Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости по ВЭД
Архив журналов
Все журналы агентства
 

"ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВЭД" № 08/2009

••• Поручительство как способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

 

Людмила Дрозд,
эксперт по вопросам обеспечения
исполнения налогового обязательства

 

Институт поручительства является новым в таможенном законодательстве. Практика применения поручительства как одного из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, началась в 2005 году.

В соответствии со ст. 268 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) поручительство оформляется путем заключения между поручителем и таможенным органом договора поручительства, включающего в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов плательщика в случае неисполнения последним налоговых обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспеченных поручительством.

При этом определены 2 категории лиц, которые могут выступать в качестве поручителя перед таможенными органами:

1) банки и небанковские кредитно-финансовые организации, включенные в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей;

2) иные лица на условиях и в порядке, установленных Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Требования к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям

Порядок включения банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в реестр банков осуществляется при соблюдении условий, изложенных в ст. 265 ТК.

За включение банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в реестр банков взимается таможенный сбор. Ставка таможенного сбора за включение в указанный реестр установлена приложением 5 к Указу Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» в размере, эквивалентом 11 370 евро.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации включаются в реестр банков сроком на 5 лет.     

Согласно п. 2 ст. 265 ТК условиями включения банка, небанковской кредитно-финансовой организации в реестр банков являются:

1) наличие специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, выданного Национальным банком Республики Беларусь, предоставляющего право на выдачу банковских гарантий;

2) отсутствие неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей;

3) отсутствие убытков за последние 6 ежемесячных отчетных периодов;

4) наличие нормативного капитала в размере не менее установленного Национальным банком Республики Беларусь минимального размера нормативного капитала для действующих банков, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление банковской деятельности, выданное Национальным банком Республики Беларусь, предоставляющее право на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (депозиты). При этом нормативный капитал банка установлен в размере, эквивалентном не менее 10 млн евро. Указанный размер определен пунктом 67 Инструкции о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001 № 175.

Случаи исключения из реестра банков

Согласно ст. 266 ТК банк, небанковская кредитно-финансовая организация исключаются из реестра банков по решению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в случае:

1) ликвидации или реорганизации банка, небанковской кредитно-финансовой организации;

2) отзыва либо приостановления дей­ствия специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности в части выдачи банковской гарантии или отзыва такого специального разрешения (лицензии) в целом;

3) наличия нормативного капитала в размере менее установленного Национальным банком Республики Беларусь минимального размера нормативного капитала для действующих банков, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление банковской деятельности, выданное Национальным банком Республики Беларусь, предоставляющее право на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (депозиты), и отсутствия соответствующих нормативов безопасного функционирования, установленных Национальным банком Республики Беларусь для небанковских кредитно-финансовых организаций;

4) неисполнения обязательств по банковской гарантии, договору поручительства.

Банк, небанковская кредитно-финансовая организация, исключенные из реестра, могут быть повторно включены в реестр через один год со дня принятия решения об исключении банка, небанковской кредитно-финансовой организации из реестра при условии устранения причин исключения из реестра.

Требования к лицам, претендующим на заключение договоров поручительства

Свое право определения условий и порядка признания лиц в качестве поручителя перед таможенными органами Правительство Республики Беларусь реализовало в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 01.08.2007 № 977 «О некоторых вопросах обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов» (далее — Постановление № 977). Указанным постановлением было утверждено Положение об условиях и порядке признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве поручителя перед таможенными органами. Законодателем установлены следующие требования к поручителю:

● осуществление хозяйственной деятельности не менее 3 лет со дня государ­ственной регистрации;

● представление гарантии выполнения своих обязательств как поручителя в виде банковской гарантии (либо поручительства) банка и небанковских кредитно-финансовых организаций, включенных в реестр, либо в виде внесения денежных средств на счет таможенного органа;

● отсутствие неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов на день подачи заявления о признании поручителем.

С целью признания поручителем лицо направляет в таможенный орган, с которым он планирует заключить договор поручительства, заявление о признании поручителем в произвольной форме с приложением следующих документов:

1) гарантию выполнения своих обязательств как поручителя;

2) нотариально заверенной копии учредительных документов — для юридиче­ских лиц;

3) копии извещения о присвоении учетного номера плательщика, заверенной лицом.

Таможенный орган, в который поступило заявление лица на признание его поручителем, располагает сроком в 30 дней для признания лица поручителем либо вынесения решения об отказе в таком признании. В случае принятия положительного решения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе представить в таможенный орган для подписания договор поручительства.

Поручительство оформляется путем заключения между поручителем и таможенным органом договора поручитель­ства, включающего обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство по уплате таможенных по­шлин, налогов плательщика в случае неисполнения последним своих обязательств, обеспеченных поручительством. Согласно гражданскому законодательству поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен, оно прекращается, если кредитор в течение одного года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иска к поручителю. Когда срок исполнения основного обязательства не указан и не может быть определен или определен моментом востребования, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иска к поручителю в течение 2 лет со дня заключения договора поручительства.

Рассмотрим особенности применения поручительства при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Разрешение на таможенный транзит выдается должностным лицом таможенного органа при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В качестве такого обеспечения может быть представлен сертификат обеспечения, зарегистрированный в рамках договора поручительства, заключенного с поручителем.

В рамках заключенного договора поручительства таможенный орган, с которым заключен указанный договор, производит регистрацию сертификатов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Сумма, на которую могут быть зарегистрированы сертификаты обеспечения, не должна превышать сумму представленной поручителем гарантии выполнения своих обязательств как поручителя.          

В настоящее время утверждены 4 формы сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом законодательством установлено, что в качестве таможенного документа, подтверждающего предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, при помещении иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита используются сертификаты формы «С1», «С2» и «С4».

В рамках заключенного договора поручительства поручителю удобно представлять к регистрации сертификат формы «С2». Удобство данного сертификата связано с тем, что при его регистрации не требуется представление сведений о лицах, которые будут перемещать товары через таможенную границу, сведений о товарах и пункте ввоза. После регистрации поручитель передает зарегистрированные сертификаты перевозчикам, которые будут помещать товары под таможенную процедуру таможенного транзита. С целью защиты сертификата формы «С2» от подделки на указанный сертификат наносится марка таможенного контроля. Срок дей­ствия сертификата формы «С2» составляет один месяц со дня его регистрации. При этом законодатель установил, что сертификат формы «С2» может быть представлен для регистрации не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия договора поручительства.

Сведения о регистрации сертификата передаются в автоматическом режиме средствами электронной связи на все таможни Республики Беларусь. Поэтому товары могут быть представлены к таможенному оформлению с целью помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в любом пункте таможенного оформления. Оригинал сертификата формы «С2» представляется перевозчиком в пункте таможенного оформления, в котором товары помещаются под процедуру таможенного транзита. Указанный оригинал изымается должностным лицом таможенного органа отправления. У перевозчика на руках остаются 2 заверенные копии сертификата формы «С2», одна из которых при доставке товаров будет изъята должностным лицом таможенного органа назначения, а вторая — останется у перевозчика.

В настоящее время процесс передачи информации о принятии сертификатов формы «С2» при таможенном оформлении товаров, а также его погашении происходит в автоматическом режиме с помощью электронных программных продуктов. Указанный способ передачи информации существенно сокращает срок «оборачиваемости» сертификата, то есть период времени со дня регистрации сертификата до его погашения. Уменьшение срока «оборачиваемости» сертификата формы «С2» связано с тем, что его погашение осуществляет должностное лицо таможенного органа назначения после завершения таможенной процедуры таможенного транзита без нарушений, повлекших неисполнение налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов. Сертификат формы «С2» будет считаться погашенным с момента внесения должностным лицом таможенного органа назначения в 5-й раздел копии сертификата номера свидетельства о завершении таможенной процедуры таможенного транзита. Взамен погашенных сертификатов обеспечения принимаются к регистрации новые сертификаты обеспечения, которые могут быть снова представлены при таможенном оформлении товаров.

В настоящее время поручительство как форма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита является наиболее востребованным способом обеспечения.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта


Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 11/2016

Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 08/2015

Валютное регулирование и ВЭД

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР