производятся по тем производственным запасам, по которым цена последнего приобретения в 2008 году ниже учетной цены, определенной в установленном порядке при их получении (принятии на бухгалтер­ский учет).

Постановление № 6 вступило в силу со 2 февраля 2009 г.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

Журнал «Налоговый вестник»

НВ_24_Q275x370.jpg

Мы на ФБ


В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР