Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 19/2008

Революция в ценообразовании не состоялась, но изменений — хватает!

 

Юрий ВЕРЕМЕЙКО, юрист

 

Как известно, в Республике Беларусь, в отличие от многих стран бывшего СССР, до сих пор вопросам ценообразования уделяется самое пристальное внимание. Несмотря на общие положения законодательных актов о свободном формировании цен, государственное регулирование ценообразования всегда превалировало над волей самого субъекта предпринимательской деятельности.

Так, поныне действует ст. 6 Закона Республики Беларусь «О ценообразовании», принятого еще в 1999 году, в соответствии с которой в Беларуси на товары (работы, услуги) применяются свободные цены (тарифы), за исключением случаев, предусмотренных этим законодательным актом. Данная норма является общим правилом, и, казалось бы, именно она должна устанавливать основной принцип ценообразования в стране.

Несмотря на это, как раз исключение из общего правила и стало нормой в Республике Беларусь. В то же время наличие данного положения все-таки позволяло надеяться на то, что хотя бы общий вектор государственной политики в сфере ценообразования будет направлен в сторону принципа свободных цен.

Однако недавние события, известные, наверное, каждому, кто имеет мало-мальское отношение к коммерческой деятельности в сфере торговли, а именно принятие Министерством экономики Республики Беларусь постановления от 27.08.2008 № 179 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства экономики Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 29 июля 2008 г. № 156» (далее — Постановление № 179), показало обратное. Государственное администрирование в сфере ценообразования не просто усиливается, а приобретает превалирующий характер.

Впрочем, по мнению автора, иного быть не могло. И это вполне объяснимо, ведь так хочется найти простое решение сложных проблем! Использование жестких административных методов регулирования цен при наличии хотя бы и не очень развитой, но все-таки рыночной экономики, довольно спорно, так как требует огромных ресурсов и контроля как за принимаемыми решениями, так и за их исполнением. Наверное, подобные подходы вполне могли бы оправдать себя в условиях командно-административной системы управления, но при столкновении с интересами частного капитала ее использование должно быть минимизировано, только тогда оно будет достаточно эффективным.

Как известно, Постановление № 179 предусмотрело настолько жесткие рамки для субъектов предпринимательства, осуществляющих торговлю импортными товарами, что это вызвало непонимание даже у государственного сектора торговли, не говоря уже о частном бизнесе.

В результате ошибочность положений Постановления № 179 признали даже в Правительстве Беларуси, в связи с чем оно так и не успело вступить в силу. С 14 сентября 2008 г. (даты планируемого введения в действие Постановления № 179) оно было отменено принятым на две недели позже постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов» (далее — Инструкция). Данным нормативным актом было признано утратившим силу и Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденное постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 № 43 (по состоянию на 27.08.2008) (далее — Положение № 43), со всеми внесенными в него изменениями и дополнениями, которых за прошедшие годы накопилось целых 21 (!).

Таким образом, с 14 сентября 2008 г. основным документом в области ценообразования (не считая законодательных актов) является Инструкция, ключевые положения которой мы и рассмотрим.

Инструкция не внесла революционных изменений в порядок ценообразования, как это могло бы произойти в случае принятия Постановления № 179. Несмотря на данный отрадный факт, изменения оказались достаточно существенными, в особенности они затронули интересы импортеров и субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую и розничную торговлю.

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что объем текста Инструкции по сравнению с Положением № 43 несколько уменьшился. Кроме того, разработчики Инструкции придали этому документу более логичную структуру. Теперь она разделена на 7 глав, каждая из которых регулирует отдельный вопрос ценообразования.

Инструкция (Положение № 43) содержит нормы, определяющие порядок оформления документов при формировании цен и тарифов (глава 7). В то же время эти нормы регламентируют именно порядок оформления документов при формировании цен, а не каких-либо других бумаг. Напомним, что п. 2.2 Положения № 43 было предусмотрено обязательное указание в товарно-транспортных (товарных) накладных цены товара, поставляемого субъектам хозяйствования, осуществляющим торговую деятельность, с франкировкой.



искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР