Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости по ВЭД
Архив журналов
Все журналы агентства
 

"ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВЭД" № 11/2015

Белорусский транзит: победный торг



Как следствие украинского кризиса Литва укрепила логистические связи с Беларусью, еще больше привязав белорусскую экспортную экономику к своему транзиту. Если до событий в Украине Беларусь активно использовала порты Одессы, Николаева и Ильичевска, то после — переориентировала большую часть своего экспорта на литовский транзит через порт Клайпеды. Этому способствовала и позиция литовских властей, которые создали белорусским экспортерам режим наибольшего благоприятствования, предоставив льготный железнодорожный тариф на перевозки экспортируемого сырья, а также выгодное стивидорное обслуживание в портах погрузки. В сложившейся ситуации белорусы четко дают понять, что объем транзита через украинские порты зависит от предлагаемых украинской стороной условий.

В условиях новых реалий на нефтяных рынках поменялся и торговый подход трейдеров, делающих ставку на создание собственных мощностей по накапливанию нефтепродуктов (строительство или аренда терминалов) для ведения арбитражных сделок. Для укрепления своих региональных позиций и расширения географии продаж Белорусская нефтяная компания (БНК) ведет активный поиск партнеров по строительству или аренде нефтяных терминалов как на Балтике (Рижский порт), так и в Украине. Вынашиваются планы и по диверсификации железнодорожных поставок в Украину за счет развития более дешевого речного транспорта.

Переориентация российских экспортных грузовых потоков с портов Литвы, Латвии и Калининградской области на портовую инфраструктуру Ленинградской области привела к снижению объема транзита нефтепродуктов через территорию Беларуси (доля нефтепродуктов в общем железнодорожном грузопотоке — 25%). До кризиса почти весь объем таких транзитных грузов шел из Российской Федерации в порты Калининградской области и Литвы через Беларусь. Экономические трудности вынуждают нас активно наращивать экспорт и восстанавливать старые логистические цепочки. Поэтому тема транзита также является актуальной для нас.

В вопросе привлечения белорусского транзита Киев и Вильнюс становятся конкурентами. Стороны имеют накопленный опыт сотрудничества и отработанные логистические цепочки. В нынешней ситуации Вильнюс просто не может позволить себе лишиться контрагента в лице БНК, чей транзит мазута приносит контролируемой государственной Литовской железной дороге и Klaipedos Nafta серьезную прибыль.

Беларусь прекрасно понимает литовскую зависимость и умело лавирует между украинскими и литовскими бизнес-интересами, сбивая цены и получая преференции, которыми обязательно должны воспользоваться наши экспортеры.

Андрей Карпунин,

председатель Клуба финансовых директоров, член межведомственного
координационного совета по развитию системы безналичных расчетов
при Национальном банке Республики Беларусь

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта


Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 11/2016

Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 08/2015

Валютное регулирование и ВЭД

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР