Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 06/2008

Экологический налог в 2008 году. Основные изменения

 

Александр ГНЕДОВ, эколог, консультант по обращению с отходами

 

С 1 января 2008 г. вступили в силу изменения в порядок исчисления и уплаты налога за использование природных ресурсов (экологического налога) за захоронение и хранение отходов производства, за импорт и производство тары (пластмассовой, стеклянной, на основе бумаги и картона), а также за импорт товаров, упакованных в эту тару, внесенные Законом Республики Беларусь от 26.12.2007 № 302-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» и Указом Президента Республики Беларусь от 21.01.2008 № 27 «Об изменении некоторых указов Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения». Названными законодательными актами внесены изменения соответственно в Закон Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» (далее — Закон об экологическом налоге) и в Указ Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» (далее — Указ № 215).

Захоронение и хранение отходов производства

В части экологического налога за захоронение и хранение отходов производства это следующие изменения.

Во-первых, изменилась формулировка объекта налогообложения. Два ранее отдельных объекта налогообложения объединены в один, и по одному из них сделано уточнение. Вместо ссылки на «объекты размещения», как было ранее, сделана ссылка на «объекты хранения и (или) объекты захоронения». Согласно ст. 2 Закона об экологическом налоге объектом налогообложения являются объемы отходов производства, размещенных на объектах хранения отходов и (или) объектах захоронения отходов, объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим.

Как и ранее, плательщикам необходимо отличать следующие обстоятельства, с которым закон связывает необходимость уплаты экологического налога:

1) размещение отходов производства на объектах хранения отходов, т.е. экологический налог за хранения отходов производства;

2) размещение отходов производства на объектах захоронения отходов, т.е. экологический налог за захоронение отходов производства;

3) размещение товаров, утративших свои потребительские свойства под таможенный режим уничтожения и размещение отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения*.

Для уяснения смысла действий, называемых «захоронение» и «хранение» отходов производства, следует применять положения Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон об обращении с отходами), вступившего в силу со 2 февраля 2008 г., с принятием которого Закон Республики Беларусь от 25.11.1993 № 2609-Х11 «Об отходах» признан утратившим силу.

Согласно ст. 1 Закона об обращении с отходами:

— захоронение отходов — это изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования;

— хранение отходов — это содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов.

Во-вторых, принципиально изменился порядок исчисления и уплаты налога за захоронение отходов производства. Согласно ст. 5 Закона об экологическом налоге с 1 января 2008 г. платежи за захоронение отходов производства исчисляются владельцами объектов захоронения отходов и предъявляются ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства. Далее собственники отходов производства перечисляют на специальный расчетный счет владельца объектов захоронения отходов исчисленную для них сумму налога. В свою очередь, владельцы объектов захоронения не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, перечисляют в республиканский бюджет фактически полученные от собственников отходов производства суммы налога. Владельцы объектов захоронения отходов также представляют в налоговый орган по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по платежам за захоронение отходов производства в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Ранее собственники отходов производства самостоятельно исчисляли и уплачивали в бюджет суммы налога за захоронение отходов производства и подавали соответствующие декларации (расчеты). Теперь в результате изменений ответственность за уплату налога несут владельцы объектов захоронения отходов.

В соответствии с Законом об экологическом налоге за захоронение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога. Поэтому при новом порядке исчисления и уплаты платежей за захоронение отходов производства владельцы объектов захоронения отходов должны организовать контроль за соблюдением собственниками отходов лимитов захоронения отходов производства.

Учитывая, что в соответствии со ст. 34 Закона об обращении с отходами, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2005 № 119 «О лимитах, используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, допустимых выбросов загрязняющих вещества в атмосферный воздух, сбросов сточных вод и размещения отходов производства» (по состоянию на 29.12.2007) лимиты захоронения отходов производства устанавливаются решением местных исполнительных и распорядительных органов собственникам отходов производства, последние должны информировать владельцев объектов захоронения отходов об установленных им лимитах захоронения отходов производства.

В-третьих, внесены изменения в порядок исчисления и уплаты платежей за хранение отходов производства. В соответствии со ст. 5 Закона об экологическом налоге плательщиками экологического налога за хранение отходов производства являются владельцы объектов хранения отходов, в то время как ранее ими были собственники отходов производства. Но с учетом того что в действительности собственники отходов производства обеспечивают самостоятельно хранение отходов на объектах, владельцами которых они являются, плательщик, по сути, не изменился.

Владельцы объектов хранения отходов исчисляют сумму налога, перечисляют ее в республиканский бюджет и подают соответствующие налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган лишь при возникновении налогового обязательства.

С учетом положений Указа № 215 налогом облагается не весь объем накапливаемых при хранении отходов производства. Так, в соответствии с п. 2-1.8 — 2-1.10 Указа № 215 с 1 января 2008 г. не облагаются экологическим налогом:

— объемы хранения отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных для обезвреживания и (или) использования, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

— объемы хранения отходов производства, используемых и (или) обезвреживаемых по месту их образования в количестве, соответствующем технологическому регламенту процесса использования и (или) обезвреживания отходов производства;

— объемы хранения отходов производства, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, в целях накопления их объема, необходимого для перевозки одной транспортной единицей к местам использования и (или) обезвреживания.

Ранее эти основания освобождения от налога были предусмотрены как условия применения ставки налога 0 руб., что требовало в случае ее применения подавать налоговую декларацию (расчет).

В свете нового порядка налоговое обязательство возникает у плательщика и платежи за хранение отходов производства должны исчисляться владельцами объектов хранения отходов в 15-кратном размере к ставке налога (если нет установленных лимитов) лишь в следующих случаях:

1) когда не имеются оснований для освобождения от налога, т.е. плательщик не имеет документов, предусмотренных законодательством об обращении с отходами, подтверждающих право на освобождение от уплаты налога;

2) когда имеются необходимые документы, но хранение отходов производства осуществляется при нарушении условий освобождения от налога, например при хранении отходов производства, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, свыше объема, необходимого для перевозки одной транспортной единицей к местам использования и (или) обезвреживания.

В-четвертых, отменено исчисление платежей за хранение (захоронение) отходов производства из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога в упрощенном порядке по 1/4 от годовой исчисленной суммы налога ежеквартально для индивидуальных предпринимателей и по 1/12 ежемесячно для юридических лиц.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 
зарегистрироваться

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР