Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 17/2016

••• Затраты на ЖКУ: новый порядок планирования и калькулирования

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,

юрист

Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 15.04.2016 № 13 (далее — Постановление № 13) утверждена Инструкция о порядке планирования и калькулирования затрат на оказание отдельных жилищно-коммунальных услуг (далее — Инструкция).

Документ определяет порядок планирования и калькулирования затрат в организациях, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги (далее — ЖКУ), за исключением организаций системы Министерства энергетики (далее — организации ЖКХ), на оказание ЖКУ по:

— техническому обслуживанию;

— теплоснабжению (по услугам, оказываемым организациями Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь) (далее — теплоснабжение);

— холодному и горячему водоснабжению;

— водоотведению (канализации);

— техническому обслуживанию лифта;

— обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО).

Инструкцией установлено, что планирование и калькулирование затрат на оказание перечисленных выше жилищно-коммунальных услуг осуществляется для определения общей величины материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для их оказания, при разработке и составлении организациями ЖКХ годовых (текущих) планов производственно-финансовой деятельности. При этом определено, что планирование и калькулирование затрат на оказание таких услуг осуществляется на единицу услуги по:

— техническому обслуживанию жилого дома — на 1 кв.м общей площади жилого помещения;

— холодному водоснабжению и водоотведению (канализации) — на 1 куб.м реализованной воды и на 1 куб.м отведенных стоков в канализацию;

— теплоснабжению и горячему водоснабжению — на 1 Гкал реализованной тепловой энергии;

— обращению с ТКО — на 1 куб.м отходов;

— техническому обслуживанию лифта — на 1 кв.м общей площади жилого помещения, расположенного на этаже, на котором расположена вторая остановочная площадка лифта, и выше, с учетом конструктивных особенностей расположения остановочных площадок лифта (на 2016 год — на 1 проживающего), а также на 1 лифт — при оказании услуги по техническому обслуживанию лифта прочим потребителям.

Состав затрат. В соответствии с Инструкцией затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг формируются по месту их возникновения, объектам учета, планирования и калькулирования себестоимости. При планировании и калькулировании затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг группируются по статьям затрат и экономическим элементам в следующем порядке:

1) по статьям затрат:

— топливо, используемое для технологических целей при оказании жилищно-коммунальных услуг (далее — топливо);

— электрическая энергия, используемая для технологических целей при оказании жилищно-коммунальных услуг (далее — электроэнергия);

— материалы, используемые для технологических целей при оказании жилищно-коммунальных услуг (далее — материалы);

— затраты на оплату труда производственных рабочих;

— отчисления на социальные нужды;

— амортизация основных средств и нематериальных активов (далее — амортизация);

— проведение аварийно-восстановительных работ;

— налоги, сборы и другие обязательные отчисления;

— прочие прямые затраты;

— приобретенные (покупные) услуги;

— накладные расходы;

2) по экономическим элементам:

— материальные затраты;

— затраты на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— амортизация основных средств и нематериальных активов;

— прочие затраты.

При этом состав статей затрат и состав экономических элементов детализированы в приложениях 1 и 2 к Инструкции.

Планирование затрат. Пунктом 10 Инструкции определено, что планирование затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг осуществляется на основании технико-экономических расчетов по статьям затрат с учетом результатов анализа сложившегося уровня затрат в отчетном периоде и влияния технико-экономических факторов на затраты планируемого периода.

При планировании затрат по каждому виду услуг используются следующие данные:

— нормативы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения в области жилищно-коммунального хозяйства;

— нормы (нормативы) потребления жилищно-коммунальных услуг населением, устанавливаемые местными исполнительными и распорядительными органами, или данные о фактическом потреблении услуг в среднем за отчетный период (для определения общего объема услуг);

— данные бухгалтерского учета по структуре затрат, их динамике за предшествующий отчетному период и прочие данные.

