Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 04/2009

••• Договорная цена на стеклотару как основной признак «ценовой» либерализации

 

СОЛОВЬЕВ Леонид, экономист

 

Указ Президента Республики Беларусь от 06.02.2009 № 70 (далее — Указ № 70) средства массовой информации начали «рекламировать» задолго до его подписания. Сообщалось, что изменения, которые будут внесены в Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Указ № 285), станут настоящей ценовой революцией, и «последний бастион» на пути либерализации отечественной экономики — государственное регулирование ценообразования — падет. Однако на деле все эти предсказания оказались весьма далекими от суровой действительности.

Конечно, любое движение в сторону освобождения цен в условиях нарастающего кризиса можно только приветствовать. Но если они сводятся лишь к незначительной «шлифовке» действующего механизма, то невольно закрадывается мысль: а не упущено ли уже драгоценное время?

Чтобы обосновать эти пессимистические выводы, проанализируем наиболее важные положения Указа № 70.

Самое существенное изменение, внесенное в действующий порядок ценообразования, — это, несомненно, отмена обязательной регистрации отпускных цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги). Исключением являются тарифы на новые виды платных медицинских услуг, которые, как и прежде, подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Правда, новые товары (а уж тем более работы или услуги) появляются в ассортименте организаций не так часто, да и особых проблем с обоснованием цен на них раньше не возникало… Хотя спорить с тем, что данное нововведение позволит несколько уменьшить объем документооборота, а также сократить время на «введение» новых видов продукции, работ и услуг, было бы глупо.

А вот обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при определении уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) обосновывать его соответствующими экономическими расчетами в Указе № 285 сохранена. Отметим, что перечень видов подобных расчетов расширен: к калькуляциям с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства и на товары, производимые из сырья, переданного на переработку на давальческих условиях (кроме товаров, произведенных из сырья, переданного на переработку нерезидентом Республики Беларусь, и подлежащих вывозу за пределы Беларуси), а также расчетам цен на импортируемые товары добавлены еще и строительные сметы.

От необходимости соблюдения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) (далее — предельные индексы) и — в случае невозможности такого соблюдения — их регистрации в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, теперь освобождены не только индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее — единый налог) или применяющие упрощенную систему налогообложения, но и все остальные индивидуальные предприниматели (за исключением оказывающих платные медицинские услуги). Однако с учетом того факта, что после введения известного ограничения на количество наемных работников число таких предпринимателей, не уплачивающих единый налог и не являющихся «упрощенцами», значительно уменьшилось, можно сказать, что существенного влияния на экономику страны это «послабление» не окажет.

К числу «льготников», освобожденных от соблюдения предельных индексов и регистрации отпускных цен (тарифов) (п. 1.4 Указа № 285), добавлены юридические лица, выполняющие работы или оказывающие услуги в строительстве по проектно-сметной документации.  

Несколько удивил комментарий к Указу № 70, распространяемый пресс-службой Президента Республики Беларусь. В нем почему-то утверждается, что Указом № 70 отменена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей составлять экономические расчеты обоснования цен при оказании платных медицинских услуг, если изменение отпускных цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) осуществляется в размере, который не превышает предельных индексов, установленных Советом Министров Республики Беларусь. Вынуждены заметить, что авторы этого комментария не совсем точно интерпретируют изменение, внесенное в ч. 6 п. 1.4 Указа № 285: на самом деле в случае соблюдения предельных индексовот «почетной» обязанности составлять экономические расчеты обоснования цен (тарифов) освобождаются все (!) юридические лица (без какой бы то ни было привязки к платным медицинским услугам), а также индивидуальные предприниматели, такие услуги оказывающие.

Подобное же право получили и все субъекты хозяйствования, реализующие произведенную ими сельскохозяйственную продукцию.

К сожалению, ожидаемой всеобщей отмены регистрации цен на товары, работы и услуг и так и не произошло: п. 1.4 Указа № 285, установивший обязательность регистрации отпускных цен (тарифов) на выпускаемые товары (работы, услуги) в случае невозможности соблюдения предельных индексов при формировании цен (тарифов), продолжает действовать. Просто в 2009 году эти индексы так и не были утверждены, а значит, и соблюдать субъектам хозяйствования нечего. Но раз норма существует, никто не помешает применить ее, если такая необходимость возникнет.

Несколько сокращен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом (далее — Перечень). Однако анализ исключенных позиций приводит к достаточно печальному выводу: ничего общего с ожидаемым свободным ценообразованием это сокращение не имеет, потому что в большинстве случаев оно касается только очень узкого круга лиц.

Для доказательства сказанного приведем некоторые виды «исчезнувших» из Перечня товаров (работ, услуг), величина цен (тарифов) которые теперь будет определяться на договорной основе: на заготовку живицы; на охотничьи путевки, разовые разрешения на добычу диких животных и охотничьи трофеи; на ремонт медицинской техники, а также изготовление и ремонт очковой оптики; на перевозку пассажиров, грузов и багажа авиационным транспортом во внутриреспубликанском сообщении; на услуги по приватизации жилищного фонда и на некоторые другие виды услуг, оказываемых государственными органами или организациями.

И только освобождение от ценового регулирования импортной продукции, закупаемой за счет централизованных валютных средств, выданных под гарантию Правительства Республики Беларусь (по перечню, определяемому Министерством экономики), древесины основных лесных пород, отпускаемой на корню, кожевенного сырья и льноволокна, ну и, конечно, залоговых цен на стеклотару заслуживают более серьезной оценки.

 

В завершение отметим, что Совет Министров Республики Беларусь получил двухмесячный срок для приведения законодательства в соответствие с Указом № 70, который вступил в силу с 16 февраля 2009 г.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР