Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Обучение
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация
Содержание свежего номера журнала
Новости по ВЭД
Архив журналов
Все журналы агентства
 

"ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВЭД" № 10/2015

Каковы могут быть последствия доклада Столыпинского клуба?



Принимая во внимание положение и влияние авторов доклада, а это уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов, зампред ВЭБа, бывший замминистра экономического развития Андрей Клепач и советник президента, экономист Сергей Глазьев, можно смело предположить, что многое из предлагаемого будет реализовано. Доклад предложен в качестве экономической основы долгосрочной стратегии развития, поэтому следует внимательно оценить влияние и последствия для экономики Беларуси предстоящей существенной корректировки экономических процессов в России.

В докладе Столыпинского клуба говорится, что российская экономика имеет все возможности расти темпами до 10% в год — быстрее, чем сейчас растет Китай, но для этого нужно отказаться от политики затягивания поясов и ограничения денежной массы в пользу масштабного стимулирования экономического роста — прежде всего через отечественный вариант количественного смягчения. Идеи Глазьева видны невооруженным глазом: например, стимулирующая монетарная политика, ограниченный валютный контроль, экономическое планирование. Но на этот раз они сочетаются с традиционными приоритетами бизнес-сообщества — развитие конкуренции и частной инициативы, снижение административной нагрузки, налоговые льготы, независимый суд.

Источниками нового экономического роста авторы считают проекты «новой индустриализации» — импортозамещение в аграрно-промышленном комплексе, автомобилестроении, стройматериалах, высокотехнологичном машиностроении, информационных технологиях (может дать не менее 2–3% роста ВВП) и экспорт продуктов ВПК, химической промышленности, глубокой переработки сырья (не менее 1–2%). Жилищное строительство и инфраструктурные проекты прибавят еще 1–2% роста, а стимулирование выхода бизнеса из тени и развитие конкуренции обеспечат до 4%. Эти источники роста автоматически подтолкнут и другие секторы экономики (в частности, сферу услуг).

Предлагается покончить с «экономикой сырьевых и финансовых гигантов и монополистов». Естественные монополии должны стать полноценными рыночными инфраструктурными компаниями. Индексацию тарифов на следующие 3–4 года следует ограничить пределами фактического роста цен производителей за последние 5 лет, а также стимулировать продажу сырья на внутреннем рынке, для чего следует установить высокие экспортные пошлины на сырье и радикально изменить мандат и политику Центробанка — от ограничительной денежно-кредитной политики, «иссушения» денежной массы ради мнимого таргетирования инфляции к политике стимулирующей, борьбе с инфляцией через экономический рост.

В России очень низкая монетизация экономики: денежный агрегат М2 (наличные деньги в обращении плюс вклады до востребования и срочные депозиты) составляет всего лишь 45% ВВП (для сравнения: у Китая — почти 200%), отмечается в докладе. Поэтому нужен собственный вариант количественного смягчения — опережающее денежно-кредитное предложение со стороны ЦБ, или «авансирование экономического роста» механизмом денежной эмиссии, как называет это Глазьев. К примеру, ЦБ мог бы печатать не менее 1,5 трлн руб. в год в течение 5 лет, но это должна быть целевая, «связанная» эмиссия: деньги должны быть использованы не для выплаты зарплат бюджетникам и увеличения пенсий, а только по целевым каналам для стимулирования инвестиций в реальное производство. Такая адресная эмиссия не разгонит инфляцию, «не даст возможности перетока этих средств на валютно-финансовый или потребительский рынок, а также предотвратит хищения».

«Хотите экономический рост — вам нужно обеспечить увеличение предложения денег. Так работают все денежные системы в мире, без исключения», — объяснил Глазьев.


С уважением, Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, 
член межведомственного координационного совета по развитию системы безналичных расчетов 
при Национальном банке Республики Беларусь

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта


Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 11/2016

Журнал «Валютное регулирование и ВЭД» № 08/2015

Валютное регулирование и ВЭД

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬОБУЧЕНИЕГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР