+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Спорные моменты квалификации действий граждан Российской Федерации, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность

""

Спорные моменты квалификации действий граждан Российской Федерации, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность



Максим Александрович Наумчик


Как отмечается в юридической литературе, квалифицировать совершенное деяние — значит отнести его к определенному виду (группе) правонарушений или позитивных поступков, охарактеризовать его как правомерное или неправомерное.

Очевидно, что данный процесс требует детального анализа и в конечном итоге предполагает принятие на основе сделанного вывода взвешенного решения. Точное установление соответствия действия, совершенного лицом, составу правонарушения, преду­смотренному в кодифицированном законе, является гарантией законности привлечения такого лица к ответственности.

Одним из видов правонарушений, квалификацию которых осуществляют должностные лица контролирующих органов, являются административные проступки. Хотя, заметим, что Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) оперирует исключительно понятием «административное правонарушение», под которым признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП).

В практике контролирующих органов периодически возникают вопросы, связанные с затруднением в правильном отнесении неправомерного деяния к той либо иной статье Особенной части КоАП. Наличие таких сложностей в первую очередь обусловлено тем, что дела об административных правонарушениях отличаются своей разнообразностью и многочисленностью, более того, они относятся еще и к категории особо сложных дел.

Рассмотрим один из таких вопросов, а именно: вправе ли граждане Российской Федерации, временно пребывающие и временно проживающие на территории Республики Беларусь, осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и если нет, то по какой статье КоАП такая деятельность может быть квалифицирована?

Прежде чем дать ответ, представляется целесообразным про­анализировать акты законодательства, регулирующие предпринимательскую деятельность, и ст. 12.7 КоАП, которой установлена ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность, в частности — ее части 1-1 и 2 как наиболее подходящие по составу.

Итак, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП, образует предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления.

Объективную сторону состава административного правонару­шения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7 КоАП, образует предпри­нимательская деятельность, которая в соответствии с законода­тельными актами является незаконной и (или) запрещается.

Исходя из положений ч. 2 ст. 1.4 КоАП находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не установлено ст. 1.4 КоАП.


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023