Планирование затрат по каждому виду жилищно-коммунальных услуг осуществляется с учетом перечней и объемов работ, необходимых для оказания соответствующей жилищно-коммунальной услуги. Планирование затрат на приобретение материалов, топлива, электроэнергии и других прямых затрат производится на основании утвержденных в установленном законодательством порядке норм их расхода и планируемых на них цен и тарифов, планового объема производства и реализации услуг всем потребителям в натуральных показателях, включая их технологические потери при транспортировке до потребителя в пределах доводимых прогнозных показателей.

Инструкцией определен порядок расчета затрат на материалы, горюче-смазочные материалы, топливо для выработки тепловой энергии, электроэнергию, оплату труда производственных рабочих, амортизацию, прочие прямые затраты, технологические потери воды и тепловой энергии, а также порядок планирования накладных расходов.

Установлено, что после определения затрат по каждой конкретной услуге определяется общая сумма затрат на оказание отдельных жилищно-коммунальных услуг по форме согласно приложению 3 к Инструкции. Затраты на оказываемые населению ЖКУ определяются пропорционально объемам реализации услуг населению с учетом освобождения от НДС оборотов от реализации услуг по населению, а по теплоснабжению и горячему водоснабжению — также с учетом предельной максимальной цены на природный газ, используемый для производства тепловой энергии для нужд населения.

Техническое обслуживание. В соответствии с гл. 4 Инструкции затраты на оказание услуг по техническому обслуживанию 1 кв. метра общей площади жилого помещения определяются на основании технологических карт и планируются организациями ЖКХ в соответствии с калькуляцией затрат по техобслуживанию, составляемой по форме согласно приложению 4 к Инструкции.

Определено, что затраты по техобслуживанию жилого дома состоят из следующих затрат:

— затраты на поддержание в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов;

— затраты на обеспечение установленных параметров и режимов работы, наладку и регулирование инженерных систем;

— налоги, сборы и другие обязательные отчисления;

— прочие прямые затраты;

— накладные расходы, в том числе управленческие расходы по содержанию государственных заказчиков в сфере ЖКХ.

При этом установлено, что для получения достоверных данных о затратах по техническому обслуживанию 1 кв. метра общей площади жилого помещения, оказываемых непосредственно населению, при калькулировании затрат исключается и отдельной строкой выделяется сумма общехозяйственных затрат, возмещаемых собственниками (арендаторами) нежилых помещений жилых домов. Расчет затрат по техобслуживанию, подлежащих возмещению собственниками (арендаторами) нежилых помещений жилых домов, производится по затратам на 1 кв.м общей площади жилых помещений жилищного фонда и нежилых помещений, сдаваемых в аренду.

После определения затрат по каждой статье определяются общие затраты по техническому обслуживанию жилого дома и затраты по техобслуживанию 1 кв. метра общей площади жилого помещения.

Тепло и горячая вода. Главой 5 Инструкции определено, что затраты на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению на 1 Гкал реализованной тепловой энергии планируются организациями ЖКХ в соответствии с калькуляцией затрат на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, составляемой по форме согласно приложению 5 к Инструкции. При этом установлено, что затраты на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению состоят из следующих затрат:

— затраты на производство тепловой энергии, включающие затраты, связанные непосредственно с выработкой тепловой энергии на тепловом источнике;

— затраты на транспортировку и распределение тепловой энергии, связанные с транспортировкой тепловой энергии до конечного потребителя (до границы разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей в жилом доме), включая технологические потери тепловой энергии на транспортировку в пределах доводимых прогнозных показателей;

— затраты на проведение аварийно-восстановительных работ;

— налоги, сборы и другие обязательные отчисления;

— прочие прямые затраты;

— накладные расходы.

Определено, что расход топлива и электроэнергии на производство, транспортировку и распределение тепловой энергии планируется и калькулируется в пределах утвержденных норм расхода и нормативов технологических потерь топлива и электроэнергии.

Технологические потери тепловой энергии на транспортировку в среднем по организации рассчитываются по утвержденным нормативам. Рассчитанный по организации размер потерь тепловой энергии при планировании затрат на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению принимается в пределах доводимых прогнозных показателей.

После определения затрат по каждой статье определяются общие затраты на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, затраты на оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению населению и затраты на 1 Гкал реализованной тепловой энергии — общие и по населению.

Холодная вода и канализация. В соответствии с гл. 6 Инструкции затраты на оказание услуг по холодному водоснабжению на 1 куб. метр реализованной воды планируются организациями ЖКХ в соответствии с калькуляцией затрат на оказание услуг по холодному водоснабжению, составляемой по форме согласно приложению 6 к Инструкции. Определено, что затраты на оказание услуг по холодному водоснабжению состоят из следующих затрат:

— затраты на подъем воды;

— затраты на забор воды из поверхностных источников питьевого водоснабжения, включая технологические потери воды в пределах установленных нормативов, но не выше доводимых прогнозных показателей;

— затраты на очистку воды (включая затраты на эксплуатацию станций обезжелезивания);

— затраты на транспортировку и подачу воды;

— затраты на проведение аварийно-восстановительных работ;

— налоги, сборы и другие обязательные отчисления;

— прочие прямые затраты;

— накладные расходы.

После определения затрат по каждой статье определяются общие затраты на оказание услуг по холодному водоснабжению и затраты на 1 куб. метр реализованной воды.

В свою очередь, установлено, что затраты на оказание услуг по водоотведению (канализации) на 1 куб. метр отведенных стоков в канализацию планируются организациями ЖКХ в соответствии с калькуляцией затрат на оказание услуг по водоотведению (канализации) по форме согласно приложению 7 к Инструкции. Затраты на оказание услуг по водоотведению (канализации) состоят из следующих затрат:

— затраты на перекачку стоков;

— затраты на очистку стоков;

— затраты на транспортировку и утилизацию стоков;

— затраты на проведение аварийно-восстановительных работ;

— налоги, сборы и другие обязательные отчисления;

— прочие прямые затраты;

— накладные расходы.

После определения затрат по каждой статье определяются общие затраты на оказание услуг по водоотведению (канализации) и затраты на 1 куб. метр отведенных стоков в канализацию.

Обращение с ТКО. Главой 7 Инструкции определено, что затраты на оказание услуг по обращению с ТКО на 1 куб. метр отходов планируются организациями ЖКХ в соответствии с калькуляцией затрат на оказание услуг по обращению с ТКО, составляемой по форме согласно приложению 8 к Инструкции. Затраты на оказание услуг по обращению с ТКО состоят из следующих затрат:

— затраты по вывозу ТКО (включая затраты по подготовке ТКО к вывозу (сбору) и обслуживанию мусоропровода, а также по вывозу крупногабаритных отходов);

— затраты по разделению по видам ТКО (сортировке);

— затраты по обезвреживанию ТКО;

— затраты по захоронению ТКО;

— затраты на подготовку к использованию и использование ТКО;

— налоги, сборы и другие обязательные отчисления;

— прочие прямые затраты;

— накладные расходы, в том числе управленческие расходы по содержанию государственных заказчиков в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

При этом обусловлено, что в затраты на оказание услуг по обращению с ТКО не включаются затраты, связанные с закупочной деятельностью организации.

В свою очередь, установлено, что затраты на обслуживание мусоропровода включают затраты на удаление мусора из мусороприемной камеры, уборку, в том числе влажную, загрузочного клапана и ствола мусоропровода, а также уборку бункера. При этом работы по обслуживанию мусоропровода подлежат выделению в отдельный объект планирования и калькулирования затрат.

Устанавливается, что при наличии в структуре организации ЖКХ структурного подразделения, осуществляющего сортировку, подготовку к использованию и использование ТКО, затраты, связанные с их осуществлением, подлежат отдельной детализации. При этом деятельность таких структурных подразделений подлежит выделению в отдельный объект планирования и калькулирования затрат. Также в Инструкции подчеркивается, что в затраты на оказание услуг по обращению с ТКО включаются только те затраты на сортировку, подготовку к использованию и использование ТКО, которые не возмещаются доходами от реализации вторичных материальных ресурсов, извлеченных из поступивших ТКО, и от использования ТКО.

Затраты на оплату работ (услуг) сторонних организаций по обращению с ТКО, в том числе сортировке ТКО, планируются и калькулируются исходя из планируемого объема реализации соответствующих жилищно-коммунальных услуг, наличия собственных мощностей, обеспечивающих этот объем, а также стоимости работ (услуг), предусмотренной соответствующими договорами с этими сторонними организациями. При этом планирование и калькулирование затрат должно осуществляться по каждой сторонней организации с учетом объема выполняемых ими работ (оказываемых услуг).

После определения затрат по каждой статье определяются общие затраты по обращению с ТКО, затраты на 1 куб. метр отходов по каждой стадии оказания услуг по обращению с ТКО, выводятся суммарные затраты на 1 куб. метр отходов и затраты на 1 куб. м услуг по обращению с ТКО в домах с функционирующим мусоропроводом и без функционирующего мусоропровода.

Лифт. В соответствии с правилами, установленными гл. 8 Инструкции, затраты на оказание услуг по техническому обслуживанию лифта на 1 кв.м общей площади жилого помещения, расположенного на этаже, на котором расположена вторая остановочная площадка лифта, и выше, с учетом конструктивных особенностей расположения остановочных площадок лифта (на 2016 год — затраты на оказание услуг по техническому обслуживанию лифта на 1 проживающего), а также на 1 лифт (при оказании услуг по техобслуживанию лифта прочим потребителям) планируются организациями ЖКХ в соответствии с калькуляцией затрат на оказание услуг по техобслуживанию лифта, составляемой по форме согласно приложению 9 к Инструкции. При этом определено, что затраты на оказание услуг по техобслуживанию лифта включают следующие затраты:

— затраты по техобслуживанию лифтов;

— затраты по обеспечению движения лифтов, в том числе на содержание аварийно-диспетчерской службы;

— налоги, сборы и другие обязательные отчисления;

— прочие прямые затраты;

— накладные расходы, в том числе управленческие расходы по содержанию государственных заказчиков в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Затраты на оказание услуг по техобслуживанию лифта включают затраты на выполнение работ по техобслуживанию лифта для обеспечения его безаварийной, безопасной работы организациями, осуществляющими техническое обслуживание лифта. При этом определено, что в затраты на производство работ по техобслуживанию лифта не включается расход электроэнергии на работу установок, обеспечивающих его движение.

Согласно Инструкции затраты на оплату работ (услуг) сторонних организаций планируются и калькулируются исходя из планируемого объема реализации услуг, наличия собственных мощностей, обеспечивающих этот объем, а также стоимости работ (услуг), предусмотренной соответствующими договорами с этими сторонними организациями. При этом планирование и калькулирование затрат должно осуществляться по каждой сторонней организации с учетом объема выполняемых ими работ (оказываемых услуг).

После определения затрат на оказание услуг по техобслуживанию лифта по каждой статье определяются общие затраты на оказание услуг по техническому обслуживанию лифта, затраты на оказание услуг по техобслуживанию лифта на 1 кв.м общей площади жилого помещения, расположенного на этаже, на котором расположена вторая остановочная площадка лифта, и выше, с учетом конструктивных особенностей расположения остановочных площадок лифта (на 2016 год — затраты на оказание услуг по техобслуживанию лифта на 1 проживающего), затраты на оказание услуг по техобслуживанию 1 лифта.

Постановление № 13 вступило в силу 30 июля 2016 г.

Статья опубликована целиком

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 
зарегистрироваться

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР