Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 03/2009

••• Где найти основных потребителей товаров и как получить их согласие

 

РАЗУМОВ Андрей

 

Похоже, власти просто не знают, что им делать с ценами. Другого объяснения появлению весьма странного (если не сказать больше) письма Министерства экономики Республики Беларусь от 12.01.2009 № 12-01-09/126 «Об изменении цен (тарифов) в 2009 году» (далее — Письмо) просто нет. За последние годы мы уже привыкли к тому, что отечественные чиновники поднаторели в «ответах без ответа», когда на совершенно конкретный вопрос вместо твердого «да» или «нет» приводится набор ссылок на нормы актов законодательства, иногда весьма далеких от затронутой проблемы.

Но в Письме его авторы превзошли все предыдущие «достижения» в данной сфере, потому что понять, что же в нем на самом деле имеется в виду, не смогли даже их коллеги (тоже «не лыком шитые» в плане завуалированных ответов на вопросы) из других министерств (в частности, специалисты из Министерства торговли, с которыми нам довелось пообщаться). Чтобы не быть голословными, проанализируем положения этого весьма интересного документа.

Первая его часть, в которой говорится о том, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.09.2008 № 1418 утверждены основные целевые показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год, и сделано это во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 29.08.2008 № 459 «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год», вопросов не вызывает.

Далее в Письме указывается, что в целях обеспечения выполнения в 2009 году этих показателей субъектам предпринимательской деятельности при формировании отпускных цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) следует исходить из допустимого параметра их изменения не более 0,8–0,9% в среднем за месяц. Отметим, что такие формулировки, вообще говоря, редко используются в документах подобного рода. Стандартным выражением является: «обязаны (или должны) соблюдать…». Или еще определеннее: «Установить на такой-то год предельный индекс изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь, в следующем размере…». Именно так вводились ограничения на увеличение цен производителями товаров (работ, услуг) в прошлые годы. Причем делалось это документом гораздо более высокого уровня — постановлением Совета Министров Республики Беларусь, а не письмом, не являющимся даже нормативным актом, обязательным для исполнения.

Но в этом году у нас много нового, а иногда и весьма странного. Поэтому слова «следует исходить», на наш взгляд, нужно воспринимать всего лишь как рекомендацию вышеуказанного министерства. Уверенность в том, что это так, возрастает, если прочитать следующий абзац Письма, согласно которому в случае возможного (!) возникновения убыточности по не зависящим от организации причинам, при условии принятия мер по снижению затрат на производство товаров (работ, услуг) цены (тарифы), сформированные в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, могут быть в случае необходимости увеличены в большем размере. Другими словами, если приняты меры по снижению затрат на производство товаров (работ, услуг) (что это за меры, в Письме не уточняется, поэтому каждый может считать такими мерами любые свои «антикризисные» действия, например, непродление контракта с несколькими работниками), но несмотря на это возможно возникновение убыточности (а кто в условиях кризиса и девальвации белорусского рубля, находясь при этом в здравом уме, может поручиться за прибыльность своего бизнеса?), то на предыдущую «рекомендацию» можно никакого внимания не обращать и увеличивать цены (тарифы) в большем размере.

А так как этот самый «больший размер» не указывается, то увеличение, в принципе, может быть любым. Единственное, о чем не следует забывать, — это экономические расчеты (калькуляции с расшифровкой статей затратна товары (работы, услуги) собственного производства) на увеличенные цены (тарифы), обязательность наличия которых установлена п. 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь». Напомним, что отсутствие подобных расчетов согласно ст. 12.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях карается весьма солидными штрафами (до 30% стоимости реализованных товаров, работ и услуг).

В следующей норме Письма говорится о том, что изменение цен (тарифов) на товары (работы, услуги), на которые в соответствии с действующим законодательством осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), вносится на рассмотрение органов управления, осуществляющих регулирование, а при необходимости — на рассмотрение Комиссии по вопросам государственного регулирование ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь. Как изменение цены может вноситься на рассмотрение кому бы то ни было, мы не очень понимаем. Скорее всего, это обычные проблемы с русским языком, и авторы Письма имели в виду то, что решение по увеличению таких цен (тарифов) должны принимать указанные органы государственного управления, а не сами субъекты хозяйствования.

В завершение Письма приводится норма, которую можно вносить в учебники как образец полного отрыва специалистов отдельно взятого министерства от окружающей их действительности. Приведем ее дословно: «Изменение цен на прочие продовольственные и непродовольственные товары, которые не входят в сферу государственного регулирования, в обязательном порядке согласовывается с основными потребителями товаров (выделено авт. — Прим. ред.)».

Итак, если вы решили повысить цену на свой товар, то никто вам этого не запрещает. Только сначала найдите его основных потребителей и уговорите их дать вам свое «добро» на повышение цены!

Конечно, если производитель товара — это «Гомсельмаш» или Минский моторный завод, то всех своих покупателей его представители знают не только наперечет, но и по имени-отчеству. Поэтому процесс согласования может превратиться в дружеский звонок: «Петрович, нам либо закрывать производство придется, либо цены повышать. По новой цене наши комбайны (моторы и т.д.) брать будете?». А так как Петровичу, скорее всего, деться некуда, потому что такие моторы (комбайны) только один этот завод и выпускает, то он, не глядя ни на что, на любую цену согласится.

А что делать производителям так называемых товаров народного потребления или продукции, которую приобретают в небольших количествах тысячи субъектов хозяйствования, тех же деловых журналов или газет? Им что, предлагается обзвон клиентов устраивать или социологические опросы на улицах проводить? Да и как любой нормальный человек в условиях кризиса и резкого снижения реальной зарплаты ответит на вопрос: «Согласны ли вы покупать наш товар по более высокой цене?». Правильно, пошлет вас подальше со всеми вашими товарами и ценами…

В свое время классик сказал (правда, по другому поводу): «Страшно далеки они от народа…». Страшно далеки некоторые работники наших органов государственного управления не только от народа, но и от реальной ситуации в стране. Иначе подобные «перлы» не появлялись бы в документах, имеющих самое широкое применение. Кстати, что делать с повышением цен в перечисленных выше ситуациях, мы так и не поняли. Может быть, считать приобретение товара потребителями по повышенной цене ее согласованием?

 

Завершается Письмо положением, согласно которому решение об изменении тарифов на работы и услуги принимается субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно. Как говорится, и на том спасибо.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР