Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 21/2008

Особенности бухгалтерского учета налогового кредита

 

ПАВЛЮК Григорий, экономист

 

Ваше предприятие попало в сложную ситуацию. Денег нет и в ближайшее время не предвидится: дебиторы не платят, а сырье, в которое вложено «все, что нажито непосильным трудом», еще не превратилось в долгожданный товар. Между тем время летит, и не за горами день расплаты с «дорогим сердцу каждого бухгалтера» бюджетом. Рассчитаться с ним надо обязательно вовремя, иначе… Сами знаете, что будет за «иначе». Производство лихорадит, сон пропал, а директор упрямо и очень настойчиво задает одни и те же вопросы: где взять деньги?

Уважаемый главный бухгалтер, попытайтесь помочь своему руководителю, напомнив ему о том, что Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 № 182 (по состоянию на 30.06.2008) (далее — Указ) еще два года назад было утверждено Положение о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налогового кредита (далее — Положение). Среди перечисленных в п. 1.3 данного правого акта видов государственной поддержки, оказываемой плательщику индивидуально, предусматривается в том числе и предоставление налогового кредита по решению Главы государства, а также по решениям областных и Минского городского Советов депутатов (по налогам, уплачиваемым в местные бюджеты).

Нет, конечно, из бюджета вашему предприятию никто не собирается перечислять средства для расчета по налогам. Под налоговым кредитом понимается совсем иное — перенос установленных законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита. Налоговый кредит может предоставляться по одному или нескольким видам налогов в отношении всей причитающейся к уплате суммы либо ее части (кроме налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации).

В соответствии с Указом в целях оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям отдельным плательщикам могут быть изменены установленные законодательством сроки уплаты налогов в формах отсрочки, рассрочки и налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период его действия.

Согласно п. 8 Положения налоговый кредит может быть предоставлен при наличии одного из следующих оснований:

— при возникновении угрозы экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налогов — на срок от одного года до 3 лет;

— если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер, — на срок от одного месяца до одного года.

При этом срок, на который предоставляется налоговый кредит, включает и срок его погашения.

Налоговый кредит может предусматривать единовременную или поэтапную уплату налогов, но в отличие от отсрочки или рассрочки, предоставляемых при наличии задолженности по уплате налогов, он предоставляется лишь в отношении сумм налогов, срок уплаты которых еще не наступил.

Положением определены размеры налогового кредита, которые не должны превышать:

— суммы налогов, подлежащей уплате в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит;

— суммы таможенных платежей, подлежащей уплате в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит.

Как вид государственной поддержки плательщикам налоговый кредит — мера совсем не новая. Ранее порядок его учета был установлен Правилами отражения в бухгалтерском учете организаций налогового кредита, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 16.10.2000 № 105 (далее — Правила и Постановление № 105 соответственно). Однако нормы Правил до сих пор не были приведены в соответствие с действующим Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 (по состоянию на 13.11.2003).

Министерство финансов Республики Беларусь постановлением от 22.04.2008 № 72 признало утратившим силу Постановление № 105 и утвердило Инструкцию о порядке отражения в бухгалтерском учете налогового кредита (далее — Инструкция № 72), вступившую в силу с 7 мая 2008 г.

Следует отметить, что порядок учета при предоставлении налогового кредита по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) определен п. 10 Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 16.12.2003 № 176 (по состоянию на 31.12.2004) (далее — Инструкция об учете НДС). Изложенный в Инструкции об учете НДС порядок бухгалтерского учета налогового кредитанесколько отличается от установленного Инструкцией № 72, однако учитывать бюджетные деньги в виде предоставленного налогового кредита следует по тому нормативному акту одинаковой юридической силы, который был принят позднее[1] (т.е. по Инструкции № 72).

Согласно Инструкции № 72 для отражения в бухгалтерском учете расчетов с бюджетом по предоставленным суммам налогового кредита используются сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», к которым открываются субсчета «Налоговый кредит предоставленный» и «Налоговый кредит используемый», а к сч. 86 «Целевое финансирование» открывается субсчет «Налоговый кредит».

Рассмотрим предлагаемый Инструкцией № 72 порядок учета налогового кредита на условном примере.

 

Пример

Предприятию был предоставлен налоговый кредит по НДС сроком на 3 месяца, с 1 апреля по 30 июня. За пользование кредитом предприятие должно до окончания срока его действия единовременно уплатить сумму налогового кредита и проценты по нему в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. Ставка рефинансирования, установленная Национального банка Республики Беларусь на дату начисления процентов, составляла 10% годовых и не менялась весь период пользования кредитом.

По истечении срока предоставления кредита предприятие своевременно и в полном размере уплатило НДС и проценты за пользование налоговым кредитом.

Приведем необходимые данные по предприятию:

тыс. руб.

Месяц

Выручка

 

Сумма НДС (ставка 18%) (гр. 2 х 18 / 118)

Сумма налоговых вычетов

Сумма налогового кредита

(гр. 3 – гр. 4)

1

2

3

4

5

Апрель

20 000

3 051

1 800

1 251

Май

21 000

3 203

1 950

1 253

Июнь

22 000

3 356

2 000

1 356

Итого:

 

 

 

3 860

 

Для определения суммы налогового кредита, следует исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит.

В учете предприятия данные хозяйственные операции отражаются следующим образом:

ДЕБЕТ 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг»                        КРЕДИТ 66 «Налоговый кредит предоставленный»

— предоставляется налоговый кредит в течение 3 месяцев: в апреле — 1 251 тыс. руб., в мае — 1 253 тыс. руб., в июне — 1 356 тыс. руб.

Одновременно ежемесячно производится запись:

ДЕБЕТ 66 «Налоговый кредит используемый»                        КРЕДИТ 86 «Налоговый кредит».

— отражена сумма оформленного (предоставленного) налогового кредита: в апреле — 1 251 тыс. руб., в мае — 1 253 тыс. руб., в июне — 1 356 тыс. руб.

По истечении срока предоставления кредита в учете предприятия выполняются проводки:

ДЕБЕТ 86 «Налоговый кредит»               КРЕДИТ 66 «Налоговый кредит используемый»

— 3 860 тыс. руб. — использован налоговый кредит по целевому назначению;

ДЕБЕТ 66 «Налоговый кредит предоставленный»                  КРЕДИТ 51

— 3 860 тыс. руб. — перечислены деньги с расчетного счета в погашение налогового кредита.



[1] В соответствии со ст. 71 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае коллизии между нормативными правовыми актами необходимо руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой. В случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой (если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой), действуют положения акта, принятого (изданного) позднее.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 
зарегистрироваться

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР