+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Лицензионный договор в гражданском праве Беларуси (окончание)

"Юридический мир" № 04/2015

Лицензионный договор в гражданском праве Беларуси (окончание)



Лосев С.


Разновидностью лицензионного договора (далее — ЛД) является сублицензионный договор, который заключается лицензиатом с другим лицом, если это было разрешено условиями ЛД. Поскольку сублицензионный договор является производным от ЛД, то сублицензиату могут быть предоставлены только такие права и способы (возможности) использования соответствующего объекта интеллектуальной собственности, которые прямо предусмотрены в основном (лицензионном) договоре для лицензиата.

На основание для заключения сублицензионного договора следует обратить особое внимание. Законодатель говорит о том, что лицензиат вправе заключить сублицензионный договор лишь в случаях, предусмотренных ЛД. Это означает, что возможность заключения сублицензионного договора должна быть прямо предусмотрена договором. Согласие лицензиара на заключение лицензиатом сублицензионного договора, даже выраженное в письменной форме, не будет иметь юридической силы до тех пор, пока не станет частью ЛД.

Однако ряд вопросов все-таки остается нерешенным. Во-первых, законодатель не установил, какие правила должны применяться в отношении сублицензионного договора, как это сделал, например, в отношении договора субаренды, установив, что к нему применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК) или иным законодательством. Решая вопрос о том, каким правилам должен подчиняться сублицензионный договор, необходимо исходить из предусмотренного ст. 5 ГК применения аналогии права и, исходя из этого, применять правила о ЛД в той части, в которой это не противоречит существу отношений сторон в рамках сублицензионного договора.

Вторая, не решенная законодателем, проблема состоит в том, что лицо, приобретающее право использования объекта интеллектуальной собственности на основании сублицензионного договора, лишается этого права не только в случае прекращения самого исключительного права, но и в случае прекращения по какому-либо основанию ЛД. Иными словами, сублицензиат имеет гораздо меньше правовых гарантий в отношении возможности пользоваться полученным по договору правом.

В литературе встречается утверждение о том, что сублицензионный договор может быть заключен только обладателем исключительной лицензии.[1] Подобное утверждение представляется не основанным на нормах законодательства, поскольку ст. 985 ГК позволяет заключить сублицензионный договор независимо от того, какого вида ЛД был заключен.

Форма сублицензионного договора подчиняется общим правилам о форме сделок. В то же время в отношении сублицензионных договоров также действует требование о регистрации в патентном органе, поскольку в силу нормы п. 1.1.5 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)» регистрации подлежат и иные договоры, которые по своему содержанию соответствуют ЛД о предоставлении права использования объектов промышленной собственности. Это постановление предусматривает, что указанные договоры при отсутствии их регистрации в патентном органе считаются недействительными в случаях, предусмотренных законодательными актами. Однако ни один из специальных законов, посвященных объектам права интеллектуальной собственности, не содержит норм, предусматривающих недействительность сублицензионных договоров в отсутствие регистрации. Можно ли в данном вопросе распространить правила, установленные в отношении ЛД, на сублицензионные договоры? Ответ представляется отрицательным, — согласно норме п. 3 ст. 5 ГК не допускается применение по аналогии норм, ограничивающих права и устанавливающих ответственность. Из этого можно сделать вывод о том, что, несмотря на однотипность лицензионного и сублицензионного договоров, а также требование о регистрации, распространяющееся и на сублицензионные договоры, отсутствие такой регистрации не должно повлечь их недействительность.



[1] Паращенко, В.Н. Хозяйственное право Республики Беларусь. Особенная часть. / В.Н. Паращенко. — Минск: ПолиБиг, 1999. — С. 308. — Здесь и далее примеч. авт.




Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023