Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости по ВЭД
Архив журналов
Все журналы агентства
 

"ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВЭД" № 02/2008

Изменение срока уплаты таможенных платежей до двух месяцев

 

Ольга Макаревич,
начальник отдела методологии таможенных платежей Управления тарифного регулирования и таможенных платежей Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Таможенные платежи имеют строго определенные сроки уплаты. Как правило, сроки определяются либо календарной датой, либо истечением периода времени, либо указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо на действие, которое должно быть совершено. Для каждого платежа устанавливается отдельный срок уплаты. Однако применительно к таможенным платежам сроки уплаты совпадают.

При помещении товаров под таможенные режимы свободного обращения, экспорта либо временного ввоза срок уплаты таможенных платежей ограничивается днем выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под соответствующий таможенный режим. При наступлении иных обстоятельств, требующих уплаты таможенных платежей, сроки такой уплаты закреплены нормами Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) и не всегда связаны с выдачей свидетельства о помещении товаров под таможенный режим.

ТК предусмотрена возможность изменения срока уплаты таможенных платежей при таможенном оформлении в виде отсрочки такой уплаты. Единственное, что требует соблюдения, — это установленные требования по получению отсрочки и ее исполнению.

Порядок получения отсрочки

Начнем с того, что отсрочка может быть предоставлена только при наличии следующих оснований:

• причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

 задержка плательщику таможенных платежей финансирования из республиканского или местных бюджетов или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;

 перемещение через таможенную границу товаров, подвергающихся быстрой порче;

 осуществление поставок по международным договорам Республики Беларусь;

 перемещение через таможенную границу посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, товаров для кормления животных, сырья, а также материалов, комплектующих изделий, технологического оборудования и запасных частей к нему, ввозимых для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Это исчерпывающий перечень обстоятельств, при наступлении которых можно претендовать на получение отсрочки. Иные обстоятельства не рассматриваются как основания для отсрочки и, следовательно, влекут отказ в ее предоставлении.

Кому может быть предоставлена отсрочка?

Здесь ответ однозначен — только организации или индивидуальному предпринимателю, которые являются плательщиками таможенных платежей. ТК установлено, что плательщиками таможенных платежей являются те плательщики налогов, сборов (пошлин), на которых ТК либо иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по уплате таможенных платежей.

Например, если речь идет об уплате таможенных платежей при декларировании товаров для их помещения под таможенный режим, плательщиком с момента принятия таможенной декларации является декларант, т.е. лицо, которое заявляет от своего имени в таможенной декларации сведения о товарах либо от имени которого такие сведения заявляются таможенным агентом (представителем). Именно это лицо и является ответственным за уплату таможенных платежей — плательщиком.

Следует различать понятия «плательщик таможенных платежей» и «лицо, фактически производящее уплату». Последнее понятие более широкое и может включать в себя не только плательщика таможенных платежей, но и любое иное лицо, которое воспользовалось своим правом и фактически уплатило таможенные платежи за плательщика.

Когда и к кому надо обратиться за предоставлением отсрочки?

Отсрочка уплаты таможенных платежей предоставляется исключительно таможенными органами, а именно той таможней, в которой осуществляется либо будет осуществляться таможенное оформление товаров. Следовательно, в эту таможню и надо обращаться. «Обращаться на таможню» значит, что плательщик должен письменно подать заявление в таможню. Заявление должно содержать:

• информацию о плательщике, который желает использовать отсрочку по уплате таможенных платежей,

 сведения о документах, в соответствии с которыми перемещаются товары через таможенную границу Республики Беларусь (контракт, счет-фактура и товарно-транспортная накладная (CMR) и др.).

Эти же сведения указываются декларантом и в таможенной декларации. В частности, в графе 44 «Дополнительная информация / представляемые документы» таможенной декларации под кодом 61 указываются реквизиты контракта (договора), под кодом 62 — счета-фактуры (инвойса, счета-проформы, проформы-инвойса), под кодом 64 — товарно-транспортной накладной.

Таким образом, указание в заявлении реквизитов документов, имеющих отношении к товарам, перемещаемым через таможенную границу, позволит в дальнейшем, уже при таможенном оформлении, идентифицировать товары, по которым предоставлена отсрочка с перемещаемыми товарами. Это достигается путем сопоставления сведений заявления и таможенной декларации;

 информацию о таможенных платежах, по которым плательщик желает использовать отсрочку, и суммах такой отсрочки. При этом плательщик по своему усмотрению может использовать отсрочку по одному либо по нескольким видам таможенных платежей, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, или ее части;

 срок отсрочки.

При указании таких сведений перед плательщиком стоит задача правильного исчисления срока отсрочки. Согласно ТК отсрочка уплаты таможенных платежей может быть предоставлена на срок не более двух месяцев. Исчисление срока начинается со дня, следующего за днем принятия таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим, требующий уплаты таможенных платежей. Заканчивается максимальный срок отсрочки ровно через два месяца. Однако если такое совпадение дат невозможно в связи с тем, что в месяце эта дата отсутствует, то последним днем отсрочки будет являться последнее число месяца.

Например, дата принятия таможенной декларации — 20 апреля, срок в два месяца — с 21 апреля по 20 июня включительно. Дата принятия таможенной декларации — 30 декабря. Срок в два месяца — с 31 декабря по 28 (29) февраля включительно.

Естественно, что, как и любой финансовый документ, заявление на отсрочку должно быть заверено подписью руководителя, главного бухгалтера и печатью организации (при их наличии).

Желательно, чтобы заявление было подано в таможню в двух экземплярах. Первый экземпляр заявления впоследствии будет выдан плательщику, второй останется в делах таможни.

Напомним, что отсрочка предоставляется только при наличии перечисленных выше оснований. Это значит, что наряду с заявлением плательщик также должен представить в таможню документы, однозначно свидетельствующие о наличии у него оснований для отсрочки.

Кроме того, отсрочка предоставляется только при условии предоставления таможенным органам обеспечения уплаты. Это специальная мера, стимулирующая уплату таможенных платежей в надлежащем порядке путем установления дополнительных гарантий. Уплата таможенных пошлин и налогов должна обеспечиваться лицом, которое признано плательщиком таких платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей может быть представлено любым иным лицом, но только в пользу плательщика.

Размер обеспечения уплаты таможенных платежей равен сумме таможенных платежей, по уплате которых предоставляется отсрочка.

Обеспечение уплаты таможенных платежей может быть представлено в виде:

   залога имущества;

   банковской гарантии;

   внесения денежных средств на счет таможенного органа;

   поручительства.

Лицо, от которого требуется представить обеспечение уплаты таможенных платежей, вправе использовать любой из перечисленных четырех способов, выбрав из них наиболее приемлемый.

Внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в виде залога имущества основано на договоре, оформленном между таможенным органом и залогодателем. В случае неисполнения перед таможенными органами обязательств, которые были обеспечены залогом, удовлетворение требования таможенных органов осуществляется за счет заложенного имущества.

Банковская гарантия как способ обеспечения обязательств получила широкое распространение в таможенной практике. Объясняется это прежде всего надежностью и быстротой реализации данного вида обеспечения. Суть ее сводится к тому, что банк либо небанковская кредитно-финансовая организация по просьбе плательщика выдает последнему письменное обязательство (банковскую гарантию) уплатить таможне денежную сумму. При этом банк или небанковская кредитно-финансовая организация должны быть включены в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей. Такой реестр ведет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

Внесение денежных средств в кассу таможни либо на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей производится по выбору плательщика либо в белорусских рублях, либо в иностранной валюте.

Еще один способ обеспечения уплаты —поручительство. Поручительство оформляется путем заключения соответствующего договора между поручителем и таможенным органом. В качестве поручителя могут выступать банки и небанковские кредитно-финансовые организации, иные лица. По договору поручительства поручитель обязан исполнить в полном объеме налоговое обязательство плательщика по уплате таможенных платежей в случае неисполнения последним налоговых обязательств. Если же и поручитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои обязательства перед таможенными органами, то взыскание причитающихся сумм платежей будет осуществляться уже с поручителя.

Кроме того, законодательством предусмотрены случаи, когда обеспечение уплаты таможенных платежей не может быть затребовано таможенными органами, в том числе при рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки уплаты таможенных платежей. В частности, обеспечение не требуется, если суммы подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов составляют в эквиваленте менее 500 евро. Пересчет при этом осуществляется по официальному курсу белорусского рубля к иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь, который действует на день принятия таможенным органом решения о предоставлении отсрочки уплаты таможенных платежей.

Заявление и иные необходимые для получения отсрочки документы должны быть поданы в таможню до того, как товары будут задекларированы, т.е. до представления таможенному органу таможенной декларации. На этапе оформления таможенной декларации в ней должны быть указаны сведения об использовании отсрочки по уплате таможенных платежей либо, если отсрочка не предоставлена, суммы исчисленных и уплаченных таможенных платежей.

Поданное плательщиком заявление регистрируется в таможне и подлежит рассмотрению.

Решение о предоставлении плательщику отсрочки уплаты таможенных платежей принимается таможенным органом в течение трех рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днем подачи заявления об изменении срока уплаты таможенных платежей.

Далее возможны две ситуации. Первая — таможенным органом принято решение о предоставлении отсрочки, но на иной срок, чем заявлен плательщиком. Нормативно это допустимо. Действительно, ведь согласно ТК отсрочка уплаты таможенных платежей может предоставляться таможенными органами на срок, не превышающий два месяца, т.е. на срок два месяца либо меньше. О таких результатах рассмотрения заявления плательщик извещается письменно. Плательщика также информируют о сроке, на который предоставляется отсрочка.

Возможна и обратная ситуация: таможня может принять решение об отказе в предоставлении отсрочки. Например, если нарушен порядок ее получения либо плательщик не имеет оснований для ее предоставления. Кроме того, имеется, как минимум, одно обстоятельство, при наступлении которого плательщику будет отказано в изменении срока уплаты таможенных платежей: принятие хозяйственным судом в отношении лица, претендующего на предоставление отсрочки, решения о банкротстве с ликвидацией должника — юридического лица, прекращением деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.

Если при наличии указанного обстоятельства решение об отсрочке таможенных платежей все же вынесено таможенным органом, оно подлежит отмене, о чем в письменной форме извещается плательщик в течение трех рабочих дней.

Такой результат также доводится до сведения плательщика с указанием причин отказа. Отказ в предоставлении отсрочки требует от плательщика уплаты причитающихся таможенных платежей в установленный законодательством срок — до выдачи свидетельства о помещении товаров под таможенный режим.

Полный текст комментария читайте в печатной версии журнала
искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

зарегистрироваться
Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 11/2016

Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 08/2015

Валютное регулирование и ВЭД

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР