+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Правила соблюдения претензионного порядка урегулирования споров

"Юридический мир" № 10/2016

Правила соблюдения претензионного порядка урегулирования споров

Дубовик Э.

Претензионный порядок урегулирования споров ― это досудебная форма разрешения конфликтов, предусматривающая направление претензии стороне, не исполнившей или ненадлежащим образом исполнившей обязательство, вытекающее из положений нормативно-правового акта или договора, заключенного между сторонами.

Некоторые специалисты в области альтернативных способов разрешения споров (АРС) не относят претензионный порядок урегулирования споров к их самостоятельному виду, полагая, что это вид переговоров. Однако трудно согласиться с подобной точкой зрения, поскольку результатом переговоров может стать соглашение об урегулировании спора, претензия же представляет собой, скорее, требование, нежели предложение, и не имеет иных альтернатив, кроме как ее удовлетворение или отклонение.

С точки зрения американской доктрины АРС претензионный порядок может быть определен как разновидность «settlement» (мирового соглашения). Существует также точка зрения, что претензионный порядок относится к примирительной досудебной процедуре, иногда обязательной, иногда нет (например, при рассмотрении споров, вытекающих из отношений перевозки, почтовой связи, соблюдение претензионного порядка обязательно). Однако, поскольку примирение как процедура предполагает участие третьего нейтрального лица, следует внести корректировку в определение их позиции и отнести претензионный порядок к переговорной досудебной процедуре, целью которой является примирение сторон.

Таким образом, по мнению автора, претензионный порядок урегулирования споров является самостоятельным видом АРС, который позволяет без участия суда урегулировать гражданско-правовой спор.

Правовая основа применения претензионного порядка урегулирования споров в Республике Беларусь закреплена в п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), устанавливающем обязанность предъявления претензии до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юрлицами и (или) ИП, если иное не установлено законодательными актами либо договором. В целях создания дополнительной гарантии лицам, чьи права и законные интересы нарушены, в ст. 203 ГК предусматривается, что со дня направления претензии до дня получения ответа на претензию либо истечения срока, установленного законодательством или договором для ответа, приостанавливается течение срока исковой давности.

Приложение к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь регулирует общий порядок претензионного урегулирования спора. Статьи 159, 160, 162, 163 ХПК устанавливают необходимость указания о соблюдении претензионного порядка урегулирования спора, приложения к нему документов, подтверждающих его соблюдение, а также последствий неисполнения указанных требований.

Пункты 9–17 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции» содержат особенности применения претензионного порядка.

Возможность использования претензии в качестве доказательства неоспаривания требований взыскателя в приказном производстве содержится в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 9 «О некоторых вопросах приказного производства».

Полная версия статьи в № 10 журнала.


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023