Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 24/2008

••• На пороге офиса появился инспектор…

 

РАЗУМОВ Андрей

 

Прочитав этот «интригующий» заголовок, вы, конечно, решили, что речь, как обычно, пойдет о налоговых инспекторах. И ошиблись… Мы хотим рассказать о работниках совсем другого государственного органа, которые с будущего года получат удивительные даже для нашей страны права. 

 

В Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, как и в любом другом ведомстве, есть свой центральный аппарат. Но в отличие от остальных министерств в этом аппарате имеется особое подразделение со специфическими функциями. Называется оно Департаментом государственной инспекции труда (далее — Департамент), и именно о нем и пойдет речь в данной статье.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2008 № 1651(далее — Постановление № 1651), вступающим в силу со 2 января 2009 г., внесены дополнения и изменения в Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (далее — Положение). В основном они ничем не отличаются от других нормативных актов, десятками принимаемых ежедневно, но есть среди них и очень интересные нововведения. Однако не будем спешить и расскажем о них по порядку.

Во-первых, в новой редакции п. 1 Положения установлено, что Департамент осуществляет государственный надзор и контроль не только за соблюдением законодательства о труде, но и за соблюдением законодательства об охране труда. Это привело к необходимости внесения соответствующих изменений и во все остальные нормы Положения, в которых упоминается законодательство о труде. 

Во-вторых, несколько изменен перечень функций, возлагаемых на Департамент, и его права (п. 7 и 8 Положения).

Сейчас в него входит в том числе и проверка работы всех государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и остальных нанимателей по вопросам соблюдения законодательства о труде, а также выполнения уполномоченными должностными лицами возложенных на них обязанностей по данным вопросам. Со 2 января 2009 г. Департамент будет осуществлять не какую-то рутинную проверку (мало ли у нас проверяющих!), а государственный надзор и контроль за исполнением любыми органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь и работодателями законодательства о труде и об охране труда, что, несомненно, значительно повышает статус данного подразделения Министерства труда и социальной защиты.

В то же время функции по осуществлению предварительного надзора за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов производственного назначения в части соблюдения правил по охране труда с Департамента будут сняты как несвойственные данному органу.

По той же причине из п. 8 Положения, регламентирующем права Департамента, исключается право проводить при необходимости экспертизу проектов строящихся (реконструируемых) объектов производственного и непроизводственного назначения на их соответствие требованиям по охране труда и в установленном порядке вносить предложения об их изменении и дополнении.

Кроме того, уточняется формулировка п. 8.4 Положения, согласно которой Департамент сможет требовать (путем выдачи соответствующего предписания) от проектных организаций и организаций-производителей внесения изменений в технологические процессы, конструкции станков, машин и другого оборудования, не соответствующие требованиям по охране труда (было — не соответствующие нормативной технической документации), и вносить в установленном порядке предложения о прекращении их производства.

В-третьих, меняются не только права самого Департамента. Что гораздо более важно, существенно расширяются права его должностных лиц, являющихся государственными инспекторами труда.

С начала следующего года они смогут выдавать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений нормативных правовых актов (!) (в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда), а также о проведении экспертизы производственных зданий (помещений), технологических процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредственную опасность для жизни и здоровья работающих и окружающих (п. 9.5 Положения). Сейчас в данной норме говорится только о выдаче предписаний на проведение указанной экспертизы, что, согласитесь, не идет ни в какое сравнение с обязательными для исполнения требованиями устранить выявленные бдительным инспектором нарушения нормативных правовых актов (причем согласно новой формулировке (причем согласно новой формулировке п. 9.5 Положенияполучается, что любых!).

Складывается впечатление, что разработчики Постановления № 1651, редактируя данную норму, просто не там поставили закрывающую скобку и хотели сказать, что государственные инспекторы труда имеют право выдавать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений нормативных правовых актов(в том числе технических нормативных правовых актов), содержащих требования по охране труда. Другими словами, что они все-таки должны заниматься исключительно порученным им делом, а не тотальным контролем за соблюдением всего законодательства нашей страны! Однако что получилось, то получилось. Так что совсем скоро любой рядовой государственный инспектор труда приобретет права, сравнимые разве что с правами высших должностных лиц Прокуратуры и Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Но и это еще не все. Со 2 января 2009 г. государственные инспекторы труда получают следующие дополнительные права:

— требовать от работодателей отстранения от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда или медицинский осмотр (п. 9.10 Положения);

приостанавливать и даже запрещать (!) работу организаций, их структурных подразделений, оборудования путем выдачи соответствующего предписания или пломбирования в случае выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работающих, до устранения нарушений (п. 9.11 Положения). Причем определять факт наличия подобных нарушений будет, естественно, сам инспектор;

— расследовать в установленном законодательством порядке несчастные случаи на производстве, принимать участие в расследовании профессиональных заболеваний (п. 9.12 Положения).

Особенно впечатляет возможность одной бумажкой запретить работу целой организации! При этом об ответственности самих государственных инспекторов труда за неправомерно выданные предписания в Положении даже не упоминается. А поскольку согласно п. 10 Положения в своей деятельности они полностью независимы при принятии решения в соответствии с законодательством, то достаточно легко представить себе ситуацию, когда свои «чудовищные» права кто-то из инспекторов начнет использовать в целях, весьма далеких от защиты прав работников проверяемой организации.

И пусть теперь кто-нибудь попробует не посчитаться с мнением скромного государственного инспектора труда или хотя бы не обратить самое серьезное внимание на одно лишь его появление в офисе…

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 
зарегистрироваться

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР