Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 07/2008

Итоги «прямой линии» по вопросам исчисления экологического налога

 

14 марта редакция журнала «Налоговый вестник» провела «прямую линию» «Порядок исчисления экологического налога за производство и импорт тары и за размещение отходов производства». На вопросы наших читателей отвечал Александр Николаевич Гнедов, эколог, консультант по обращению с отходами. Наиболее интересные вопросы и ответы на них мы публикуем сегодня.

 

Вопрос 1. Организация накапливает отходы стекла (макулатуру, изношенные шины, отходы металлов и т.д.) с целью передачи их на переработку или обезвреживание.

Надо ли уплачивать экологический налог за хранение отходов производства?

Ответ. Уплата или освобождение от экологического налога за хранение отходов производства зависит от того, каким образом организовано накопление отходов и их вывоз, а также от наличия необходимых документов, регламентирующих данные действия.

Законом Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (далее — Закон об обращении с отходами) (п. 34) установлено, что хранение отходов — это содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания, использования отходов. В свою очередь, объекты хранения отходов — сооружения (комплекс сооружений), предназначенные для хранения отходов, а места временного хранения отходов — специальное оборудование (контейнеры, урны и т.п.), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов.

Получается, что накопление отходов стекла (макулатуры, изношенных шин, отходов металлов и т.д.) с целью передачи их на переработку или обезвреживание, как указано в вопросе, есть не что иное, как хранение отходов, которое может производиться как на объектах хранения отходов, так и в местах временного хранения отходов.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» (далее — Закон об экологическом налоге) экологическим налогом облагаются объемы отходов производства, размещенных на объектах хранения отходов.

Плательщиками налога по данному объекту являются владельцы объектов хранения отходов. Владельцы объектов хранения отходов исчисляют сумму налога, перечисляют ее в республиканский бюджет и представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган лишь при возникновении налогового обязательства.

Согласно Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) налоговое обязательство возлагается на плательщика с момента возникновения объекта налогообложения.

Таким образом, с момента размещения отходов производства на объекты хранения отходов у владельца объекта хранения отходов возникает налоговое обязательство.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» (по состоянии на 21.01.2008) (далее — Указ № 215) не облагаются экологическим налогом объемы хранения отходов производства, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, в целях накопления их объема, необходимого для перевозки одной транспортной единицей к местам использования и (или) обезвреживания. Таким образом, с момента размещения отходов производства на объектах хранения отходов у владельца объекта хранения отходов, хотя и возникло налоговое обязательство, но объем, накапливаемый с целью перевозки одной транспортной единицей, не облагается налогом. Поэтому если владелец объекта хранения отходов организует вывоз и хранение отходов (стекла, макулатуры, изношенных шин, отходов металлов и т.д.) таким образом, что по окончании отчетного периода у него объем хранимых отходов меньше, чем объем, необходимый для перевозки одной транспортной единицей, то налоговое обязательство у него фактически не возникает. До 1 января 2008 г. в такой ситуации следовало производить исчисление налога за хранение отходов по ставке 0 руб. и представлять налоговую декларацию (расчет) по налогу за хранение отходов.

Если по окончании отчетного периода у владельца объекта хранения отходов произойдет накопление отходов в объеме, превышающем объем, необходимый для перевозки одной транспортной единицей, то налогом будет облагаться объем в размере этого превышения. Сумма налога за хранение отходов в такой ситуации будет зависеть от того, имеются ли у владельца объекта хранения отходов лимиты хранения отходов производства, утвержденные решением исполкома. Ведь в соответствии с Законом об экологическом налоге платежи за хранение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов (если их установление предусматривается законодательством) взимаются в 15-кратном размере установленной ставки налога.

Законом об обращении с отходами и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2005 № 119 «О лимитах используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод и размещения отходов производства» (далее — Постановление № 119) предусмотрено, что лимиты хранения отходов производства должны быть утверждены исполкомами собственникам отходов производства, предназначенных к использованию и (или) обезвреживанию, в случае их хранения свыше объема, необходимого для перевозки одной транспортной единицей. На практике, у большинства владельцев объектов хранения отходов не будет утвержденных лимитов хранения отходов производства. Поэтому сумма налога за объем отходов, накопленных сверх объема, необходимого для перевозки одной транспортной единицей, рассчитывается ими с учетом 15-кратного коэффициента к ставке налога за хранение отходов.

Первым условием для применения льготы, установленным Указом № 215, является обеспечение правильной организации накопления отходов, а именно в объеме, не превышающем необходимый объем для его перевозки одной транспорт­ной единицей. Второе условие — наличие документа, устанавливающего «объем, необходимый для перевозки одной транспортной единицей». Ведь смысл льготы, установленной Указом № 215, — это освобождение от налога за хранение отходов производства, накапливаемых для перевозки, т.е. речь идет об освобождении от налога при временном хранении отходов производств. А такое временное хранение отходов должно производиться в соответствии с требованиями законодательства об обращении с отходами.

Согласно ст. 25 Закона об обращении с отходами порядок временного хранения отходов производства устанавливается в инструкциях по обращению с отходами производства. Порядок разработки, согласования и утверждения инструкции по обращению с отходами производства установлен Правилами разработки, согласования и утверждения Инструкции по обращению с отходами производства, утвержденными постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.11.2001 № 28. Именно в инструкциях по обращению с отходами производства должен быть определен объем, необходимый для перевозки отходов производства одной транспортной единицей, а также периодичность вывоза отходов и (или) допустимое количество накопления отходов.

Исходя из того что у каждого владельца объекта хранения отходов свои условия временного хранения отходов и периодичность их вывоза, у каждого из них для каждого вида отходов будут свои объемы, необходимые для перевозки одной транспортной единицей. Иными словами, у одного предприятия объем отходов металлов, необходимый для перевозки одной транспортной единицей, установлен в инструкции 1 т, а другого — 40 т. И в первом и во втором случае объем отходов металла до 1 т и до 40 т отходов не облагаются налогом за хранение отходов производства.

Таким образом, владельцу объекта хранения отходов для того, чтобы иметь право на освобождение от налога при временном хранении отходов производства необходимо:

а) иметь утвержденную инструкцию по обращению с отходами производства, в которой определены по каждому виду отходов объемы, необходимые для перевозки одной транспортной единицей;

б) производить накопление отходов и их вывоз так, чтобы не превысить установленные в инструкции по обращению с отходами производства объемы, необходимые для перевозки одной транспортной единицей.

 

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР