Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 15/2016

•••Задержание товаров таможенными органами

Задержание товаров таможенными органами

Николай Дубинский,

кандидат технических наук, доцент

В ряде случаев таможенные органы вправе производить задержание товаров, находящихся под таможенным контролем. С точки зрения права это ограничение по пользованию и распоряжению товарами налагается в тех ситуациях, когда субъект хозяйствования не воспользовался в установленные сроки правами, предоставленными ему таможенным законодательством в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем. При этом следует разграничивать процедуру задержания товаров и процедуру изъятия товаров таможенными органами в рамках производства по уголовным преступлениям и административным правонарушениям. Рассмотрим процедуру задержания товаров несколько подробнее в виде вопросов-ответов.

Вопрос 1

Подлежит ли задержанию товар, помещенный под таможенной процедуру временного ввоза (допуска) при нарушении срока действия данной процедуры?

Согласно ст. 281 Таможенного кодекса таможенного союза (далее — ТК ТС) действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров, под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС.

Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть завершено до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС.

В соответствии со ст. 14.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрено, что несовершение обязательных действий, предусмотренных таможенной процедурой, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 20 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо — от 40 до 150 базовых величин.

В свою очередь ст. 208 ТК ТС установлено, что если привлечение лица к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством связано с несоблюдением им таможенной процедуры и допущенное несоблюдение влечет за собой невозможность дальнейшего применения данной таможенной процедуры, действие таможенной процедуры должно быть завершено в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу соответствующего решения по привлечению лица к ответственности. Товары, в отношении которых действие таможенной процедуры не завершено, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС.

Автор полагает, что незавершение таможенной процедуры временного ввоза (допуска) путем помещения до истечения ее срока действия временно ввезенных товаров, под иные таможенные процедуры является несоблюдением таможенной процедуры. А, следовательно, у таможенных органов имеются основания для задержания указанных товаров.

Вопрос 2

В течение каких сроков задержанные товары хранятся таможенными органами?

Согласно ст. 146 ТК ТС задержанные товары и документы на них, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу за пределы такой территории, хранятся таможенными органами в течение 1 месяца, а скоропортящиеся продукты — в течение 24 часов.

Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу за пределы такой территории, и документы на них хранятся таможенными органами в течение 3 суток.

Вопрос 3

Белорусская организация приобрела товары легкой промышленности у немецкой фирмы и поместила их на таможенный склад. В связи с отсутствием денежных средств для уплаты таможенных платежей организация не поместила товары до истечения срока таможенной процедуры таможенного склада под иную таможенную процедуру. В связи с этим товары были задержаны таможенными органами. Могут ли задержанные товары быть возвращены их фактическому собственнику и при каких условиях (срок хранения задержанных товаров составил 10 дней с момента их задержания)?

В соответствии со ст. 147 ТК ТС возврат задержанных товаров и документов на них производится декларанту (то есть в данном случае белорусской организации). При этом задержанные товары возвращаются после их помещения под одну из таможенных процедур лицам, поместившим их под эту таможенную процедуру, либо их представителям.

При необходимости помещения товаров под таможенную процедуру по запросу лица, которое правомочно совершать таможенные операции, связанные с помещением: товаров под таможенную процедуру, документы, задержанные вместе с товаром, возвращаются таможенным органом такому лицу до выпуска товаров.

При этом в силу п. 5 Положения о порядке возмещения расходов по хранению задержанных товаров, востребованных до истечения установленных сроков их хранения, возврата задержанных товаров, не востребованных в установленные сроки их хранения, компенсации расходов республиканского бюджета по транспортировке, хранению и иных расходов, связанных с реализацией этих товаров, и возврата сумм, полученных от реализации задержанных товаров, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374 (далее — Положение № 1374), расходы по хранению таможенными органами задержанных товаров, востребованных до истечения сроков их хранения, установленных ТК ТС, возмещаются в доход республиканского бюджета лицами, которым фактически возвращаются такие товары, до получения этих товаров в сумме, рассчитанной и выставленной к оплате таким лицам таможенным органом, задержавшим товары.

Сумма расходов по хранению таможенными органами задержанных товаров, подлежащая возмещению лицами, которым фактически возвращаются такие товары, рассчитывается таможенными органами:

1) на основании расчетов стоимости услуг по хранению задержанных товаров при их хранении на складах временного хранения, таможенных складах или в иных местах, определенных таможенным органом;

2) если задержанные товары размещались в помещениях для хранения, находящихся в пользовании таможенного органа, то в соответствии с п. 3 Положения № 1374 расходы по хранению возмещаются в следующих размерах:

— 0,1 базовой величины, установленной на день окончания хранения, за полные и неполные сутки хранения — в отношении товаров общей массой до 1 тонны включительно;

— 0,2 базовой величины, установленной на день окончания хранения, за полные и: неполные сутки хранения — в отношении товаров общей массой от 1 до 5 тонн включительно;

— 1 базовой величины, установленной на день окончания хранения, за полные и неполные сутки хранения — в отношении товаров общей массой свыше 5 тонн.

Таким образом, алгоритм, для возврата задержанных товаров имеет следующий вид:

1) письменное обращение белорусской организации (в произвольной форме) в таможню которая задержала товары для предоставления ей документов в отношении задержанных товаров;

2) помещение товаров под таможенную процедуру (это может быть не обязательно таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, но таможенная процедура отказа в пользу государства, таможенная процедура временного ввоза (допуска) и т.п.);

3) оплата расходов по хранению таможенными органами задержанных товаров до истечения месячного срока с момента задержания товаров;

4) письменное обращение белорусской организации (в произвольной форме) в таможню, которая задержала товары для возврата задержанных товаров, которые уже помещены под таможенную процедуру;

5) возврат таможенным органом задержанных товаров.

Вопрос 4

Можно ли возвратить, задержанные товары, если истек месячный срок с момента их задержания?

Это возможно при условии, что товары еще не реализованы. В соответствии с п. 8 Положения № 1374 для возврата декларант (если декларирование товаров не производилось — собственник товаров, а в случаях, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, — лицам, во владении которых товары находились на момент задержания) должен письменно обратиться в таможенный орган, задержавший товары. В обращении указываются дата и номер протокола задержания, перечень задержанных товаров, в возврате которых заинтересован владелец товаров, цель их возврата (обратный вывоз за пределы таможенной территории таможенного союза или использование на этой территории), таможенная процедура, под которую будут помещаться данные товары.

Если на момент получения таможенным органом обращения владельца товаров материалы по задержанным товарам не переданы на учет в комиссию по работе с имуществом, обращенным в доход государства (далее — комиссия), таможенный орган приостанавливает направление заявок на проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы и иных видов экспертиз, обязательной сертификации и (или) передачу материалов по задержанным товарам на учет в комиссию.

Если же материалы по задержанным товарам переданы в комиссию, таможенный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения обращения владельца товаров, направляет в комиссию обращение о приостановлении проведения оценки и принятия решения о передаче задержанных товаров для реализации или их снятии с реализации.

Таможенный орган в течение 5 рабочих дней после получения обращения владельца товаров, если материалы в отношении задержанных товаров не переданы в комиссию, либо в течение 5 рабочих дней после получения от комиссии информации о приостановлении проведения оценки и принятия решения о передаче задержанных товаров для реализации или их снятии с реализации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении информирует владельца товаров о количестве и местах нахождения нереализованных задержанных товаров, суммах таможенных платежей, которые подлежат уплате в соответствии с таможенной процедурой, указанной в обращении владельца товаров, и подлежащих компенсации суммах расходов республиканского бюджета по транспортировке, хранению этих товаров и иных расходов, связанных с их реализацией.

В этом случае возврат задержанных товаров осуществляется таможенным органом, задержавшим товары, при условии, если в течение 15 рабочих дней после получения указанной информации от таможенного органа будет осуществлено:

· помещение этих товаров под таможенную процедуру либо при условии их вывоза с таможенной территории таможенного союза;

· компенсация расходов республиканского бюджета по транспортировке, хранению задержанных товаров и иных расходов, связанных с реализацией этих товаров.

В случае неосуществления указанных действий задержанные товары подлежат реализации в установленном порядке. При этом повторное обращение владельца товаров по вопросу о возврате этих товаров не рассматривается.

Вопрос 5

Каким образом производится распределение сумм, вырученных от реализации задержанных товаров? Уведомляет ли таможня собственников товара о наличии у нее средств от реализации задержанного товара?

В соответствии со ст. 149 ТК ТС из сумм, полученных от реализации задержанных товаров, удерживаются в первую очередь суммы в размере таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленные на день задержания этих товаров, во вторую очередь — расходы по транспортировке, хранению товаров и иные расходы, связанные с реализацией этих товаров.

Оставшаяся часть суммы, полученная от реализации товаров, возвращается декларантам, а если декларирование товаров не производилось — собственникам товаров, при наличии сведений о них у таможенного органа и при условии, что эти лица обратятся в таможенные органы в течение 3 месяцев со дня, следующего за днем поступления денежных средств от их реализации. В соответствии с п. 20 Положения № 1374 для возврата сумм, полученных от реализации задержанных товаров, таможенный орган в течение 10 рабочих дней после перечисления реализующими организациями всей подлежащей зачислению в доход республиканского бюджета суммы денежных средств от реализации задержанных товаров:

· производит расчет подлежащей возврату суммы с учетом удержаний, предусмотренных п. 1 ст. 149 ТК ТС;

· при наличии такой суммы уведомляет об этом заинтересованное лицо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В уведомлении таможенного органа указываются сумма, поступившая в доход республиканского бюджета от реализации задержанных товаров, дата последнего зачисления в доход республиканского бюджета денежных средств от реализации таких товаров, суммы произведенных удержаний, сумма, подлежащая возврату, дата, до которой заинтересованное лицо может обратиться в таможенный орган за возвратом.

Основанием для возврата заинтересованному лицу оставшейся суммы, полученных от реализации задержанных товаров, начисленных с учетом предусмотренных законодательством удержаний, является письменное заявление заинтересованного лица, поданное в таможенный орган, задержавший товары, в сроки, установленные законодательством.

В случае обращения в таможенный орган заинтересованного лица по вопросу о возврате сумм, полученных от реализации задержанных товаров, до поступления в доход республиканского бюджета всей суммы денежных средств от реализации таких товаров и получения заинтересованным лицом уведомления возврат этих сумм, поступающих после осуществления предусмотренных законодательством удержаний, может производиться частями по мере их поступления в доход республиканского бюджета.

Вопрос 6

Что необходимо сделать для возврата суммы, вырученной от реализации задержанного товара его владельцу?

В соответствии с п. 23 Положения № 1374 возврат заинтересованному лицу сумм, поступивших в республиканский бюджет от реализации задержанных товаров, осуществляется в порядке, установленном законодательством для возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей в республиканский бюджет.

Таким образом, для возврата данного вида платежей в соответствии со ст. 115 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Закона № 129-З) в таможенный орган представляется письменное заявление в произвольной форме, в котором указываются сведения о лице, представившем такое заявление, виды и суммы таможенных платежей, на возврат которых претендует заявитель, реквизиты платежных документов, согласно которым суммы таможенных платежей были уплачены или взысканы, сведения о способе возврата данных сумм (наличными денежными средствами либо в безналичном порядке), банковские реквизиты плательщика (при наличии). В заявлении на возврат таможенных платежей, сведения об уплате или взыскании которых отражены в декларации на товары, дополнительно указывается номер этой декларации, в которой должны содержаться сведения, указывающие на то, что такие платежи являются излишне уплаченными (взысканными).

К заявлению прилагаются документы, не представленные таможенному органу ранее, но имеющие существенное значение для принятия решения о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей. При непредставлении указанных документов таможенный орган запрашивает эти документы у плательщика в письменной форме с указанием срока их представления. Этот срок не включается в срок, установленный для возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей.

При непредставлении необходимых документов в установленный срок таможенный орган выносит письменное решение об отказе в возврате сумм платежей. В таком случае для возврата сумм платежей плательщик должен повторно обратиться в таможенный орган и представить документы, указанные в ч. 2 п. 4 ст. 115 Закона № 129-З.

При этом за возвратом сумм платежей вправе обратиться иное лицо, правомочное выступать от имени плательщика. В частности в силу ст. 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) такое правомочие может быть подтверждено доверенностью. Доверенность — это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами, удостоверенное в предусмотренном ст. 186 ГК порядке. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

Вопрос 7

У организации имеется задолженность по уплате налога на добавленную стоимость. Может ли таможенный орган отказать в возврате ей суммы, вырученной от реализации задержанного товара?

В соответствии с п. 5 ст. 115 Закона № 129-З возврат сумм платежей не осуществляется при наличии у плательщика не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также неуплаченных пеней.

Таможенный орган самостоятельно зачитывает суммы платежей в счет не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также неуплаченных пеней с уведомлением об этом плательщика в течение 5 календарных дней со дня принятия таможенным органом решения о таком зачете.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР