Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости по ВЭД
Архив журналов
Все журналы агентства
 

"ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВЭД" № 11/2008

Когда в декларации указываем ориентировочные сведения

 

Николай Дубинский,
кандидат технических наук,
доцент УО «Витебский государственный технологический университет»

 

Статья 83 Таможенного кодекса Республики Беларусь предоставила право Правительству Республики Беларусь в отдельных случаях устанавливать особенности таможенного декларирования товаров. Во исполнение данной нормы Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление от 22 августа 2008 г. № 1213 «Об особенностях таможенного декларирования товаров» (далее — Постановление), которое определило перечень случаев, при наступлении которых в таможенной декларации допускается указание ориентировочных сведений.

В качестве отступления напомним, что до вступления в силу с 1 июля 2007 г. новой редакции Таможенного кодекса Республики Беларусь действовало Положение о временной грузовой таможенной декларации (далее — Положение), утвержденное приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 10.02.1999 № 56-ОД (далее — Приказ 56-ОД), в котором была регламентирована процедура таможенного оформления товаров в ситуациях, практически аналогичных случаям, определенным в Положении.

В чем же отличие вновь установленного порядка от ранее действовавшего? Прежде Приказ 56-ОД предусматривал первоначальную подачу временной декларации, а затем последующее представление полной декларации, которая регистрировалась в делах таможенного органа под новым номером. Новый порядок предусматривает подачу грузовой таможенной декларации один раз. В дальнейшем в нее вносятся изменения. Таким образом, исключается ситуация, когда на один и тот же товар формально выдается два свидетельства за разными номерами.

Положением предусмотрено, что в таможенной декларации допускается указание отдельных ориентировочных сведений в случаях:

   если декларант не располагает всей необходимой для составления таможенной декларации информацией по не зависящим от него причинам;

   вывоза с таможенной территории отечественных товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли;

   регулярного перемещения через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода  времени.

Так, допускается ориентировочно заявлять сведения:

   о получателе товаров;

   о стране назначения товаров и (или) торгующей стране;

   о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

   о транспортных средствах, используемых для международной или внутриреспубликанской перевозки декларируемых товаров;

   о товарах — количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и других единицах измерения; статистическая стоимость; таможенная стоимость.

Раньше в Приказе 56-ОД в качестве особых  причин декларирования товаров путем подачи временной декларации рассматривались:

   невозможность определения точного количества товаров, их стоимости и при вывозе товаров — страны назначения на дату подачи временной декларации;

   отсутствие внешнеторгового договора, предусматривающего регистрацию паспорта сделки.

Таким образом, перечень причин, при наступлении которых допускается использовать особый порядок декларирования, несколько расширен.

Изменились и ситуации, при которых допускается заявлять ориентировочные сведения.

В качестве сравнения, Приказ 56-ОД предусматривал подачу временной декларации при таможенном оформлении:

   товаров, перемещаемых нефтепроводным, газопроводным транспортом и по линиям электропередач в таможенных режимах экспорта и выпуска для свободного обращения;

   товаров, вывозимых с территории Республики Беларусь, по внешнеторговым договорам, в которых отсутствует фиксированная стоимость и отражены только условия определения и (или) расчета окончательной стоимости вывозимого товара;

   товаров, вывозимых в таможенном режиме экспорта в рамках следующих внешнеэкономических операций:

а) передача резидентом Республики Беларусь вывозимых товаров нерезиденту для хранения за границей по договору хранения с целью реализации на внешнем рынке (код 122);

б) вывоз или отправление вывозимых товаров резидентом Республики Беларусь за границу для отчуждения за пределами республики с целью извлечения дохода без предварительного заключения сделки с нерезидентом республики (код 123);

   в иных случаях, определяемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

В свою очередь, определенный вновь принятым Постановлением порядок декларирования может применяться при помещении под таможенный режим:

1) экспорта — товаров, в отношении которых не установлены ставки вывозных таможенных пошлин;

2) свободного обращения — товаров с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, в том числе товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Понятие «налоговые льготы» дано в ст. 43 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь как «предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере».

В свою очередь, налоговые льготы устанавливаются в виде:

   освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

   дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

   пониженных, по сравнению с обычными, налоговых ставок;

   возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

   в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Иными словами, под налоговыми льготами следует понимать любые преимущества, предоставляемые плательщикам как индивидуально, так и отдельным категориям плательщиков в части уплаты таможенных платежей.

Подводя итог сказанному, заметим, что теперь особый порядок декларирования распространен на все случаи помещения товаров под таможенный режим экспорта (кроме случаев, когда на экспортируемые товары установлены ставки вывозных таможенных пошлин, даже если в отношении данных товаров декларант воспользуется льготами по уплате соответствующего таможенного платежа), а также на случаи помещения товаров под таможенный режим свободного обращения при условии использования декларантом налоговых льгот.

Полный текст статьи читайте в печатной версии журнала
искать
English Обратная связь Главная Карта сайта


Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 11/2016

Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 08/2015

Валютное регулирование и ВЭД

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР