"Юридический мир" № 04/2009 |
Александр ДУДКИН В современных условиях деловая репутация организации может измениться в самые кратчайшие сроки. Этому может поспособствовать множество факторов различного происхождения, в связи с чем политика безопасности организации должна включать в себя и меры по управлению риском потери деловой репутации. Ни у кого не вызывает сомнения, что деловая репутация в современных рыночных условиях является важнейшим конкурентным преимуществом любой компании. Особенно значимой репутация является для банков, эффективность деятельности которых во многом напрямую зависит от поведения и степени лояльности (доверия) к ним клиентов, контрагентов и прочих кредиторов и партнеров. Именно на примере банка мы и рассмотрим проблему управления риском потери деловой репутации.
Факторы риска для деловой репутации В литературе существует много определений деловой репутации банка. На наш взгляд, наиболее корректным является определение деловой репутации как качественной оценки деятельности банка со стороны клиентов, банков-корреспондентов, акционеров, органов банковского надзора, контролирующих, лицензирующих, налоговых органов, рейтинговых агентств, аудиторских компаний, средств массовой информации. Формирование в обществе позитивного представления о финансовой устойчивости, качестве оказываемых услуг или характере деятельности в целом стало одной из приоритетных задач любого банка. Однако при наличии определенных факторов репутация может меняться в худшую сторону. Риск потери деловой репутации, иными словами репутационный риск, возникает из-за недостатков в организации деятельности банка, то есть внутренних факторов и действий со стороны внешних контрагентов. Внутренние факторы репутационного риска обусловлены следующими причинами: - недостатки кадровой политики банка при найме и расстановке персонала;
Внешний характер носит репутационный риск, связанный со следующими факторами: - недобросовестное (некоммерческое) поведение банков-конкурентов, распускание ими ложных (необоснованных) слухов о неплатежеспособности банка, потере его финансовой устойчивости, неплатежах, невыполнении обязательств перед клиентами и контрагентами;
Система управления риском потери деловой репутации Репутационный риск является одним из элементов системы управления банковскими рисками, и процесс его мониторинга находится под контролем Национального банка Республики Беларусь. Кроме определения репутационного риска, данного в Инструкции об организации внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 № 139, на сегодняшний день не существует никаких иных нормативных актов и рекомендаций в области управления риском потери деловой репутации. Банки вынуждены самостоятельно определять методы и подходы к организации системы управления риском потери деловой репутации. Система управления репутационным риском представляет собой совокупность непосредственно управления репутационным риском, а также организационной структуры, стратегии, политики, методик и процедур, являющихся средствами управления репутационным риском. Под непосредственным управлением репутационным риском можно понимать процесс выявления, идентификации, оценки, мониторинга, контроля и ограничения уровня риска. На наш взгляд, система управления риском потери деловой репутации должна включать максимальное число субъектов с четко разграниченными полномочиями. В процесс управления риском потери деловой репутации должны быть вовлечены уполномоченные органы управления, созданные акционерами (учредителями) банка, исполнительные органы, служба внутреннего аудита, другие службы банка, а также специальная служба или должностное лицо, наделенное функциями организации самого процесса, — служба риск-менеджмента. Остановимся подробней на выявлении, идентификации и оценке риска. Эти действия являются первыми элементами процесса управления риска потери деловой репутации. Выявление и идентификация репутационного риска осуществляется путем сбора, обобщения и систематизации информации о деловой репутации банка. Службе риск-менеджмента целесообразно на постоянной основе организовать сбор материалов, размещенных в средствах массовой информации, а также использовать иные источники, включая периодические опросы клиентов и контрагентов. Объектами анализа службы риск-менеджмента кроме информации о самом банке может, и должна быть, информация об акционерах (учредителях) банка, аффилированных с банком лицах, его работниках, основных клиентах и партнерах. На основании всей собранной информации служба риск-менеджмента формирует единую аналитическую базу данных. С учетом проведенного анализа и обобщения собранной информации служба риск-менеджмента формирует оценку, собственное мотивированное суждение относительно уровня репутационного риска, состояния деловой репутации банка, возникших и потенциальных проблемах в данной сфере, а также при необходимости совместно с другими службами разрабатывает соответствующие меры реагирования.
Когда начинать волноваться? В процессе управления репутационным риском банк может разработать определенные критерии — показатели раннего предупреждения риска, отслеживание которых будет способствовать своевременному выявлению потенциальных источников риска. В состав показателей раннего предупреждения риска, возникающего по причине внутренних факторов, целесообразно включить: - количество фактов внутреннего мошенничества, разглашения работниками банковской тайны;
Критериями раннего предупреждения репутационного риска, возникающего по причине внешних факторов, могут явиться: - показатель, характеризующий количество фактов внешнего мошенничества;
Отдельно и наиболее пристально банку следует отслеживать показатели, характеризующие его работу в области организации внутреннего контроля по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности. По ряду показателей раннего предупреждения репутационного риска целесообразно разработать и утвердить лимиты, превышение которых будет рассматриваться как индикация существенного повышения уровня риска. Мониторинг показателей раннего предупреждения и соблюдения лимитов на отдельные из показателей необходимо осуществлять на регулярной основе.
Риск под контролем Чрезвычайно важно обеспечить внутреннюю систему контроля и информирования службой риск-менеджмента уполномоченных органов управления банка. В аналитических отчетах целесообразно высказывать суждение не только о текущих проблемных вопросах в области репутационного риска, но и сферах потенциального возникновения проблем в будущем. На основании аналитической информации, предоставленной службой риск-менеджмента, органы управления смогут принимать соответствующие управленческие решения, направленные на устранение излишнего влияния внешних и внутренних факторов репутационного риска, например: - изменение политики в области подбора и расстановки кадров, в первую очередь руководителей служб, ужесточение требований к отдельным должностям;
Контроль в области управления репутационным риском осуществляется на различных уровнях уполномоченными и исполнительными органами управления банка, службой внутреннего аудита. Органы управления проводят оценку адекватности показателей раннего предупреждения риска, оценивают аналитические отчеты службы риск-менеджмента. Кроме того, контроль должен охватывать проверку своевременности и точности выполнения банком мероприятий по снижению репутационного риска.
Подытоживая, хочется еще раз подчеркнуть важность и необходимость управления репутационным риском в современных условиях, так как результатом потери деловой репутации банка может явиться отток клиентуры, сокращение объемов финансовой поддержки контрагентов и кредиторов, «потеря рынка» и, как следствие, снижение объемов получаемой прибыли или даже возникновение убытков. Вышесказанное можно с уверенностью отнести и к любой коммерческой организации. |
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023