Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости по ВЭД
Архив журналов
Все журналы агентства
 

"ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВЭД" № 02/2009

••• Экспорт товаров: широкие возможности

 

Марина Романова, юрист, специалист таможенного дела

 

В последние годы в принимаемых актах законодательства заметно последовательное упрощение работы экспортеров как на стадии производства экспортной продукции, так и на стадии ее реализации. За это время скопилось достаточно много нормативных актов, которые содержат различные упрощения в таможенном оформлении для экспортеров продукции, и далеко не всегда организации знают о тех возможностях, которые предоставляет им действующее законодательство. Попытаемся обобщить некоторые из наиболее значимых норм, упрощающих таможенные аспекты деятельности экспортеров.

 

Возможность упрощенного декларирования экспортируемых товаров

В отношении товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, и в отношении которых не установлены ставки вывозных таможенных пошлин, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2008 № 1213 «Об особенностях таможенного декларирования товаров» (далее — Постановление № 1213) предусмотрена возможность упрощенного декларирования.

Данная процедура включает в себя несколько преференций:

1. Возможность указания в таможенной декларации ориентировочных сведений. Такое возможно в некоторых конкретных случаях:

при отсутствии у декларанта всех необходимых сведений по независящим от него причинам;

при вывозе с таможенной территории отечественных товаров, в отношении которых не могут быть предоставлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли;

регулярного перемещения через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени.

Постановление № 1213 четко очерчивает круг тех сведений, в отношении которых может быть указана ориентировочная информация. К ним относятся сведения:

   о получателе товаров;

   о стране назначения товаров и (или) торгующей стране;

   о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

   о транспортных средствах, используемых для международной или внутриреспубликанской перевозки декларируемых товаров;

   о товарах — количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и других единицах измерения; статистическая стоимость; таможенная стоимость.

2. При представлении таможенной декларации с указанными в ней ориентировочными сведениями декларант обязан представить письменное уведомление о невозможности указания в ней точных сведений. При этом важным нюансом является то, что предъявление товаров таможенному органу для целей их таможенного оформления не требуется. После этого точные сведения о товарах, должны быть представлены в таможенный орган не позднее 10-го числа месяца, следующего за календарным месяцем выдачи свидетельства о помещении товаров под соответствующий таможенный режим.

3. Возможность подачи одной декларации в отношении нескольких товарных партий. Однако для этого должны соблюдаться определенные условия: товары предназначены для вывоза от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя на одних и тех же условиях по одному внешнеторговому договору (контракту) в течение календарного месяца.

Особенности таможенной процедуры таможенного транзита при экспорте товаров в Европейский союз

Для экспортируемых в Европейский союз товаров в белорусском таможенном законодательстве существует процедура, установленная постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 22.06.2007 № 58 «О таможенном документе, используемом в качестве документа таможенного транзита, и порядке его заполнения», которая позволяет не только упростить процесс перевозки товаров под таможенным контролем на территории Республики Беларусь, но и на территории Евросоюза. Для удобства читателя назовем ее сокращенно ДТТ/ЕАД (от сокращений ДТТ — документ таможенного транзита и ЕАД — Единый административный документ (таможенный документ, применяемый в Европейском союзе)).

Под процедуру перевозки с использованием ДТТ/ЕАД подпадают только отечественные товары, помещенные под таможенный режим экспорта, вывозимые с территории Республики Беларусь автомобильным транспортом.

Существенной особенностью данной процедуры является то, что формирование электронной и бумажной копий ДТТ/ЕАД осуществляется только уполномоченным таможенным агентом, который соответствует критериям, определенным в указанном Постановлении, на основании всех необходимых коммерческих, транспортных (перевозочных) документов, представленных ему перевозчиком.

Таможенный агент должен соответствовать следующим критериям:

1) опыт работы в сфере оказания таможенных услуг не менее 2 лет;

2) использование специальных мер, облегчающих таможенным органам производство таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в том числе транспортных средств, включающих в себя:

применение электронных методов обработки данных при заполнении таможенных документов;

использование локальных вычислительных сетей либо иных приемлемых для таможенных органов способов передачи в таможенные органы таможенных документов в электронном виде;

обеспечение проверки формируемых таможенным агентом электронных таможенных документов на предмет наличия вирусов;

3) наличие договорных отношений с европейской гарантирующей компанией о сотрудничестве в сфере оказания таможенных услуг, а также технических возможностей взаимодействия с ней по обмену электронной информацией;

4) использование информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, прошедших в таможенных органах проверку на соответствие требованиям, установленным Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Для того чтобы лучше понять, почему установлено такое требование, надо описать различия в заявлении процедуры перевозки под таможенным контролем в ЕС и в Республике Беларусь.

В Европейском союзе в правоотношения с таможенными органами вступают так называемые гарантирующие компании. Они заявляют процедуру перевозки под таможенным контролем и в качестве гарантии обеспечивают уплату таможенных платежей в случае невыполнения перевозчиком своих обязательств перед таможенными органами. Перевозчик же несет финансовую ответственность перед гарантирующей компанией.

Система взаимоотношений субъектов процедуры перевозки в Республике Беларусь существенно отличается от европейской системы. Процедуру перевозки в Беларуси заявляет непосредственно перевозчик, он же и несет ответственность перед таможенными органами за уплату таможенных платежей.

Подобные различия в заявлении процедуры перевозки и привели к необходимости определения некоторых особенностей в заявлении таможенной процедуры таможенного транзита с использованием ДТТ/ЕАД.

Перевозчик для заявления процедуры с использованием ДТТ/ЕАД обращается с необходимым пакетом транспортных (перевозочных) и коммерческих документов к уполномоченному таможенному агенту. Таможенный агент формирует электронную копию ДТТ/ЕАД. После формирования ДТТ/ЕАД таможенный агент направляет электронную копию документа европейскому гаранту, который после проверки обращается в таможенные органы Европейского союза с целью получения разрешения на перевозку товаров по территории ЕС, которое выражается в присвоении документу идентификационного номера MRN/LRN. После регистрации электронная копия ДТТ/ЕАД через европейскую гарантирующую компанию возвращается к таможенному агенту. Таможенные органы Республики Беларусь выдают разрешение на перевозку товаров по таможенной территории Республики Беларусь только при наличии в ДТТ/ЕАД идентификационного номера MRN/LRN.

Необходимо отметить, что регистрация данных, содержащихся в ДТТ/ЕАД, в таможенных органах Европейского союза является своеобразным предварительным информированием и позволит существенно ускорить перевозчикам прохождение белорусско-европейской границы, так как все сведения о перевозимых товарах уже будут к моменту ее пересечения находиться в базах данных Европейской системы транзита, соответствующим образом обработанные и проверенные.

Отсрочка уплаты таможенных платежей и НДС при ввозе товаров для производства экспортной продукции

В условиях мирового финансового кризиса особую актуальность приобретают элементы либерализации, связанные с уплатой различного рода платежей.

Одну из таких возможностей предоставляет Указ Президента Республики Беларусь от 23.08.2005 № 391 «Об отсрочке уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость» (далее — Указ № 391), который предоставляет экспортеру отсрочку по уплате таможенной пошлины и НДС при таможенном оформлении комплектующих, запасных частей, материалов и сырья, ввозимых в Республику Беларусь для изготовления экспортной продукции. Установленная Указом № 391 отсрочка предоставляется со дня помещения этих товаров под таможенный режим свободного обращения без уплаты процентов за ее использование.

Отсрочка предоставляется таможенными органами:

1) до 6 месяцев — при таможенном оформлении любых товаров, являющихся комплектующими, запасными частями, материалами и сырьем, в отношении которых подлежащие уплате суммы таможенных пошлин не превышают 10 % от их таможенной стоимости;

2) до 12 месяцев — при таможенном оформлении ввозимых для изготовления продукции экспортного судостроения и сахара-сырца тростникового (независимо от подлежащей уплате суммы таможенных пошлин) для производства сахара белого.

Порядок использования отсрочки уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении комплектующих, запасных частей, материалов и сырья, ввозимых в Республику Беларусь для изготовления экспортной продукции, определен гл. 7 Инструкции о порядке реализации, взимания таможенных платежей, процентов, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24.01.2007 № 11.

Обратим внимание на еще одну важную норму Указа № 391: в случае вывоза товаров, в отношении которых предоставлена вышеописанная отсрочка, в составе готовой продукции в указанные сроки за пределы таможенных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость не взимаются.

Предоставление экспортерам, обладающим статусом «Добросовестный участник ВЭД», самостоятельно налагать средства идентификации (пломбы)

В целом необходимо отметить, что статус «Добросовестного участника ВЭД» (далее — ДУ ВЭД) дает организации, его получившей, достаточно широкий спектр преимуществ, одно из которых касается именно экспортеров. Однако вначале напомним читателю, что порядок присвоения такого статуса и основные положения о преимуществах его наличия отражены в Указе Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 40 «О статусе добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» (далее — Указ № 40).

В соответствии с Указом № 40 таможенный орган, в зоне которого находится ДУ ВЭД, может по запросу данного лица предоставить ему приспособления для наложения средств идентификации на товары и транспортные средства (далее — пломбираторы).

Здесь необходимо напомнить читателю, что основными средствами идентификации согласно п. 2 ст. 110 Таможенного кодекса Республики Беларусь являются таможенные пломбы и печати. Наиболее часто применяющимися из этих двух видов являются таможенные пломбы. Средства идентификации применяются в целях обеспечения возможности обнаружения таможенным органом назначения следов изъятия товаров, сложения товаров в транспортное средство или совершения с товарами каких-либо операций.

Процедура получения заинтересованным ДУ ВЭД пломбираторов определена постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 04.03.2008 № 33 (далее — Постановление № 33) и состоит из следующих действий:

1. Подача заявления произвольной формы в таможню, в зоне оперативной деятельности которой расположен ДУ ВЭД. Заявление должно быть подписано руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверено печатью.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

копию приказа о создании комиссии, в присутствии которой будет осуществлятся загрузка товаров, в том числе транспортных средств;

образцы подписей членов комиссии.

2. В течение 10 дней начальник таможни, в которую подано заявление, принимает решение о выдаче пломбираторов. Данное решение оформляется приказом.

3. После принятия решения осуществляется расчет расходов таможенных органов на выдачу пломбираторов в размере 1,6 базовой величины и стоимости пломбираторов по цене на день оформления расчета. Форма расчета приведена в приложении 1 к Инструкции о порядке выдачи пломбираторов либо иных используемых таможенными органами приспособлений для наложения средств идентификации на товары и транспортные средства лицам, обладающим статусом ДУ ВЭД, и учета таких приспособлений, утвержденной Постановлением № 33.

4. Копия приказа и расчет расходов направляется ДУ ВЭД, который в течение 10 дней после получения должен произвести оплату согласно расчету через транзитные счета управлений государственного казначейства главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г. Минску, открытые для зачисления платежей, контролируемых таможенными органами (код 4630 «Прочие доходы, поступающие в счет компенсации в доход государства»).

5. После оплаты расчета должностное лицо ДУ ВЭД может обращаться в таможню за выдачей пломбираторов. Для получения необходимо представить следующие документы:

документ, удостоверяющий личность лица, уполномоченного на получение пломбираторов;

доверенность на получение пломбираторов, оформленная в установленном законодательством порядке;

документ, подтверждающий оплату по расчету.

В целом можно заключить, что передача таможенными органами ДУ ВЭД пломбираторов будет способствовать существенному сокращению времени совершения таможенных операций, поскольку таможенному ДУ ВЭД не потребуется для этого обращаться в таможенный орган при осуществлении каждой экспортной отгрузки товаров. Передавая пломбираторы, таможенный орган уполномочивает ДУ ВЭД налагать средства идентификации на товары и транспортные средства, представляемые им к таможенному оформлению.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта


Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 11/2016

Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 08/2015

Валютное регулирование и ВЭД

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР