Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 01/2009

Избавляйтесь от запасов любой ценой! Вернее, по любой цене…

 

СКОРОХОД Антон, экономист

Мы сейчас уже не говорим о получении прибыли
и даже о нулевой рентабельности.
Главная цель — распродать товары,
пускай в убыток, чтобы не допустить
 роста запасов
готовой продукции
и остановки производств.

В. Адашкевич, замминистра экономики
Республики Беларусь, «Белорусские новости»

 

В последнее время складские запасы отечественных производителей приобрели прямо-таки угрожающие размеры. По оценкам специалистов, запасы готовой продукции на 1 октября 2008 г. составили 4,6 трлн. руб., а значит, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года они увеличились на 37,3% (т.е. больше чем на треть). Прошло еще два месяца, и ситуация с запасами стала просто катастрофической — они выросли еще почти на 9% и составили уже 63,8% к среднемесячному объему производства. В денежном выражении это означает впечатляющую сумму в 5,2 трлн. руб. (или более 2,5 млрд. долл.).

А как известно, прямым следствием затоваривания являются сокращение (а то и полная остановка) производства и перебои с выплатой заработной платы работникам, при нарастании данных процессов превращающиеся в их увольнение. Чтобы не доводить ситуацию до подобного сценария развития, Правительство приняло беспрецедентные для нашей страны меры и в оперативном порядке разработало сразу два нормативных акта: Положение о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.12.2008 № 1903 (далее — Положение № 1903), и Положение о порядке реализации за пределы Республики Беларусь продукции по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры мирового рынка, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.12.2008 № 1834 (далее — Положение № 1834).

Рассмотрим эти документы подробнее.

 

Продавайте кому и как хотите!

Как сказано в п. 1 Положения № 1903, данный нормативный акт разработан в целях ускорения оборачиваемости запасов готовой продукции и денежных средств. По какой-то им одним известной причине разработчики этого документа думают, что применяться он будет в неких исключительных случаях. Хотелось бы в это поверить, но, к сожалению, «правда жизни» говорит о совершенно противоположном, поэтому упоминание об исключительных случаях будем считать своеобразным экономическим «заклинанием». На самом деле были необходимы экстренные меры для того, чтобы спасти страну от затоваривания собственной продукцией, не востребованной за рубежом из-за финансового кризиса и последовавшего за ним падения спроса на большинство товаров, а на внутреннем рынке — из-за выросших до такого уровня цен, что они уже не соответствуют качеству отечественных товаров.

В подобной ситуации ценовая «зарегулированность» отечественной экономики поставила многих производителей и экспортеров на грань катастрофы. Ведь что делает любой продавец на обычном рынке, желая поскорее избавиться от товара? Все «хитрые» маркетинговые ходы ему заменяет один-единственный, но зато проверенный столетиями способ: снижение цены до уровня, когда товар начинают покупать.

А если снизить нельзя, потому что это строжайше запрещено делать множеством нормативных и ненормативных предписаний? Когда встает выбор между, грубо говоря, тюрьмой за нарушение законодательства в комплекте с превышением должностных полномочий и проблемами с реализацией продукции и выплатами заработной платы, директор любого предприятия волей-неволей сделает выбор в пользу последнего.

Данный прискорбный факт наконец-то был признан в качестве объективной реальности, существующей в нашей стране, поэтому в Положении № 1903 определен порядок принятия решений о реализации на территории Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством:

— произведенных товаров (выполненных работ и оказанных услуг) организациями-производителями по сниженным с учетом конъюнктуры рынка ценам (тарифам), уровень которых складывается ниже себестоимости, а также с учетом предоставленных ими скидок, за исключением товаров (работ, услуг), на которые установлены фиксированные цены (тарифы);

— товаров организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю, по ценам, сниженным с учетом конъюнктуры рынка, ниже цен их приобретения, за исключением товаров, на которые установлены фиксированные цены, за счет снижения (отмены) торговой (оптовой) надбавки и (или) снижения цены приобретения по соглашению между указанными организациями и организацией-производителем (поставщиком).

Одно лишь упоминание о том, что товары (работы, услуги) можно продавать ниже себестоимости (а приобретенные товары — ниже цены приобретения) для экономистов советской школы — а их в наших органах власти до сих пор подавляющее большинство — должно звучать как «покушение на святая святых». Поэтому, наверное, и сделана в Положении № 1903 оговорка «если иное не предусмотрено законодательством», которая означает, что действующие ценовые ограничения, регламентирующие минимальные цены на ту или иную продукцию, остаются в силе. И даже если сейчас они отсутствуют, ввести их можно в любой момент: достаточно Министерству экономики Республики Беларусь принять соответствующее постановление и, пожалуйста, законодательством уже будет предусмотрено иное.

Непосредственное решение о реализации товаров ниже себестоимости (цен приобретения) в организациях, находящихся в подчинении (ведении) республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, облисполкома и Минского горисполкома (далее — государственный орган), согласно п. 2 Положения № 1903 принимает:

1) руководитель организации (вы не поверите — совершенно самостоятельно!) в соответствии с учредительными документами в случаях:

— сохранения положительного уровня рентабельности в целом по организации с начала отчетного периода (года);

— реализации товаров на торгах, организуемых ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (далее — Товарная биржа);

2) вышестоящий государственный орган в случае убыточности в целом по данной организации, исчисленной нарастающим итогом с начала года. Порядок принятия подобного решения определяется этим же государственным органом.

В соответствии с п. 3 Положения № 1903 независимые организации, не находящиеся в подчинении (ведении) какого-либо государственного органа или организации, а также индивидуальные предприниматели решение о реализации товаров (работы и услуги в этой норме почему-то уже не упоминаются) по указанным в п. 1 ценам, определяемым с учетом конъюнктуры рынка (в том числе ниже себестоимости или цены приобретения), принимают совершенно самостоятельно, не оглядываясь ни на какие уровни рентабельности и прочие экономические показатели по своему субъекту хозяйствования.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР