Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 08/2008

Ценообразование: изменения 2008 года

 

Константин ЛЯХОВИЧ, экономист

 

Надежды отдельных «горячих голов» на скорую либерализацию в сфере ценообразования были подвергнуты серьезным испытаниям в начале прошлого года после объявления новых цен на российские энергоносители. Летом к этому фактору добавилось серьезное повышение мировых цен на многие виды продоволь­ствия.

Казалось бы, витка инфляции, грозящего «похоронить» наметившийся рост (а то и просто стабильность) белорусской экономики, не избежать. Но «механизмы» контроля над ценами, вызывавшие все последние годы многочисленные нарекания у отечественных субъектов хозяйствования, на этот раз, несомненно, сыграли свою определенную положительную роль. А так как вышеуказанные негативные факторы продолжают действовать и в этом году, то и отказываться от ценовых «сдерживателей» пока еще рановато. Прямым доказательством этого факта, что именно такой вывод сделан органами власти, служит принятие Указа Президента Республики Беларусь от 30.12.2007 № 694 (далее — Указ № 694), которым внесены изменения и дополнение в Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Указ № 285).

 

Предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов)

Основополагающие нормы этого законодательного акта остались «нетронутыми». В частности, согласно новой редакции п. 1.4 Указа № 285 юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), как и прежде, имеют право осуществлять экономически обоснованное повышение цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) только при условии соблюдения ими предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), установленных в соответствии с Указом № 285 (далее — предельные индексы). В случае невозможно­сти соблюдения предельных индексов при формировании отпускных цен (тарифов) на выпускаемые товары (работы, услуги) субъекты хозяйствования должны произвести регистрацию этих цен (тарифов).(далее — предельные индексы). В случае невозможно­сти соблюдения предельных индексов при формировании отпускных цен (тарифов) на выпускаемые товары (работы, услуги) субъекты хозяйствования

При этом тот же п. 1.4 Указа № 285 дополнен нормой, согласно которой при определении уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридическим лицам и ИП необходимо обосновывать его соответствующими экономическими расчетами. Здесь же и объяснено, что следует понимать под такими расчетами. Это калькуляция с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, на товары, производимые из сырья, переданного резидентом или нерезидентом Республики Беларусь на переработку на давальческих условиях (кроме товаров, произведенных из сырья, переданного нерезидентом Республики Беларусь на переработку, подлежащих вывозу за пределы республики), или расчет цен на импортируемые товары, произведенный в установленном порядке. Для полноты изложения отметим, что аналогичное определение экономических расчетов, обосновывающих применяемые цены (тарифы) содержится и в п. 1.7 Указа № 285, регламентирующем наложение санкций за реализацию товаров (работ, услуг) с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) или при отсутствии экономических расчетов, подтверждающих их уровень.

Осталось неизменным положение Указа № 285, обязывающее регистрировать отпускные цены (тарифы) на новые товары (работы, услуги) в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. В настоящее время такой порядок определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.1999 № 944.

Напомним, что до принятия Указа № 694 также было необходимо обосновывать уровень применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) соответствующими экономическими расчетами, но только не исходя из норм Указа № 285, а основываясь на п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.1999 № 209 «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен»*. Более того, отсутствие таких расчетов, равно как и нарушение установленного порядка регистрации цен (тарифов) наказывалось штрафами, налагаемыми согласно п. 1.7 и 1.10 Указа № 285 и ст. 12.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Указом № 694 п. 1.10 Указа № 285 исключен, что означает отмену взыскания, налагаемого ранее на должностных лиц (руководителей юридических лиц) и ИП за отсутствие экономических расчетов, обосновывающих применяемые цены (тарифы). Соответствующие изменения Законом Республики Беларусь от 27.12.2007 № 304-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам правового регулирования административной ответственно­сти» внесены и в ст. 12.6 КоАП. Однако это не означает полного освобождения субъектов хозяйствования от административной ответственности в указанном случае.

Согласно п. 1.7 Указа № 285 реализация товаров (работ, услуг) юридическими лицами и ИП, за некоторым исключением (см. ниже), с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) или при отсутствии экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), как и ранее, влечет наложение штрафа в размере до 30% стоимости реализованных товаров (работ, услуг). При повторной подобной реализации в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, размер налагаемого штрафа «вырастает» до 50% стоимости реализованных товаров (работ, услуг).

Указом № 694 расширен перечень субъектов хозяйствования, освобождаемых от необходимости выполнения тех или иных положений Указа № 285 (п. 1.4).

Требования соблюдения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и регистрации отпускных цен (тарифов) на выпускаемые товары (работы, услуги) в случае невозможности такого соблюдения при их формировании с 1 января 2008 г. не распространяются:

на юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций, и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения (за исключением оказывающих платные медицинские услуги), а также на крестьянские (фермерские) хозяйства;

— на ИП, уплачивающих единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее — единый налог) или применяющих упрощенную систему налогообложения (за исключением оказывающих платные медицинские услуги);

— на юридических лиц и ИП при реализации ими товаров (работ, услуг) на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (далее — биржевые торги).

Напомним, что ранее в число «льготников» входили только юридические лица и ИП при совершении ими сделок на биржевых торгах, а также ИП, уплачивающие единый налог (за исключением оказывающих платные медицинские услуги).

Кроме того, п. 1.4 Указа № 285 дополнен еще и перечнем субъектов хозяйствования, которые освобождаются от необходимости обосновывать соответствующими экономическими расчетами уровень применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги). В него включены все перечисленные выше юридические лица и ИП, к которым добавлены еще и ИП, оказывающие платные медицинские услуги.

Соответствующие изменения в части исключения указанных субъектов хозяйствования внесены в п. 1.6—1.8 Указа № 285, в которых установлены меры ответственности за правонарушения в сфере ценообразования.

В новой редакции приведен перечень государственных органов и организаций, которым поручается доведение предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), установленных Советом Министров Республики Беларусь, до сведения субъектов хозяйствования (п. 1.5 Указа № 285). Республиканские органы государственного управления будут сообщать о них подчиненным им организациям, а также хозяйственным обществам, доли (акции, взносы, паи) в уставном фонде которых принадлежат Беларуси и находятся в управлении республиканских органов государственного управления (ранее последние в данной норме отсутствовали); Министерство здравоохранения Республики Беларусь — до всех оказывающих платные медицинские услуги организаций, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями, и ИП; иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, — до организаций всех форм собственности, входящих в их состав, и т.д.

На облисполкомы и Минский горисполком возложена миссия доведения предельных индексов до всех остальных юридических лиц и ИП. Напомним, что в старой редакции данной нормы говорилось только о коммунальных и негосударственных юридических лицах и ИП, а обязанность сообщать данную информацию организациям республиканской собственности, не поименованным выше, лежала на департаменте ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь.

Что касается самих предельных индексов, то прошлогодние «игры в секретность», скорее всего, будут продолжены. Несмотря на тот факт, что довести эти важнейшие для деятельности параметры должны до каждого (!) субъекта хозяйствования, опубликовать их не представляется возможным. Согласно сложившейся «традиции» предельный индекс изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории нашей страны, в целом за год и допустимое изменение цен (тарифов) в среднем за один месяц, начиная с 2005 года, устанавливаются постановлениями Советом Министров Республики Беларусь, которые имеют гриф «Для служебного пользования». Уже потом эта «страшная тайна» доводится до всеобщего сведения в порядке, описанном выше.

В завершение упомянем еще об одном изменении, внесенном в Указ № 285. Требования по соблюдению предельных индексов и составлению экономических расчетов, а также санкции за их отсутствие не распространяются на ряд случаев, перечисленных в п. 1.17 Указа № 285. В их число с 1 января 2008 г. входят услуги по перевозке грузов и пассажиров всеми видами транспорта из-за пределов республики или транзитом через территорию Республики Беларусь. Ранее данное освобождение распространялось только на перевозку грузов автотранспортом.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР