Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости по ВЭД
Архив журналов
Все журналы агентства
 

"ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВЭД" № 11/2009

••• Внесение денежных средств на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

 

Людмила Дрозд,
эксперт по вопросам обеспечения
исполнения налогового обязательства

 

Требование законодательства по предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов направлено на сокращение случаев вовлечения товаров в экономический оборот на территории Республики Беларусь с нарушением дей­ствующего законодательства и без уплаты таможенных платежей. Внесение денежных средств на счет таможенного органа является одним из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Требование по предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов изложено в Таможенном кодексе Республики Беларусь (далее — ТК). Пунктом 2 ст. 260 ТК определено, что уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается:

● в случае предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 256 ТК;

● в иных случаях, установленных ТК и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Согласно п. 3.5 ст. 107 ТК разрешение на таможенный транзит в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, выдается при условии предоставления обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. Такое обеспечение может быть представлено и путем внесения денежных средств на счет таможенного органа.

В соответствии со ст. 267 ТК внесение денежных средств на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов производится по желанию плательщика в белорусских рублях или в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком Республики Беларусь. Проценты на внесенные суммы денежных средств не начисляются.

Денежные средства могут быть внесены как на счет таможенного органа, в котором производится таможенное оформление, так и на счет иного таможенного органа. В соответствии с п. 1.4 постановления Государ­ственного таможенного комитета Республики Беларусь от 29.06.2007 № 69 (далее — Постановление № 69), если таможенное оформление товаров, при котором требуется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, будет производиться в ином таможенном органе, чем таможенный орган, в который предоставлено обеспечение, то к регистрации представляется сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

 Сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов является таможенным документом, подтверждающим предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Если денежные средства внесены на счет таможенного органа, в котором производится таможенное оформление, лицом, представляющим товары к таможенному оформлению, то представление сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется.

Постановлением № 69 утверждены четыре формы сертификатов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов форм «С1», «С2», «С3», «С4». При этом установлено, что сертификаты обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов форм «С1», «С2», «С4» являются таможенными документами, подтверждающими предоставление обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита. А сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов формы «С3» является таможенным документом, подтверждающим предоставление обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита) либо под таможенный режим.

При неисполнении налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспеченного внесением денежных средств на счет таможенного органа, таможенный орган производит обращение сумм обеспечения в подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, налогов и перечисляет их в республиканский бюджет. В соответствии с п. 6.3 ст. 254 ТК при обращении сумм обеспечения в причитающиеся таможенные платежи днем уплаты таможенных платежей считается день подачи в таможенный орган заявления плательщика в письменной форме о таком обращении (при условии, что суммы обеспечения поступили на счета таможенного органа). Либо таким днем считается день принятия таможенным органом решения об обращении сумм обеспечения в причитающиеся таможенные платежи, если плательщик нарушил установленные ограничения, требования или условия, исполнение которых было обеспечено внесением денежных сумм.

Таможенный орган, на счет которого внесены денежные средства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, имеет право принять решение об обращении сумм обеспечения в причитающиеся таможенные платежи на основании п. 1 ст. 270 ТК. Так, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения в установленные сроки налогового обязательства по уплате таможенных платежей и неуплаты пеней, процентов за предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов таможенные органы взыскивают таможенные платежи принудительно, в том числе путем обращения сумм обеспечения в счет неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей, а также неуплаченных пеней, процентов. 

Примерная форма решения об обращении сумм обеспечения в причитающиеся таможенные платежи установлена внутренним нормативным актом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Указанное решение принимается в двух экземплярах, первый из которых направляется плательщику таможенных платежей (иному обязанному лицу), второй — остается в таможне. Указанное решение выносится таможенным органом в случае установления на счетах таможни сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, внесенных плательщиком, имеющим не исполненное в установленный срок налоговое обязательство по уплате таможенных платежей, процентов, пеней.

После исполнения лицом обязательств, обеспеченных указанными суммами, денежные средства, внесенные на счет таможенного органа, по желанию плательщика подлежат:

● возврату;

● обращению в причитающиеся таможенные платежи;

● использованию для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по иному налоговому обязательству перед таможенными органами.

В соответствии со ст. 274 ТК возврат сумм обеспечения осуществляется при условии отсутствия у плательщика неисполненного обязательства по уплате таможенных платежей, а также неуплаченных пеней и (или) процентов. Для того чтобы денежные средства были возвращены, заявление об их возврате должно быть подано плательщиком в таможенный орган в течение 3 лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства. По истечении указанного срока невостребованные суммы обеспечения перечисляются в республиканский бюджет и возврату не подлежат. Возврат сумм обеспечения производится таможенным органом в течение одного месяца со дня подачи плательщиком заявления о возврате сумм обеспечения.

В соответствии с п. 2 ст. 274 ТК суммы обеспечения возвращаются таможенным органом, на счет или в кассу которого эти суммы были внесены, либо иным таможенным органом, определенным Государственным таможенным комитетом. Таможенные органы, которые вправе возвращать суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определены постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 25.05.2007 № 44. Согласно п. 1 данного постановления суммы денежных средств, внесенные на текущий (расчетный) счет таможенного органа отправления либо наличными денежными средствами в кассу таможенного органа отправления в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, могут быть возвращены таможенным органом назначения. Для того чтобы денежные средства были перечислены со счета таможенного органа отправления на счет таможенного органа назначения, плательщик должен подать заявление на такое перечисление. При отсутствии такого заявления плательщик должен будет вернуться в таможенный орган отправления за возвратом своих денежных средств.

Для возврата сумм обеспечения плательщику необходимо подать в таможенный орган, на счет или в кассу которого эти суммы были внесены, письменное заявление (в произвольной форме), в котором указываются:

● обоснование возврата сумм обеспечения;

● суммы, подлежащие возврату;

● реквизиты платежных документов, согласно которым суммы обеспечения были внесены;

● банковские реквизиты плательщика.

Если за плательщика внесение сумм обеспечения производило иное лицо, то в своем заявлении плательщик может указать банковские реквизиты этого лица, которому надлежит возвратить суммы обеспечения.

К заявлению плательщика прилагаются документы, не представленные таможенному органу ранее, но имеющие существенное значение для принятия решения о возврате сумм обеспечения. При непредставлении плательщиком таких документов таможенный орган запрашивает их в письменной форме с указанием срока представления. Если в установленный срок необходимые документы так и не будут представлены, таможенный орган вынесет письменное решение об отказе в возврате указанных сумм. В таком случае для возврата сумм обеспечения плательщик должен повторно обратиться в таможенный орган и представить необходимые документы.

Возврат сумм обеспечения производится таможенным органом в течение одного месяца со дня подачи плательщиком заявления о возврате сумм обеспечения. При нарушении указанного срока суммы обеспечения возвращаются плательщику с начисленными на них процентами за каждый день нарушения срока возврата по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей на день направления платежного поручения банку на возврат плательщику этих сумм.

Суммы обеспечения возвращаются в белорусских рублях или иностранной валюте в зависимости от того, в каких денежных единицах они были внесены. В случае внесения сумм обеспечения в иностранной валюте таможенный орган при отсутствии у него денежных средств в этой иностранной валюте вправе с согласия плательщика возвратить эти суммы в иной иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком Республики Беларусь, либо в белорусских рублях. Для целей пересчета иностранной валюты применяется официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте, установленный Национальным банком Республики Беларусь на день возврата сумм обеспечения.

Если суммы обеспечения были внесены в кассу таможенного органа наличными денежными средствами, по желанию плательщика возврат сумм обеспечения может быть осуществлен как наличными денежными средствами из кассы таможенного органа, так и в безналичном порядке.

При возврате сумм обеспечения пени, проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются.

Денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, по желанию плательщика могут быть обращены в причитающиеся таможенные платежи. При этом заявление на обращение плательщиком не подается. Согласно п. 12 Инструкции о порядке реализации взимания таможенных платежей, процентов, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24.01.2007 № 11, в качестве заявления плательщика на обращение денежных средств, поступивших на текущий (расчетный) счет таможни, в счет причитающихся таможенных платежей рассматривается таможенная декларация. Сведения отражаются в грузовой таможенной декларации в соответствии с Положением о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация» и Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров, которые утверждены приказом Государ­ственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.1998 № 246-ОД. Так, графа «В» грузовой таможенной декларации предназначена для указания платежных документов, подтверждающих уплату таможенных платежей, сумм таможенных платежей и иных сведений, касающихся уплаты таможенных платежей. Выбрав необходимый код способа платежа (согласно Классификатору способов платежа это код 41), можно заявить, что таможенный платеж уплачен путем обращения денежных средств, внесенных на текущий (расчетный) счет таможни в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

В заключение обратим внимание на тот факт, что денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, являются собственностью лица, их внесшего. Поэтому распорядиться такими средствами лицо может путем подачи заявления на возврат, обращение в причитающиеся таможенные платежи либо использовать такие денежные средства для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по иному налоговому обязательству перед таможенными органами. И только в случае неисполнения лицом обязательств, обеспеченных денежными суммами, внесенными на счет таможенного органа, такой таможенный орган вправе обратить взыскание на внесенные денежные средства.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта


Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 11/2016

Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 08/2015

Валютное регулирование и ВЭД

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР