Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости по ВЭД
Архив журналов
Все журналы агентства
 

"ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВЭД" № 11/2009

••• Свободные экономические зоны: таможенные новации

 

Марина Романова,
специалист таможенного
дела, юрист

 

Свободные экономические зоны (далее — СЭЗ) для любого государства являются эффективным и проверенным механизмом привлечения иностранных инвестиций в экономику и развития регионов. Не исключением в данном вопросе является и Республика Беларусь. В нашей стране наблюдается последовательное совершенствование законодательства о функционировании СЭЗ в целом и их таможенной (свободные таможенные зоны) составляющей.

В рамках данного процесса принят Указ Президента Республики Беларусь от 21.08.2009 № 430, внесший определенные новации в некоторые вопросы функционирования свободных таможенных зон (далее — СТЗ) и помещения товаров под таможенный режим СТЗ.

Напомним, что согласно п. 1.27 ст. 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) СТЗ — это территория в границах СЭЗ, определенная в соответствии с законодательством, в пределах которой резидентом СЭЗ могут размещаться иностранные товары, помещенные под таможенный режим СТЗ, а также отечественные товары. В этом контексте необходимо пояснить, что представляет собой таможенный режим СТЗ. Это таможенный режим, допускающий хранение, использование иностранных товаров, а также совершение операций переработки таких товаров, в том числе с использованием при данных операциях отечественных товаров, резидентом СЭЗ в определенной для такого резидента СТЗ в течение срока ее функционирования (п. 1 ст. 221 ТК). Под таможенный режим СТЗ в соответствии с п. 2 ст. 221 ТК могут помещаться иностранные товары, находящиеся на таможенной территории, которые после ввоза на таможенную территорию не помещались под иные таможенные режимы, за исключением таможенных режимов таможенного склада и СТЗ, а также товары, образовавшиеся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ.

При этом, учитывая тот факт, что при помещении товаров под данный таможенный режим существуют льготы по уплате таможенных платежей, а именно не уплачиваются ввозные таможенные пошлины и налоги, законодательство налагает на декларанта режима (которым может выступать только резидент СЭЗ, который будет осуществлять хранение, использование и (или) операции переработки иностранных товаров в определенной для такого резидента СТЗ) обязанность по прекращению данного режима. Согласно ст. 223 ТК дей­ствие таможенного режима СТЗ прекращается при:

● помещении товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и (или) товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ, под таможенный режим или под таможенную процедуру;

● задержании товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ, и (или) товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим СТЗ;

● снятии товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с таможенного контроля в связи с наступлением обстоятельств, допускающих снятие таких товаров с таможенного контроля.

Значительную часть товаров, помещаемых под таможенный режим СТЗ, составляют сырьевые товары, которые в определенных случаях могут использоваться в качестве проб и образцов при проведении лабораторных испытаний. В отношении данной категории товаров у декларанта так же, как и в отношении иных товаров, помещаемых под таможенный режим СТЗ, существует обязательство по снятию их с контроля. Указ № 430 делает исполнение такого обязательства более простым. Согласно п. 1.1 Указа № 430 товары, использованные в качестве проб и образцов при проведении лабораторных испытаний в ходе непрерывного технологического процесса, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, и товары, образовавшиеся при осуществлении операций переработки таких товаров, помещаются под таможенный режим свободного обращения на основании данных бухгалтерского учета без их фактического предъявления таможенному органу.

Анализируя нормы Указа № 430, необходимо отметить, что декларант таможенного режима СТЗ вправе также поместить данные товары под иные таможенные режимы, но делать это должен в общеустановленном порядке.

Еще одна категория товаров, таможенного оформления которой в рамках таможенного режима СТЗ коснулся Указ № 430, — это товары, ввозимые для производства строительно-монтажных и (или) ремонтных работ по созданию недвижимого имущества или его частей в свободных таможенных зонах.

В отношении таких товаров п. 1.2.2 Указа № 430 устанавливает, что помещенные под таможенный режим СТЗ товары, использованные при производстве строительно-монтажных и (или) ремонтных работ по созданию недвижимого имущества или его частей, могут быть представлены резидентом СЭЗ — декларантом этого таможенного режима либо иным резидентом СЭЗ, которому будут переданы созданные с использованием таких товаров недвижимое имущество или его части, для помещения под таможенные режимы СТЗ или свободного обращения либо под таможенную процедуру временного хранения товаров на основании данных бухгалтерского учета без их фактического предъявления таможенному органу. Данная норма существенно упрощает процедуру таможенного оформления таких товаров.

Необходимо отметить, что в целом порядок совершения действий с данной категорией товаров определен Положением о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 № 66 (далее — Положение № 66).

И еще на одну норму Указа № 430 хотим обратить внимание. В целом Положение № 66 устанавливает следующие случаи прекращения функционирования СТЗ:

● ликвидация СЭЗ, в том числе в связи с истечением срока ее функционирования;

● упразднение СТЗ решением администрации СТЗ по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (далее — ГТК).

Указанное решение может быть принято в соответствии с п. 11 Положения № 66 в нескольких случаях:

1) по заявлению владельца СТЗ (в том числе после реализации им его инвестиционного проекта);

2) в связи с лишением владельца СТЗ или утратой им статуса резидента СТЗ;

3) по ходатайству ГТК в администрацию СЭЗ (в случае выявления фактов неоднократного совершения владельцем СТЗ нарушений таможенного законодательства);

4) в иных случаях невозможности сохранения СТЗ.

Функционирование СТЗ прекращается по истечении двух месяцев со дня согласования ГТК решения об упразднении, принятого администрацией СЭЗ.

Установлено, что функционирование СТЗ прекращается с даты согласования решения администрации СЭЗ об определении для иного резидента СЭЗ пределов территории СТЗ, в состав которой включена упраздненная СТЗ до истечения двухмесячного срока (п. 12 Положения № 66).

Пункт 1.2.1 Указа № 430 определяет, что упраздненная СТЗ до истечения вышеуказанного срока может быть включена в состав вновь определяемой СТЗ иного резидента СЭЗ. При этом определено, что в упраздненной СТЗ должны отсутствовать товары резидента СЭЗ, в отношении которого принято решение об упразднении СТЗ.

Для реализации данной нормы Указа № 430 принято постановление Государ­ственного таможенного комитета Республики Беларусь от 21.09.2009 № 65 (далее — Постановление № 65), которым внесено изменение в Инструкцию о порядке согласования решений администраций свободных экономических зон об определении пределов свободных таможенных зон (упразднении свободных таможенных зон) в пределах свободных экономических зон, а также строительства в пределах свободных таможенных зон, утвержденную постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 04.04.2006 № 27. Постановлением № 65 определено, что для согласования решения об определении пределов СТЗ, в состав которого включена упраздненная СТЗ иного резидента СЭЗ, до истечения двух месяцев со дня согласования ГТК решения об упразднении СТЗ, администрацией СЭЗ в обращении о согласовании решения об определении пределов СТЗ информирует ГТК об отсутствии в упраздненной СТЗ товаров резидента СЭЗ, в отношении которого принято решение об упразднении СТЗ.

 

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта


Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 11/2016

Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 08/2015

Валютное регулирование и ВЭД

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР