Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 24/2008

Итоги «прямой линии» по вопросам применения упрощенной системы налогообложения

 

В редакции журнала «Налоговый вестник» 26 ноября 2008 г. состоялась «прямая линия» по проблемам перехода организаций на упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), которая применяется лишь с 1 июля 2007 г. и служит предметом постоянных споров между бухгалтерами, аудиторами и представителями налоговых органов. Разъяснения по вопросам применения УСН, поступившие от читателей нашего журнала, дает аудитор Глеб Сергеевич БОГОМОЛОВ.

 

Вопрос 1. Основными видами деятельности предприятия, расположенного в г. Минске, являются розничная торговля и оказание услуг (подключение к системам сотовой связи).

Допустимо ли в данном случае (при условии ведения раздельного учета) применение одновременно двух ставок налога при упрощенной системе налогообложения (далее — налог при УСН): 20% от валового дохода для розничной торговли и 10% от выручки при оказании услуги?

Ответ. Пунктом 12 Положения об упрощенной системе налогообложения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 № 119 (по состоянию на 26.08.2008) (далее — Положение и Указ № 119 соответственно), установлены некоторые особенности применения УСН для организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — ИП) с местонахождением (местожительством) в определенных населенных пунктах.

С 1 мая 2008 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.2008 № 281 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 и от 7 июня 2007 г. № 265», к таким населенным пунктам относятся:

— населенные пункты, преобразованные (подлежащие преобразованию) в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005—2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25.03.2005 № 150 (по состоянию на 30.10.2008), в агрогородки.

— населенные пункты, включенные в перечень малых и средних городских поселений в соответствии с приложением 2 к Государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 07.06.2007 № 265.

Кроме того, в п. 12 Положения предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, облагаемые по ставкам налога, установленным в п. 11 Положения (8, 10 и 20%), и ставкам налога, установленным в ч. 1 п. 12 Положения (3 и 5%), имеют право на их одновременное применение в отношении этих видов деятельности на основании данных раздельного учета.

Таким образом, нормы п. 12 Положения (об одновременном применении различных ставок налога) распространяются только на плательщиков находящихся (живущих) в определенных населенных пунктах.

К сожалению, Указ № 119 не содержит нормы, позволяющей одновременно применять различные ставки налога остальным категориям плательщиков, и соответственно они не имеют права на одновременное применение двух ставок налога, установленных п. 11 Положения (10% от валовой выручки и 20% от валового дохода).

Данный вывод основан на действующих нормах Положения, которые не могут быть истолкованы по-иному при нынешней редакции п. 12 Положения.

В целях совершенствования применения УСН в настоящее время разработан проект указа, предусматривающий внесение ряда изменений и дополнений в Указ № 119. Согласно данному проекту норма п. 12 Положения в части одновременного применения различных ставок налога будет выделена в отдельный пункт, что позволит применять различные ставки налога всем плательщикам, а не отдельным их категориям.

Аналогичные разъяснения по вопросу одновременного применения плательщиками различных ставок налога при УСН содержатся в статье «Одновременное применение нескольких ставок при упрощенной системе налогообложения», размещенном на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (www.nalog.by).

 

Вопрос 2. Подоговору комиссиипредприятие, применяющее УСН со ставкой 10% от выручки (комитент), передает организации, применяющей общеустановленный порядок налогообложения (комиссионеру), товар для реализации в розничной торговой сети.

Поскольку комитент, реализуя товар через розничную сеть комиссионера, уплачивает все налоги, установленные законодательством, уплата налога с продаж комиссионером в данном случае представляется нам «двойным налогообложением». Тем не менее возникает вопрос: должен ли комиссионер уплатить налог с продаж?

Ответ. Субъекты хозяйствования, применяющие УСН, не являются плательщиками налога с продаж (п. 7 Положения и п. 1.1 ст. 7 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» (далее — Закон о бюджете), а значит, при формировании цены они не увеличивают ее на величину ставки указанного налога.

На основании ст. 880 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. В вопросе речь идет о реализации комиссионером товара комитента через свою розничную сеть, т.е. договор розничной купли продажи с покупателями заключает не комитент, уплачивающий налоги по УСН, а комиссионер, применяющий общеустановленный порядок налогообложения.

Согласно п. 1.1 ст. 7 Закона о бюджете плательщиками налога с продаж товаров в розничной торговле являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты в соответствии с законодательством Республики Беларусь на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Поскольку в данном случае розничную торговлю товарами комитента через торговые объекты осуществляет не сам комитент, применяющий УСН, а комиссионер, то именно он и будет являться плательщиком налога с продаж товаров в розничной торговле. Ни Закон о бюджете, ни соответствующие нормативные правовые акты областных и Минского советов депутатов, регулирующие исчисление налога с продаж товаров в розничной торговле на территориях соответствующих административно-территориальных единиц, не предусматривают исключения для реализации товаров по договорам комиссии, как, например, установлено в отношении НДС п. 7 ст. 14 Закона Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость».

Таким образом, комиссионер должен увеличить цену комитента на величину налога с продаж товаров в розничной торговле, а при получении выручки за товар исчислить этот налог и перечислить его в бюджет. Оставшаяся сумма за вычетом комиссионного вознаграждения передается комитенту, применяющему УСН. Никакого двойного налогообложения здесь нет.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР