Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости по ВЭД
Архив журналов
Все журналы агентства
 

"ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВЭД" № 09/2009

••• Ввоз в Республику Беларусь отдельных товаров ограничен (комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 21.04.2009 № 214 «О временном установлении ставок ввозных таможенных пошлин на товары»)

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 04.05.2009,
№ 105, рег. № 1/10641 от 22.04.2009)

 

Андрей Аброскин,
экономист, специалист
таможенного дела 

 

 

В целях поддержки отечественных товаропроизводителей Указом Президента Республики Беларусь от 21.04.2009 № 214 «О временном установлении ставок ввозных таможенных пошлин на товары» (далее — Указ № 214) установлены повышенные ставки ввозных таможенных пошлин на следующие товары:

   отдельную плодоовощную продукцию (картофель свежий или охлажденный, лук репчатый, капуста белокочанная, морковь, свекла столовая) — сроком на 6 месяцев. Принятая мера поддержки отечественных производителей плодоовощной продукции не нова. Ранее повышенные ставки ввозных таможенных пошлин на такие товары устанавливались постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2006 № 1107 «Об установлении ставок сезонных таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары» и от 06.09.2007 № 1143 «Об установлении ставок сезонных таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары», Указом Президента Республики Беларусь от 18.09.2008 № 523 «Об установлении ставок сезонных таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары»;

   некоторые иные товары — сроком на 9 месяцев. К таким товарам можно отнести:

— отдельные товары, классифицируемые в товарных позициях 1108, 2001, 2005, 2102, 2105, 2204, 3402, 3805, 3806, 3922, 4410, 4411, 4412, 4803, 4814, 4818, 4819, 5402, 6115, 6309, 7019, 7322, 8415, 8418, 8450, 8508, 8516, 8521, 8528, 8539, 8712, 9401, 9403, 9406 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (далее — ТН ВЭД);

— все товары, классифицируемые в товарных позициях 0207, 0405, 3401, 4202, 5309, 5701, 5702, 6107, 6108, 6109, 6110, 6201, 6202, 6203, 6204, 6205, 6212, 9101, 9202, 9203 ТН ВЭД.

Согласно ст. 249 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) для целей исчисления таможенных пошлин применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Таким образом, ставки, установленные Указом № 214, должны применяться при таможенном оформлении товаров, таможенные декларации на помещении которых под соответствующий таможенный режим приняты таможенным органом в период действия указанных ставок, то есть с даты официального опубликования Указа № 214 (даты его вступления в силу).

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 19.12.1991 №1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» » в базу для исчисления налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, должна включаться подлежащая уплате сумма таможенной пошлины. В этой связи необходимо напомнить, что в отношении товаров, поименованных в Указе № 214, в базу для исчисления налога на добавленную стоимость должна включаться подлежащая уплате сумма «повышенной» таможенной пошлины.

Необходимо отметить, что Указом № 214 и иными нормативными правовыми актами определены случаи, когда повышенные ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Указом № 214, не применяются. Рассмотрим их более подробно.

В первую очередь, п. 2 комментируемого Указа № 214 определено, что установленные им ставки ввозных таможенных пошлин неприменяются к товарам, происходящим из стран Европейского союза, Турецкой Республики, Швейцарской Конфедерациии Княжества Лихтенштейн, перечисленным в приложении к Указу Президента Республики Беларусь от 08.02.2008 № 68 «Об установлении ставок таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь текстильные изделия». Последним на 2009 год предусмотрены пониженные ставки ввозных таможенных пошлин на некоторые товары (текстильные изделия), происходящие из вышеуказанных стран.

Государствами — членами Европей­ского союза являются Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Польша, Венгрия, Словакия, Чехия, Словения, Кипр, Литва, Латвия, Эстония, Мальта, Болгария и Румыния, а в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2007 №1306 «О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров» (далее — Постановление № 1306) для подтверждения страны происхождения вышеуказанных товаров в обязательном порядке требуется сертификат о происхождении товара, причем независимо от стоимости таких товаров.

Кроме того, установленные Указом № 214 ограничения фактически не применяются в отношении товаров, происходящих и ввозимых из стран Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) с соблюдением правил режима свободной торговли. Так, в соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 (далее — Соглашение) и Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2007 № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин» (далее — Указ № 699), товары, происходящие из стран, перечисленных в приложении 2 к Указу № 699, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли (в их число входят страны СНГ), и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь из этих стран, ввозными таможенными пошлинами не облагаются.

Порядок подтверждения происхождения товаров для целей применения режима свободной торговли определен Постановлением № 1306 и предусматривает обязательное предоставление сертификата о происхождении товара формы СТ-1 в отношении партии товара фактурной стоимостью, эквивалентной 5 000 долларов США и более, а также при регулярных поставках (чаще чем один раз в 90 дней) одним и тем же экспортером одному и тому же импортеру партий товара фактурной стоимостью, эквивалентной менее 5 000 долларов США.

Условия применения режима свободной торговли определены п. 9 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000, и предусматривают одновременное выполнение следующих требований:

   товар экспортируется на основании договора между резидентом одного из государств — участников и резидентом другого государства — участника Соглашения;

   товар ввозится с таможенной территории одного государства — участника на таможенную территорию другого государства — участника Соглашения. При этом товар не должен покидать территории государств — участников Соглашения, кроме случаев, когда такая транспортировка невозможна в силу географического положения государства — участника Соглашения или отдельной его территории, а также случаев, согласованных компетентными органами государств — участников Соглашения, экспортирующих и импортирующих товары.

Для подтверждения выполнения данных условий при таможенном оформлении товаров используются следующие документы: внешнеторговый договор; товаротранспортные документы (железнодорожные, автотранспортные и авианакладные, коносамент); счет-фактура (инвойс), счет-проформа (инвойс-проформа); документы, подтверждающие в случае необходимости статус резидента государства — участника Соглашения.

Наряду с вышеизложенным в отношении отдельных из товаров, поименованных в Указе № 214, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран (территорий), Декретом Президента Республики Беларусь от 18.04.2003 № 14 «Об установлении тарифных преференций» предусмотрено применение следующихтарифных преференций:

   в виде снижения ставок ввозных таможенных пошлин на 25 % — в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран (территорий);

   в виде освобождения от обложения ввозными таможенными пошлинами — в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран (территорий).

В соответствии с Постановлением № 1306 происхождение товаров из развивающихся или наименее развитых стран (территорий) для целей предоставления вышеуказанных тарифных преференций подтверждается следующими документами:

   при партии товара фактурной стоимостью, эквивалентной 5 000 долларов США и более, либо при регулярных поставках (чаще чем один раз в 90 дней) одним и тем же экспортером одному и тому же импортеру партий товара фактурной стоимостью, эквивалентной менее 5 000 долларов США, — сертификатом о происхождении товара формы А;

   при партии товара фактурной стоимостью, эквивалентной менее 5 000 долларов США (за исключением вышеуказанных регулярных поставок), — сертификатом о происхождении товара формы А и (или) декларацией о происхождении товара. Согласно ст. 21 ТК в качестве такой декларации о происхождении товара используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров.

Вышеуказанные тарифные преференции предоставляются при одновременном соблюдении следующих правил:

   правила непосредственной закупки. Согласно Правилам определения страны происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, установленным соглашением между правительствами стран — участниц СНГ от 12.04.1996, товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране (территории), на которую распространяется тарифный преференциальный режим;

   правила прямой отгрузки. Согласно вышеуказанным Правилам прямой отгрузкой (поставкой) считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся или наименее развитой страны (территории), на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства.

Правилу прямой отгрузки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем, а также товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении следующих условий: товары были поставлены с территории развивающейся или наименее развитой страны (территории), на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении; товары с момента их отправки на выставку или ярмарку не использовались в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных; товары ввозятся в страну, предоставившую тарифные преференции, в том же состоянии, в котором они были поставлены на выставку или ярмарку, без учета изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

 

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта


Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 11/2016

Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 08/2015

Валютное регулирование и ВЭД

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР