Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости по ВЭД
Архив
Все журналы агентства
 

"ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВЭД" № 01/2009

••• Актуальные вопросы валютного регулирования и финансово-хозяйственной деятельности

 

Сергей Овсейко

 

?Юридическое лицо — нерезидент продает физическому лицу — резиденту долю в уставном фонде юридического лица — резидента. Требуются ли дополнительные разрешения для осуществления такой операции? Могут ли использоваться доллары США для расчетов по ней?

Согласно ст. 7 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» данная операция относится к связанным с движением капитала (поскольку не содержит признаков текущей). Однако на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами — резидентами разрешение Национального банка Республики Беларусь требуется только в перечисленных в ч. 3 ст. 10 данного Закона случаях, в частности при приобретении доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента.

Таким образом, на приобретение доли в уставном фонде резидента разрешения Нацбанка не требуется.

Согласно п. 30 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее — Правила № 72), использование иностранной валюты за пределами Республики Беларусь в отношениях между физическими лицами — резидентами, между физическим лицом — резидентом и физическим лицом — нерезидентом, между физическими лицами — резидентами и субъектами валютных операций, между физическими лицами — нерезидентами и субъектами валютных операций — резидентами разрешается при проведении всех валютных операций. Согласно ч. 3 п. 2 Правил № 72 под валютными операциями, осуществляемыми за пределами Республики Беларусь, понимаются все иные валютные операции, не относимые к валютным операциям, осуществляемым на территории Республики Беларусь.

Под валютными операциями, осуществляемыми на территории Республики Беларусь, понимаются:

   в части валютных операций, предусматривающих осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу товара, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг, — валютные операции, предусматривающие осуществление расчетов по сделкам, по которым передача и получение товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг осуществляются на территории Республики Беларусь независимо от места передачи наличных денежных средств, места перечисления и/или зачисления денежных средств по данным валютным операциям;

   в части валютных операций, предусматривающих осуществление расчетов по сделкам, не предусматривающим передачу товара, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг, — валютные операции, предусматривающие осуществление расчетов по сделкам, по которым передача наличных денежных средств производится на территории Республики Беларусь, зачисление наличных денежных средств осуществляется на счета в банках либо перечисление денежных средств осуществляется со счета на счет, открытые в банках.

В соответствии с Правилами № 72 «банками» считаются только банки-резиденты (ч. 2 п. 1 Правил № 72). Если в данном случае перечисление средств осуществляется на счет нерезидента — юридического лица, открытый за пределами Республики Беларусь, то операция рассматривается как осуществляющаяся за пределами территории Республики Беларусь.

Таким образом, использование долларов США для расчетов между резидентом — физическим лицом и нерезидентом — юридическим лицом в данном случае правомерно. 

?Достаточно ли указания на стенде, которым оборудован обменный пункт банка, указания на то, что он осуществляет валютно-обменные операции в соответствии с законодательством, либо на нем должны быть указаны все операции, осуществляемые данным обменным пунктом?

Согласно ст. 276 Банковского кодекса Республики Беларусь к валютно-обменным операциям относятся: 1) операции по обмену иностранной валюты на официальную денежную единицу Республики Беларусь и (или) обмену официальной денежной единицы Республики Беларусь на иностранную валюту по установленным обменным курсам (купля-продажа иностранной валюты); 2) операции по обмену одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам (конверсия иностранной валюты); 3) иные операции, определенные Национальным банком. В частности, в п.1.5 Правил осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001 № 170, содержится развернутый перечень валютно-обменных операций:

а) продажа иностранной валюты — обмен уполномоченными банками белорусских рублей физического лица на иностранную валюту по установленным обменным курсам;

б) покупка иностранной валюты — обмен уполномоченными банками иностранной валюты физического лица на белорусские рубли по установленным обменным курсам;

в) конверсия иностранной валюты —обмен уполномоченными банками одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам;

г) продажа платежных документов в иностранной валюте за белорусские рубли — обмен уполномоченными банками белорусских рублей физического лица на платежные документы в иностранной валюте;

д) покупка платежных документов в иностранной валюте за белорусские рубли — обмен уполномоченными банками платежных документов в иностранной валюте физического лица на белорусские рубли;

е) продажа платежных документов в иностранной валюте за иностранную валюту — обмен уполномоченными банками иностранной валюты физического лица на платежные документы в иностранной валюте;

ж) покупка платежных документов в иностранной валюте за иностранную валюту — обмен уполномоченными банками платежных документов в иностранной валюте физического лица на иностранную валюту;

з) размен наличной иностранной валюты (далее — размен) — обмен наличной иностранной валюты одного номинала на наличную иностранную валюту этого же вида другого номинала;

и) обмен наличной иностранной валюты (далее — обмен) — обмен изъятых и изымаемых из обращения, но принимаемых к обмену, а также изношенных, поврежденных, но сохранивших признаки платежности денежных знаков, подлинность которых не вызывает сомнения, на платежеспособные денежные знаки той же иностранной валюты тех же либо других номиналов;

к) инкассо наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте (далее — инкассо) — прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте.

Согласно преамбуле к Правилам № 170 банк вправе осуществлять как все, так и только некоторые валютно-обменные операции.

В соответствии с п. 14 Правил № 170 обменный пункт (касса) должен быть оборудован стендом, содержащим следующую информацию:

а) наименование уполномоченного банка;

б) номер обменного пункта;

в) перечень совершаемых валютно-обменных и иных банковских операций;

г) установленные обменные курсы покупки и продажи иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

д) установленные обменные курсы конверсии иностранной валюты;

е) размер вознаграждения (платы), взимаемого уполномоченным банком за услуги банка;

ж) режим работы обменного пункта (кассы) с указанием периодичности и продолжительности технических и обеденных перерывов;

з) о близлежащих (не менее трех) обменных пунктах (кассах);

и) особые условия совершения валютно-обменных операций (при их наличии), устанавливаемые Национальным банком;

к) номер телефона уполномоченного банка и Главного управления Национального банка по области по месту расположения обменного пункта (кассы) для предложений и замечаний о работе обменного пункта (кассы).

Таким образом, перечень валютно-обменных операций с участием физических лиц является достаточно широким. Нормативные правовые акты Нацбанка прямо обязывают банки размещать на соответствующих стендах информацию о данном перечне. По нашему мнению, термин «перечень» подразумевает попунктное перечисление всех видов валютно-обменных операций, а не отсылку к действующим документам Нацбанка.

?Согласно ч. 12 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 №3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» «первичные учетные документы могут быть изъяты органами, которым в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, предоставлены соответствующие полномочия». Какие органы наделены соответствующими полномочиями?

«Изъятие» не является самостоятельным процессуальным действием в рамках судопроизводства. Это лишь одна из составляющих таких процедур, как «арест» (п. 2 ст. 132 УПК), «обыск и выемка» (ст. 210 УПК). Арест на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность, за их действия налагается органом дознания, следователем, прокурором и судом в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества вправе наложить арест (п. 1 ст. 132). Обыск и выемка проводятся следователем, органом дознания, о чем выносится постановление. Основанием для проведения обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо помещении или ином месте либо у какого-нибудь лица находятся орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Основанием для проведения выемки являются достаточные данные о наличии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся (ст. 208–210).

Государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются:

1) органы милиции;

2) органы государственной безопасности — по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) органы пограничных войск — по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

6) таможенные органы — по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

7) органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь — по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

8) органы государственного пожарного надзора — по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;

9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;

10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.

Органами, уполномоченными законом осуществлять предварительное следствие и дознание, на основании ст. 180 УПК являются следователи:

1) прокуратуры;

2) органов внутренних дел;

3) органов государственной безопасности;

4) органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

5) органы дознания.

Кроме того, изъятие документов предусмотрено и другими нормативными правовыми актами:

1) статья 8.9 ПИКоАП рассматривает в качестве меры обеспечения административного процесса изъятие обнаруженных при задержании, личном обыске, осмотре или в других случаях при осуществлении служебных полномочий документов, которые изымаются должностным лицом органа, ведущего административный процесс, на срок до вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении;

2) в соответствии с п. 13 Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 № 673, при выявлении фактов совершения подлога документов проверяющие (за исключением случая проведения камеральных налоговых проверок) имеют право изымать подлинные документы, взамен которых в делах проверяемого субъекта предпринимательской деятельности оставляются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями работника контролирующего органа и главного бухгалтера (другого должностного лица) проверяемого субъекта;

3) согласно ст. 76 НК изъятие документов производится на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, утвержденному руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. Изъятие документов производится в присутствии лиц, у которых производится изъятие документов, а в случае их отсутствия — в присутствии понятых. При этом не подлежат изъятию документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. Изъятые документы перечисляются и описываются в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования и количества изъятых документов;

4) согласно п. 7.8 ст. 297 и ст. 307 ТмК таможенные органы при проведении таможенной проверки, а также при осуществлении таможенного контроля вправе осуществлять изъятие документов;

5) Законом Республики Беларусь от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (ст. 24–25);

6) Законом Республики Беларусь от 09.02.2000 № 369-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» (п. 3 ст. 17);

7) Законом Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (ст. 14);

8) Законом Республики Беларусь от 09.07.1999 № 280-З «Об оперативно-розыскной деятельности» (п. 3 ст. 2);

9) Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592;

10) Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденное постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28.12.20001 № 136;

11) Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1585 (п. 7.13);

12) Инструкцией о порядке организации и проведения проверок (ревизий) Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Республики Беларусь, главными управлениями Министерства финансов по областям и г. Минску, отделениями главных управлений Министерства финансов по областям, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 30.12.1999 № 391;

13) Инструкцией о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28.11.2002 № 97.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

Журнал «Валютное регулирование и ВЭД»

ВР_12_Q275370.jpg

Валютное регулирование и ВЭД

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР