Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 03/2009

Новый порядок использования и учета бланков строгой отчетности

 

ПАВЛЮК Григорий, экономист

 

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 196 утверждена Инструкция о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности (далее — Инструкция), которая с 10 января 2009 г. сменила действовавшее ранее Положение о порядке использования бланков строгой отчетности, утвержденное постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21.02.2002 № 21 (далее — Положение). Рассмотрим, что изменилось в сфере работы с бланками строгой отчетности в текущем году.

 

Общие положения

 

Инструкцией установлен порядок использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности (в Положении говорилось, что данный нормативный акт определяет порядок их хранения, учета и использования), который, как и прежде, распространяется на юридических лиц всех форм собственности (далее — организации) и индивидуальных предпринимателей. Для отражения особенностей работы с бланками индивидуальных предпринимателей, у которых отсутствуют наемные работники, в Инструкцию введена отдельная гл. 6, отсутствовавшая в ранее действовавшем нормативном акте. Учитывая интересы читателей «Налогового вестника», ниже мы будем говорить только о юридических лицах.

В целях упрощения структуры документа из Инструкции исключено определение, согласно которому к бланкам строгой отчетности относятся бланки ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, бланки иных документов, имеющие элементы защиты от подделки, соответствующие требованиям, определяемым Министерством финансов по согласованию с Министерством внутренних дел и Министерством юстиции, и (или) идентификационный номер, нанесенный при их изготовлении. Дело в том, что аналогичное определение содержится в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2001 № 1846 «О некоторых вопросах изготовления и использования бланков строгой отчетности», и дублировать его нет необходимости.

В соответствии с п. 2 Инструкции все бланки строгой отчетности, используемые организациями, должны соответствовать типовым формам, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь, или формам, утвержденным иными республиканскими органами государственного управления в соответствии с законодательством. Напомним, что в Положении говорилось о соответствии используемых юридическими лицами бланков строгой отчетности типовым или специализированным формам, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь или иными республиканскими органами государственного управления.

Как и прежде, перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности, место, порядок их хранения и использования должны устанавливаться приказом руководителя организации. При этом ему необходимо организовать надлежащий учет и обеспечить сохранность бланков строгой отчетности. И это естественно, ведь согласно ст. 16 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухгалтерском учете) именно руководитель организации несет ответственность за организацию хранения первичных учетных документов (а значит, и бланков строгой отчетности), регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, хотя некоторые почему-то думают, что это «прерогатива» главного бухгалтера.

Для руководителя ситуация осложняется еще и тем, что норма (п. 8 Положения), обязывающая руководителя юридического лица (правда, по согласованию с главным бухгалтером) утверждать своим приказом перечень ответственных лиц, на которых возложено ведение учета и хранение бланков строгой отчетности, в Инструкции отсутствует. И хотя никто не может запретить ему издать соответствующее распоряжение, с себя он таким способом ответственность уже не снимет.

Осталось неизменным правило, в соответствии с которым экземпляры бланков строгой отчетности заполняются с одновременным подсчетом итоговых показателей (записью их цифрами и прописью). При этом реквизиты в бланках строгой отчетности должны быть написаны разборчиво и ясно, а подчистки и помарки в них не допускаются.

В то же время п. 4 Инструкции дополнен порядком исправления ошибочных записей в бланках строгой отчетности. Подобное исправление, как и прежде, должно осуществляться методами, позволяющими установить дату, основание исправления и лицо, его осуществившее. Исправление ошибочных записей осуществляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм, текста и надписи над зачеркнутым исправленного текста и суммы таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Одновременно лицо, осуществившее исправление, рядом делает надпись «Исправлено» с указанием даты, основания исправления, фамилии и инициалов лица, его осуществившего.

Согласно п. 5 Инструкции запрещено передавать бланки строгой отчетности, предназначенные для использования в качестве первичных учетных документов, от одних организаций другим, за исключением бланков строгой отчетности, предназначенных для приема платежей в бюджет. Отметим, что п. 5 Положения не допускал передачу бланков первичных учетных документов, являющихся бланками строгой отчетности, от одних юридических лиц другим. Другими словами, до 10 января 2009 г., следуя этой норме буквально, нельзя было передавать бланки строгой отчетности кому бы то ни было, даже если вы и не собирались использовать их в качестве первичных учетных документов (например, в случае, когда они уже являлись таковыми, т.е. были заполнены).

И еще одно изменение, за которое разработчиков комментируемого документа должны искренне поблагодарить все бухгалтеры Беларуси. Исходя из п. 6 Инструкции инвентаризация бланков строгой отчетности в местах их хранения проводится комиссией организации (индивидуальным предпринимателем) в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180). А так как в данном нормативном акте отдельных указаний по периодичности проведения инвентаризации бланков строгой отчетности не содержится, то на данные документы распространяется общее правило, установленное п. 8 Инструкции № 180: проведение их инвентаризации должно осуществляться не менее одного раза в год.

Вспомните п. 15 Положения, согласно которому инвентаризация неиспользованных бланков строгой отчетности в местах их хранения должна была производиться ежемесячно (!). И, как говорится, почувствуйте разницу.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР