"Юридический мир" № 08/2014 |
Вячеслав Витальевич Королевич,
юрист
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 07.05.2014 № 214 «О развитии городов-спутников» (далее — Указ № 214)В соответствии с п. 2 Указа № 214 городам Дзержинску, Заславлю, Логойску, Смолевичи, Фаниполю, г.п. Руденск придан статус города-спутника г. Минска, г. Жабинке придан статус города-спутника г. Бреста, г. Скиделю придан статус города-спутника г. Гродно.Следует отметить, что идея развития городов-спутников возникла несколько лет назад и уже достаточно давно нашла свое закрепление в нормативных документах. Развитие городов-спутников было предложено как способ решения жилищного вопроса столицы. В соответствии с п. 99 Программы социально-экономического развития города Минска на 2011–2015 годы, утвержденной решением Минского городского Совета депутатов от 23.12.2011 № 187 (далее — Программа), в г. Минске важнейшей задачей строительной отрасли является максимальное сокращение очереди граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пунктом 100 Программы предусмотрено осуществление застройки новых микрорайонов — Зеленый Бор, Лебяжий, Восточный, Большой Тростенец, Боровая, Зацень, Копище, а также отдельных жилых районов малоэтажной застройки в Минском районе. Проект застройки предусматривает размещение жилья в г. Минске и прилегающих районах, городах-спутниках с общей площадью жилой застройки 17,8 млн кв. м, в связи с чем необходимо изъять из земель под жилищное строительство 5 285 га земли, в том числе 1 980 га пахотных земель. Устанавливается необходимость обеспечения ввода жилых районов в городах-спутниках. В перспективе в пределах 50-километровой зоны г. Минска должны появиться города-спутники (п. 101 Программы). Пунктом 102 Программы предусмотрено осуществление строительства крупных жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках в два этапа: 1) 1-й этап — до 2015 года: - проектирование и строительство жилья для жителей г. Минска в одном из городов-спутников в качестве экспериментального проекта; - разработка (актуализация) генеральных планов городов-спутников с параллельной разработкой детальных планов и технико-экономических обоснований строительства перспективных жилых районов во всех городах-спутниках; 2) 2-й этап — 2015–2030 годы: - строительство жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках. Как видно из приведенной нормы, список городов-спутников не был исчерпывающим. Так, например в решении Минского областного исполнительного комитета от 09.01.2012 № 26 «Об установлении коэффициентов, применяемых при определении размера платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования»1 в качестве городов-спутников г. Минска кроме названных в Указе № 214 упоминались Столбцы, Узда, Жодино. С принятием Указа № 214 перечень городов-спутников определен однозначно, а также установлен порядок придания населенному пункту статуса города-спутника в последующем. Вместе с тем принятие Указа № 214 влечет необходимость корректировки ряда государственных программ и планов, поскольку в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2010 № 976 «О Государственной программе строительства крупных жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках и выноса (переноса) из столицы в населенные пункты республики некоторых производственных объектов», лежащем в основе развития городов-спутников, перечень населенных пунктов, определяемых как города-спутники, также несколько шире перечня, установленного Указом № 214. Подразумевающаяся цельОбращает на себя внимание некоторая непоследовательность и противоречивость в Указе № 214 с точки зрения определения цели его принятия и достижения поставленной цели. В преамбуле в качестве целей определены обеспечение комплексности развития административно-территориальных единиц, создание дополнительных условий для увеличения объемов жилищного строительства, сбалансированного развития населенных пунктов, их социальной, производственной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Вместе с тем первое, что обеспечивается после придания населенному пункту статуса города-спутника согласно пп. 1.2 п. 1 Указа № 214, это строительство жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске, областном центре. Последующее указание на обязательность обеспечения единой с г. Минском, областным центром социальной, производственной и транспортной инфраструктуры и регулярного транспортного сообщения городским транспортом также говорит о том, что создание и развитие городов-спутников направлено главным образом на решение жилищной проблемы жителей г. Минска, областных центров. Однако решение жилищной проблемы в г. Минске, областных центрах не определено в качестве основной цели принятия Указа № 214. Именно исходя из взгляда на развитие городов-спутников как на способ решения жилищной проблемы в г. Минске становятся объяснимыми внесенные Указом Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 № 346 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь»2 в Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений»3, изменения, согласно которым нуждаемость в улучшении жилищных условий при постановке на учет в г. Минске