Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
• Подписаться на журнал
Архив
Все журналы агентства
 

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 24/2007

Новый год — это не только веселый праздник, но и «скучные» налоги…

МАРКОВ Александр,
экономист

Во время новогодних празднований в офисе только один человек не может по-настоящему расслабиться. Вы, конечно, уже догадались, кого мы имеем виду. Ведь именно бухгалтеру выпадает сомнительная честь отвечать «за все про все»: и за детские подарки, и за своевременную оплату банкета и прочих «милых» радостей, и за списание всего съеденного, выпитого и (не дай бог) разбитого, сломанного или сгоревшего. А самое главное, никто не снимал с него обязанности все это правильно отразить в учете и обложить налогами. Чтобы хоть немного облегчить нелегкую бухгалтерскую участь, мы и подготовили эту уже ставшей традиционной новогоднюю статью.

Итак, подумаем, что нас может ожидать. Во-первых, украшение витрин, офиса и других помещений организации. Во-вторых, подарки для сотрудников, их детей и партнеров. И наконец, само празднование, т.е. ужин в ресторане или кафе либо банкет на «собственной территории» (кстати, настоятельно «не рекомендуемый» Директивой Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»).

Начнем с самого главного — с новогодней елки и ее «наряжания».  

Украшение помещений организации 

К новогодним праздникам в нашей стране обычно готовятся загодя. Покупают искусственные (или настоящие) ели, электрические гирлянды, елочные игрушки и другие украшения. При этом следует иметь в виду, что учет и налогообложение средств, истраченных на эти цели, напрямую зависит от того, где вся эта красота будет размещена, — в витринах и торговых залах организации или в ее внутренних помещениях, закрытых для глаз посторонних.

В первом случае достаточно легко доказать, что произведенные затраты являются рекламными расходами. Согласно ст. 2 нового Закона Республики Беларусь «О рекламе», вступившего в силу с с 22 ноября 2007 г., рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация об объекте рекламирования, которая одновременно удовлетворяет следующим требованиям:

— предназначена для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы);

— направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Даже самому критически настроенному проверяющему должно быть очевидно, что празднично оформленные витрины магазина или помещения, в котором обслуживаются клиенты организации, оказывающей какие-либо услуги, всем перечисленным требованиям соответствуют.

Кроме того, в п. 2.10.11 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) (далее — Основные положения по составу затрат), прямо говорится о том, что к расходам на рекламу относятся в том числе и затраты на световую и иную наружную рекламу, на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и т.п., на оформление витрин, а также на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах.

В соответствии с п. 2.2.22 Основных положений по составу затрат рекламные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в качестве затрат, связанных со сбытом (реализацией) продукции (работ, услуг) безо всяких ограничений. Для целей же отнесения рекламных расходов к затратам по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемым при налогообложении, согласно п. 4-2.19 ст. 3 Закона Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» (далее — Закон о налоге на прибыль) расходы на рекламу учитываются только в пределах норм, установленных Президентом Республики Беларусь1.


1 В настоящее время действуют нормы расходов на рекламу и маркетинговые услуги, консультационные и информационные услуги, представительские цели, подготовку кадров, определенные Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 398.
Что же касается украшения других помещений организации, в которых покупатели или клиенты обычно не появляются, то хотя оно и поднимает настроение работникам, повышая их производительность труда, вряд ли налоговики согласятся считать подобные расходы, напрямую связанными с производственной деятельностью. Поэтому лучше не испытывать их терпение, а воспользоваться п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 182 (по состоянию на 07.07.2005) (далее — Инструкция по расходам), согласно которому убытки и потери по операциям, не связанным с производственной деятельностью организации, и тем операциям, которые не приводят к появлению в будущем экономических выгод организации, признаются внереализационными расходами, причем происходит это в периоде их осуществления в соответствии с учетной политикой организации.

Согласно Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 (по состоянию на 13.11.2003) (далее — Инструкция № 89), рекламные расходы учитываются на сч. 44 «Расходы на реализацию». Рассмотрим отражение в учете праздничного оформления помещений организации на условном примере. 

Пример 1

Для целей оформления помещений многопрофильного ООО «Альфа» были приобретены 2 искусственные ели стоимостью 354 000 руб. каждая (в том числе НДС — 54 000 руб.), всего на сумму 708 000 руб. (в том числе НДС — 108 000 руб.), а также новогодние украшения общей стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.). Одна из искусственных елей вместе с половиной украшений была использована для оформления внутренних помещений организации, вторая — выставлена в витрине принадлежащего обществу помещения вместе с плакатом, содержащем поздравление с Новым годом и Рождеством и предложением приобрести выпускаемую ООО «Альфа» продукцию.

При использовании приобретенных товаров для собственных нужд их следует перевести в состав основных средств или отдельных предметов в обороте (в зависимости от стоимости). Лимит отнесения имущества к отдельным предметам в составе оборотных средств установлен постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23.03.2004 № 41 (по состоянию на 16.03.2007) и равен 30 базовым величинам. На сегодняшний день2 эта величина составляет 1 050 000 руб. (30 х 35 000 руб.), поэтому искусственные ели и украшения, стоимость которых меньше, сразу были переведены в состав отдельных предметов в обороте.


2 Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2007 № 1446 «Об установлении размера базовой величины» с 1 декабря 2007 г. базовая величина установлена в размере 35 000 руб.

В учете данные хозяйственные операции отражаются следующим образом:

ДЕБЕТ 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»                       КРЕДИТ 60

— 800 000 руб. ((708 000 – 108 000) + (236 000 – 36 000)) — оприходованы искусственные ели и новогодние украшения;

ДЕБЕТ 18                  КРЕДИТ 60

— 144 000 руб. (108 000 + 36 000) — отражен НДС по оприходованным искусственным елям и украшениям;

ДЕБЕТ 60                  КРЕДИТ 51

— 944 000 руб. (708 000 + 236 000) — произведена оплата искусственных елей и украшений поставщику;

ДЕБЕТ 68                  КРЕДИТ 18

— 144 000 руб. — принят к вычету НДС по искусственным елям и украшениям.

После окончания праздников оказалось, что дальнейшее использование новогодних украшений невозможно из-за потери ими товарного вида, поэтому было принято решение об их списании. При этом стоимость украшений, находившихся в витрине, была признана рекламными расходами и списана проводкой:

ДЕБЕТ 44                  КРЕДИТ 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»

— 400 000 руб. (((708 000 – 108 000) + (236 000 – 36 000)) / 2) — списана стоимость искусственной ели и новогодних украшений, использованных в рекламных целях.

Стоимость же новогодних украшений, использованных для оформления внутренних помещений ООО «Альфа», не могла быть включена в издержки производства и обращения, так как их использование не носило производственного характера. Поэтому результат от их списания был признан внереализационными расходами и отражен в бухгалтерском учете записью:

ДЕБЕТ 92-2 «Внереализационные расходы»                 КРЕДИТ 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»

— 400 000 руб. (((708 000 – 108 000) + (236 000 – 36 000)) / 2) — списана стоимость искусственной ели и новогодних украшений, использованных для оформления внутренних помещений организации.

В соответствии с п. 1.1.1 ст. 2 Закона Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон об НДС) обороты по передаче внутри организации для собственных нужд произведенных и приобретенных объектов, за исключением основных средств и нематериальных активов, для собственного потребления непроизводственного характера, стоимость которых не относится на издержки производства и обращения, признаются объектом обложения НДС. Это означает, что при списании новогодних украшений, использованных для оформления внутренних помещений организации, необходимо исчислить налог на добавленную стоимость от их стоимости. При этом налоговая база согласно п. 4 ст. 6 Закона об НДС определяется исходя из фактически произведенных затрат по приобретению товаров (без учета налога), а моментом фактической реализации считается день их списания за счет соответствующих источников (п. 5 ст. 10 Закона об НДС).

Согласно Инструкции № 89 начисленные суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые из внереализационных доходов в соответствии с законодательством, учитываются следующей записью:

ДЕБЕТ 92-3 «Налог на добавленную стоимость»                      КРЕДИТ 68

— 72 000 руб. (400 000 х 18%) — исчислена сумма НДС по списанным за счет внереализационных расходов искусственной ели и новогодним украшениям.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
 

Журнал «Налоговый вестник» № 16/2015

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
 
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 
Мы на ФБ

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР