+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Культуру закодифицировали

"Юридический мир" № 10/2016

Культуру закодифицировали

Овсейко С.

Традиционно считается, что кодификация ― это высшая систематизация законодательства, предполагающая наличие как общей, так и особенной части. Вместе с тем в новом Кодексе Республики Беларусь о культуре (далее ― Кодекс) общая часть выглядит несколько искусственной, поэтому сам Кодекс больше напоминает ведомственный «свод законов», хотя такое обобщение и консолидацию законодательства в любом случае стоит только приветствовать. Рассмотрим Кодекс, делая основной акцент на имущественных, финансовых и организационно-правовых аспектах деятельности в сфере культуры.

В Общей части Кодекса обращает на себя внимание п. 2 ст. 24, согласно которому осуществление государственными учреждениями культуры приносящей доход деятельности не является основанием для снижения их финансирования за счет средств республиканского и местного бюджета. Данную норму можно объяснить спецификой самой организационно-правовой формы ― государственного учреждения, которое согласно ст. 120 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ― ГК):

1) имеет единственного учредителя-собственника в лице государства;

2) имеет целью создания осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;

3) полностью или частично финансируется собственником.

Фактически такие учреждения являются «полубюджетными организациями», имеющими два счета (казначейство для бюджетных расходов и отдельный банковский счет для «хозрасчетных»), отдельные балансы для бюджетной и внебюджетной деятельности, работников, получающих зарплаты из разных источников, и т.п.

Субъекты культурной деятельности разделены на несколько групп:

1. Организации культуры ― это юридические лица, осуществляющие в качестве основной деятельности культурную деятельность. Культурную деятельность помимо них могут осуществлять подразделения, в том числе обособленные, юридических лиц. Речь идет о библиотеках, театрах, музеях, цирках, клубах, филармониях ансамблях и т.д. (ст. 50). Организационно-правовой формой организаций культуры могут быть как коммерческие (хозяйственные общества и товарищества, УП), так и некоммерческие (учреждения, ассоциации (союзы) и др.) организации.

Организации культуры делятся на:

а) театрально-зрелищные ― обеспечивают создание исполнения произведений сценического искусства и их публичное исполнение;

б) культурно-просветительские ― обеспечивают доступ граждан к культурным ценностям, находящимся в фондах этих организаций (ст. 51).

2. Граждане (причем если они осуществляют культурную деятельность самостоятельно, то являются творческими работниками). Граждане могут осуществлять деятельность:

а) самостоятельно или на основании трудового договора (контракта), или гражданско-правового договора, или участия (членства, приема, записи);

б) на профессиональной основе (как правило, в качестве основного занятия, приносящего доход) либо непрофессиональной/любительской основе (дополнительное занятие, которое может приносить доход);

в) в коллективе либо индивидуально (ст. 41).

3. Коллективы художественного творчества ― это объединения граждан, которые совместно занимаются художественным творчеством (ст. 46). Они могут иметь различные виды (профессиональные, любительские, аутентичные фольклорные), жанры (театральные, вокально-хоровые, хореографические, музыкально-инструментальные, фольклорные, декоративно-прикладные, изобразительные, цирковые, дизайнерские, фото-, кино- и т.д.), формы (хор, оркестр, театр, ансамбль, цирк, студия и др.), статус (юридическое лицо ― организация культуры, подразделение юридического лица ― не являются организациями культуры, клубные формирования).

4. Творческие союзы ― объединение творческих работников (не менее 2/3 от общего числа членов) и других граждан, внесших вклад в сохранение и развитие культуры, перечень которых определяется Министерством культуры Республики Беларусь. Творческие союзы имеют фиксированное членство (ст. 58, 62). Последнее обстоятельство важно с точки зрения Декрета Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который признает членство в творческих союзах участием в финансировании государственных расходов (подп. 5.9).

Приведенные выше нормы существовали и раньше, прежде всего в Законе № 832-XII, причем с богатой составляющей подзаконных НПА. Действительно новым является появление среди субъектов культурной деятельности:

5. Спонсоров и меценатов. Что касается первых, Кодекс фактически отсылает к Указу Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании иностранной безвозмездной (спонсорской) помощи». Если спонсором культуры может быть только юрлицо и ИП, то меценатом ― гражданин, делающий пожертвования в соответствии с ГК. В отличие от договоров о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, пожертвования оформляются в упрощенном порядке, в частности, не ограничен перечень целей использования, не требуется отчет одаряемого об использовании и т.п.

Полная версия статьи — в печатном издании.


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023