определялась не только исходя из площади жилых помещений, расположенных в данном населенном пункте, но и с учетом площади жилых помещений, находящихся в Минском районе. Таким образом, с 10.08.2011 приобретение гражданином, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске, жилого помещения, расположенного в Минском районе, стало основанием для снятия его с такого учета в связи с улучшением жилищных условий. Аналогичная норма содержится в действующем Положении об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» (далее — Положение № 563). Вместе с тем мониторинг, проведенный Минским городским исполнительным комитетом, показал, что из более чем 200 тысяч граждан, состоящих на учете в г. Минске, только около 1 тысячи согласны приобрести жилое помещение в городе-спутнике4. То есть подавляющее большинство минчан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, приобретение жилого помещения в городе-спутнике не считают для себя улучшением жилищных условий. Возможно, это объясняется тем, что удовлетворение нуждаемости в улучшении жилищных условий не вынесено в преамбулу Указа № 214 в качестве цели его принятия. В общем порядкеИз пп. 3.1, 3.3 п. 3 Указа № 214 следует, что для строительства в городе-спутнике либо для заключения договоров купли-продажи жилых помещений, строительство которых в городе-спутнике осуществлялось по государственному заказу, направляются граждане из числа состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске, соответствующем областном центре. При этом отдельная очередность для желающих улучшить свои жилищные условия путем приобретения жилого помещения в городе-спутнике не устанавливается. Таким образом, направление граждан в вышеуказанных целях осуществляется исходя из их очередности в общем списке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а соответствующих граждан — исходя из их очередности в отдельных списках. То есть направление граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для строительства в городе-спутнике либо для заключения договоров купли-продажи жилых помещений, строительство которых в городе-спутнике осуществлялось по государственному заказу, производится в том же порядке, что и при улучшении жилищных условий в пределах областного центра. Важная нормаВажной с точки зрения интересов гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, является норма, закрепленная в пп. 3.2 п. 3 Указа № 214, согласно которой он вправе дать письменный отказ от строительства в городе-спутнике и от направления для заключения договоров купли-продажи жилых помещений, строительство которых в городе-спутнике осуществлялось по государственному заказу. В этом случае местный исполнительный и распорядительный орган в дальнейшем не предлагает строительство в городе-спутнике и направление для заключения договоров купли-продажи жилых помещений, строительство которых в городе-спутнике осуществлялось по государственному заказу, до того момента, пока гражданин сам не обратится с письменным заявлением о согласии на улучшение жилищных условий в городе-спутнике. Важность данной нормы обусловлена тем, что в соответствии с пп. 32.9 п. 32 Положения № 563 граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае отказов (не менее 3 в течение календарного года) от предлагаемых в установленном порядке вступления в организацию застройщиков либо заключения договора купли-продажи жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу. Таким образом, в отсутствие нормы, закрепленной в пп. 3.2 п. 3 Указа № 214, гражданину могли бы быть предложены 3 различных варианта улучшения жилищных условий путем приобретения жилого помещения в одном либо разных городах-спутниках с последующим снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий при получении отказов от 3 вариантов в течение календарного года. Со вступлением в силу Указа № 214 такая возможность исключена, поскольку улучшение жилищных условий путем приобретения жилого помещения в городе-спутнике может быть предложено гражданину только один раз. Следует иметь в видуВместе с тем сохраняется вероятность ситуации, когда с учета будет снят гражданин, дважды отказавшийся от улучшения жилищных условий в г. Минске по разным причинам (место расположения, стоимость и др.) и получивший предложение улучшить свои жилищные условия путем приобретения жилого помещения в городе-спутнике, от которого также был вынужден отказаться. Поэтому предложение улучшения жилищных условий путем приобретения жилого помещения в городе-спутнике в качестве третьего варианта может вызвать нарекания со стороны граждан. Указ № 214 вступил в силу 10 августа 2014 г. СНОСКИ: 1 Утратило силу 01.06.2013. 2 Утратил силу 01.04.2014. 3 Утратил силу 01.04.2014. 4 Шикуть, О. Мингорисполком будет предлагать очередникам возможность строить жилье в городах-спутниках / О.Шикуть // Сайт Белорусского телеграфного агентства / Новости Беларуси. — 2011. — 10 авг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.belta.by/ru/all_news/regions/Mingorispolkom-budet-predlagat-ocherednikam-vozmozhnost-stroit-zhilje-v-gorodax-sputnikax_i_567096.html. — Дата доступа: 21.10.2011.
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023