Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости по ВЭД
Архив журналов
Все журналы агентства
 

"ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВЭД" № 06/2008

Новый порядок проведения внешнеторговых операций (комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»)

 

Сергей Овсейко

 

С 1 октября 2008 г. вступает в силу новый Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178), который приходит на смену Указу Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 7). Остановимся на основных изменениях, которые вносит Указ № 178 в правовое регулирование проведения внешнеторговых операций.

Основные понятия

В первую очередь, обратимся к изменениям в понятийном аппарате по сравнению с Указом № 7. Прежде всего, новым Указом № 178 теперь регулируются не только внешнеторговые договоры, предусматривающие возмездную передачу товаров (работ, услуг), но и также охраняемой информации и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (далее — понятие «объекты интеллектуальной собственности» — ОИС). Уточнено и само понятие «товар»: это движимые вещи (за исключением денег и ценных бумаг), а также перемещаемое имущество, приравненное к недвижимым вещам в соответствии с законодательными актами. Таким образом, Указ № 178 теперь однозначно выводит за рамки сделки с недвижимостью, а также финансовые и инвестиционные операции. В этом его преимущество перед Указом № 7, сфера действия которого определяется лишь путем толкования термина «внешнеторговые» в названии.

Несколько уточнены также понятия «экспорт» и «импорт»: это получение/передача резидентом товаров (ОИС, работ, услуг) на возмездной основе от нерезидента (нерезиденту), в том числе по сделкам, не связанным с перемещением товаров через государственную границу Республики Беларусь. Последняя фраза явилась новой, хотя Указ № 7 также исходит из аналогичного принципа: для того, чтобы операция рассматривалась как внешнеторговая, не обязательно пересечение товаром границы. Например, договор купли-продажи товара, находящегося на складе в г. Минске, сторонами которого являются резидент и нерезидент, уже автоматически является внешнеторговым, даже если впоследствии товар со склада вывозиться не будет.

Указом № 178 введены для собственных целей понятия «резидент» и «нерезидент». По сравнению с валютным законодательством (п. 7–8 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле»), Указ № 178 вводит только одно принципиальное отличие: физическими лицами — резидентами для целей Указа № 178 являются только индивидуальные предприниматели (далее — ИП), зарегистрированные в Республике Беларусь4. Это по сути означает, что из сферы действия Указа № 178 исключаются физические лица — резиденты, не являющиеся ИП.

Обратим внимание, что представительства иностранных организаций на территории Республики Беларусь, зарегистрированные в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.1997 № 929 «О порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций», все равно рассматриваются как нерезиденты. Поэтому все сделки таких представительств (при соблюдении прочих условий) на территории Республики Беларусь будут подпадать под понятие «внешнеторговые». Однако, чтобы облегчить деятельность таких представительств (равно как и представительств белорусских организаций за рубежом, рассматриваемых в качестве резидентов), Указ № 178 предусмотрел для них ряд льгот. В частности, согласно подп. 1.2 Указа № 178, его действие не распространяется на внешнеторговые операции:

1) проводимые представительствами (филиалами) резидентов, дипломатическими и иными официальными представительствами, консульскими учреждениями Республики Беларусь, находящимися за пределами Республики Беларусь, для собственных нужд, необходимых для обеспечения их функционирования;

2) проводимые на территории Республики Беларусь через розничную сеть резидентами с представительствами (филиалами) нерезидентов и физическими лицами — нерезидентами.

Кроме того, изъяты из сферы действия Указа № 178 внешнеторговые операции:

3) расчеты по которым осуществляются физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, наличными денежными средствами за пределами Республики Беларусь;

4) расчеты по которым осуществляются через банки-нерезиденты.

Важнейшие изменения комментируемого Указа № 178 по сравнению с его предшественником касаются паспорта сделки (далее — ПС). Суть этих изменений: а) с 1 500 до 3 000 евро повышена стоимость товаров, начиная с которой производится оформление ПС; б) регистрацию ПС теперь будут осуществлять банки, тогда как в настоящее время регистрацией ПС занимаются таможенные органы, а банки их лишь визируют.

По-прежнему ПС будут оформляться лишь в случае экспорта или импорта товаров, но не работ, услуг, ОИС. Объяснить это можно тем, что должный контроль за перемещением объектов внешнеторгового договора может быть осуществлен только в отношении товаров, обладающих, в отличие от работ, услуг и ОИС, материальными признаками.

Изменились также требования к статистической декларации: 1) с 200 до 1 000 евро повышена сумма, с которой производится ее оформление; 2) оформление статистической декларации получили право осуществлять не только экспортеры или импортеры (т.е. лица, заключившие внешнеторговый договор), но и грузоотправитель и грузополучатель. Экспортер может не совпадать с грузоотправителем, а импортер — с грузополучателем в тех случаях, когда договор заключен в пользу третьего лица (ст. 400 Гражданского Кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)), либо исполнение обязательства возложено на третье лицо (ст. 294 ГК). В таких случаях перемены лиц в обязательстве не происходит, т.е. экспортер и импортер не утрачивают своего статуса. Поэтому ни Указ № 7, ни Указ № 178 не запрещали и не запрещают в контексте товарной (но не денежной) составляющей внешнеторговых договоров заключать договор в пользу третьего лица, либо возлагать исполнение обязательства на третье лицо (см. ниже).

Как и ранее, статистическая декларация не заменяет ПС, а лишь дополняет его в случаях, когда таможенное оформление товара не производится (т.е. при экспорте или импорте с Российской Федерацией).

Полный текст комментария читайте в печатной версии журнала
искать
English Обратная связь Главная Карта сайта


Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 11/2016

Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 08/2015

Валютное регулирование и ВЭД

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР