Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 02/2009

Порядок формирования и применения цен

 

КИНЦАК Игорь, заместитель директора по аудиту СООО «Правильная компания»

 

Ситуация 1. Предприятию, применяющему упрощенную систему налогообложения (УСН), не нужно производить регистрацию цен на новую продукцию:

А) если оно ведет книгу учета доходов и расходов;

Б) если оно ведет бухгалтерский учет в общеустановленном порядке;

В) ни один из вариантов не верен, так как предприятия, применяющие УСН, независимо от того, ведут они книгу учета доходов и расходов или бухгалтерский учет в общеустановленном порядке, обязаны регистрировать цены на новые товары (работы, услуги).

 

Ситуация 2. Комиссионер (оптовое предприятие) вправе реализовать товар, полученный от комитента-изготовителя, с оптовой надбавкой:

А) нет;

Б) да, но ее размер не должен превышать 20%(за исключением товаров согласно приложению 1 к Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183 (далее — Инструкция № 183), на которые оптовые надбавки определяются с учетом конъюнктуры рынка);

В) да и с любой надбавкой, даже если товар не включен вприложение 1 к Инструкции № 183.

 

Ответы

 

Ситуация 1. Правильный вариант ответа — А.

Комментарий. Согласно ч. 3 п. 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Указ № 285) юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — ИП) при определении уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) обязаны обосновывать его соответствующими экономическими расчетами. Эти требования не распространяются:

— на юридических лиц, применяющих УСН и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций, и ИП, применяющих УСН, а также на крестьянские (фермерские) хозяйства;

— на ИП, уплачивающих единый налог c индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее — единый налог) или применяющих УСН;

— на юридических лиц и ИП при реализации товаров (работ, услуг) на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» (далее — биржевые торги).

Таким образом, предприятия, применяющие УСН и ведущие учет в книге учета доходов и расходов, не обязаны обосновывать цены на товары (работы, услуги) соответствующими экономическими расчетами.

Однако в ч. 4 п. 1.4 Указа № 285 определено, что отпускные цены (тарифы) на новые товары (работы, услуги) подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. При этом исключений относительно регистрации цен (тарифов) для предприятий, применяющих УСН, в Указе № 285 не содержится.

Во исполнение Указа № 285 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.1999 № 944 был утвержден Порядок регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) (далее — Порядок № 944), который распространяется на все юридические лица и ИП Республики Беларусь, кроме:

юридических лиц, применяющих УСН и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН (за исключением оказывающих платные медицинские услуги), а также крестьянских (фермерских) хозяйств;

— ИП, уплачивающих единый налог или применяющих УСН (за исключением оказывающих платные медицинские услуги);

— юридических лиц и ИП при реализации товаров (работ, услуг) на биржевых торгах;

— коммерческих организаций (в том числе с иностранными инвестициями) при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории Беларуси по производству товаров (работ, услуг) собственного производства и их реализации (за исключением социально значимых товаров по перечню, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь) в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)».

Иными словами, Правительство, руководствуясь Указом № 285, разработало Порядок № 944, указав при этом, что он не распространяется на юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге учета доходов и расходов. Следовательно, можно вести речь о том, что порядок регистрации цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги) для юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге учета доходов и расходов, Советом Министров не утвержден. А раз так, то и цены такие лица не могут зарегистрировать, поскольку порядок их регистрации не установлен.

Таким образом, предприятие, применяющее УСН и ведущее учет в книге учета доходов и расходов, не должно производить регистрацию цен на новую продукцию. При ведении же бухгалтерского учета в общеустановленном порядке такому предприятию необходимо произвести регистрацию цены в соответствии с Порядком № 944. Поэтому правильным в данном случае является только вариант А.

 

Ситуация 2. Правильный вариант ответа (по мнению автора) — Б.

Комментарий. До 14 сентября 2008 г. в отношении продажи комиссионерами товаров, переданных им предприятиями-изготовителями как комитентами, применялся п. 2.5 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 № 43 (далее — Положение № 43). Согласно ему продажа комиссионерами товаров, переданных им предприятиями-изготовителями как комитентами, осуществлялась по утвержденным данными предприятиями-изготовителями ценам без права взимания оптовой или торговой надбавки.

В Инструкции № 183 подобная норма не предусмотрена.

Согласно ст. 882 Гражданского Кодекса Республики Беларусь принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний — в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. В случае когда комиссионер совершил сделку на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Пунктом 21 Инструкции № 183 установлено, что торговые организации, осуществляющие оптовую торговлю товарами несобственного производства, взимают оптовую надбавку к отпускным ценам, сформированным в соответствии с данным нормативным актом, в размере не более 20%, независимо от количества участвующих торговых организаций, за исключением товаров, входящих в приложение 1 к Инструкции № 183, на которые оптовые надбавки определяются с учетом конъюнктуры рынка, если законодательством не установлено иное.

В п. 3 Инструкции № 183 дано определение применяемых терминов. Так, торговая организация — это субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий один или несколько видов торговли товарами, им не произведенными. Оптовая надбавка — это надбавка, взимаемая субъектом предпринимательской деятельности, при осуществлении оптовой торговли товаром, им не произведенным.

Виды торговли определены в ст. 7 Закона Республики Беларусь «О торговле» (далее — Закон о торговле). К ним относятся: оптовая торговля; розничная торговля; общественное питание (торгово-производственная деятельность). При этом под оптовой торговлей понимается вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.

Согласно ст. 11 Закона о торговле комиссионная торговля является одной из форм осуществления торговли и включает в себя оптовую и розничную торговлю, осуществляемую на основании заключенных договоров комиссии.

Таким образом, по нашему мнению, комиссионер вправе реализовать товар, полученный от комитента-изготовителя, с оптовой надбавкой, но с учетом ее ограничений, установленных законодательством, а значит, правильным является вариант «Б».

Однако специалисты Министерства экономики Республики Беларусь имеют по данному вопросу иное мнение. В частности, в п. 2 письма Министерства экономики Республики Беларусь от 29.09.2008 № 12-01-09/5500 «Об отдельных вопросах применения постановления Министерства экономики от 10 сентября 2008 г. № 183» указано, что «Инструкция № 183 не содержит особенностей для формирования и применения цен (тарифов) комитентами и комиссионерами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг на территории Республики Беларусь. Следовательно, комитенты формируют цены в соответствии с данной Инструкцией, а комиссионеры реализуют полученные товары по ценам и на условиях, определяемых комитентом.

Комитенты-нерезиденты, передающие товары комиссионерам-импортерам, определяют комиссионерам-импортерам цены (тарифы) в соответствии с законодательством страны, резидентами которой они являются (выделено авт. — Прим. ред.)».

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР