Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 02/2008

Новое Положение о государственной регистрации: изменения существенные и косметические

 

ГАЛИЧ Валентин, ЛАТЫШЕВ Илья, юристы

 

С 1 января 2008 г. Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (далее — Положение) действует в новой редакции, утвержденной Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11» (далее — Декрет № 8). Практически со дня принятия Декрета № 8 многие СМИ заговорили о либерализации и существенном упрощении порядка регистрации и ликвидации, а также об уменьшении срока регистрационной процедуры. Но если внимательно проанализировать этот документ, можно отметить и иные его особенности, обойденные вниманием в публикациях, написанных «по горячим следам».

 

Общие положения 

По аналогии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.06.007 № 302 «Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности» Положение теперь позволяет указывать место жительства, подтвержденное штампом о регистрации, в качестве местонахождения частного унитарного предприятия. Такой возможности лишены учредители, проживающие в жилом помещении государственного жилищного фонда.

Положение в новой редакции расширило полномочия регистрирующих органов, возложив на них осуществление функций по согласованию наименований коммерческих и некоммерческих организаций в порядке, установленном Министерством юстиции (далее — Минюст). Ранее, как известно, наименование согласовывалось в самом Минюсте. На момент написания данного комментария порядок согласования наименований еще не был утвержден, а потому оставались без ответа некоторые возникающие в данной связи вопросы. Так, пока не совсем ясно, к компетенции какого органа следует отнести согласование наименований некоммерческих организаций, регистрация которых регулируется иным законодательством, а не Положением (например, согласование наименования фонда). По-видимому, согласование наименований таких юридических лиц по-прежнему останется в компетенции Минюста.

Положение в новой редакции отказалось от термина «регистрационный сбор» в пользу понятия «государственная пошлина». Более того, в Положении вообще отсутствуют конкретные ставки пошлины за совершение тех или иных юридически значимых действий. Указанные ставки в настоящее время определены Законом Республики Беларусь «О государственной пошлине» в редакции Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 № 301-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной пошлины». В отличие от ранее действовавшей редакции Положения, устанавливавшего ставки регистрационного сбора в евро, Закон «О государственной пошлине» в новой редакции исчисляет ставки пошлины, уплачиваемой за регистрационные процедуры, в базовых величинах. При этом размер соответствующих платежей если и изменился, то несущественно.

Обратим внимание на еще одну новую норму комментируемого акта. В соответствии с п. 3 Положения, контроль за проведением государственной регистрации субъектов хозяйствования (в том числе за соблюдением установленного срока ограничения права на обращение за государственной регистрацией), изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица (свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования возлагается на Минюст. Таким образом, в новой редакции Положения четко предусмотрено, куда следует направлять информацию в случае нарушения сроков ликвидации, неправомерного отказа в приеме документов и иных нарушений процедуры регистрации со стороны регистрирующего органа.

Обязанность отменена, а необходимость ее исполнения осталась  

Одним из принципиальных нововведений является исключение из компетенции регистрирующих органов проверки учредительных документов, а также изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы (свидетельства о государственной регистрации) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на их соответствие актам законодательства.

В то же время п. 28 Положения установлена обязанность регистрирующих органов принимать документы, представленные для государственной регистрации, рассматривать состав и содержание этих документов и исходя из их содержания проверять наличие либо отсутствие фактических обстоятельств, являющихся в соответствии с Положением основаниями для отказа в государственной регистрации, при необходимости разъяснять лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством. А п. 34 Положения содержит норму о том, что государственная регистрация создаваемых (реорганизуемых) субъектов хозяйствования, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы организаций (свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), не допускается в случае нарушения установленного законодательными актами порядка их образования или несоответствия учредительных документов законодательству, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами.

 Существующая судебная практика однозначно относит несоответствие учредительных документов законодательству к одному из оснований для отказа в регистрации. Таким образом, получается, что и в отсутствие прямой обязанности регистрирующего органа проверить учредительные документы на соответствие действующему законодательству, такая его обязанность вытекает из содержания п. 28 и 34 Положения.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР