"Юридический мир" № 05/2016 |
Марина РОМАНОВА, магистр юридических наук, преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Деятельность в качестве таможенного перевозчика является интересным видом деятельности для многих транспортных организаций, осуществляющих международные перевозки. Она позволяет привлечь широкий круг клиентов, ведь при перевозке товаров таможенным перевозчиком в рамках таможенной процедуры таможенного транзита не требуется предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей. Рассмотрим, почему подобное возможно и каким образом можно получить данный статус в Республике Беларусь.
Согласно ст. 215 Таможенного кодекса таможенного союза (далее — ТК ТС) таможенный транзит — это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Однако, несмотря на то, что уплата таможенных пошлин и налогов не требуется, согласно ст. 216 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении в том числе условия о принятии в отношении товаров мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. К ним в соответствии со ст. 217 ТК ТС относятся: 1) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров в соответствии с гл. 12 ТК ТС; 2) таможенное сопровождение; 3) установление маршрута перевозки товаров. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов согласно ст. 86 ТК ТС может осуществляться следующими способами: · денежными средствами (деньгами); · банковской гарантией; · поручительством; · залогом имущества. Для реализации на практике любого из указанных способов требуются финансовые затраты. Однако согласно п. 2 ст. 217 ТК ТС при таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если в качестве декларанта (таможенной процедуры таможенного транзита) выступает таможенный перевозчик. Таким образом, плюсы наличия статуса таможенного перевозчика очевидны, но его получение требует выполнения определенных условий. Данные условия установлены на двух уровнях: Евразийского экономического союза и Республики Беларусь. Остановимся на них подробнее. В первую очередь необходимо отметить, что согласно ст. 18 ТК ТС юридическое лицо признается таможенным перевозчиком после включения в реестр таможенных перевозчиков. Та же статья ТК ТС устанавливает, что таможенный перевозчик — это юридическое лицо государства — члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным ст. 19 ТК ТС. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Закон № 129-З) уточняет, что право на включение в соответствующий реестр имеют юридические лица с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Условия включения в реестр
Условиями включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков являются: 1) осуществление юридическим лицом деятельности по перевозке товаров в течение не менее 2 лет на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков; 2) предоставление таможенному органу, в регионе деятельности которого находится юридическое лицо, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее 200 тысячам евро по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день предоставления такого обеспечения. Как уже отмечалось выше, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов согласно ст. 86 ТК ТС может осуществляться следующими способами: · денежными средствами (деньгами); · банковской гарантией; · поручительством; · залогом имущества. Наиболее часто при получении статуса таможенного перевозчика заинтересованными лицами используется банковская гарантия; 3) наличие специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области автомобильного транспорта, если для осуществления соответствующих перевозок требуется такое специальное разрешение (лицензия); 4) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде не менее 2 используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями. Необходимо отметить, что Порядок выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.06.2011 № 676; 5) отсутствие у юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, а также процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей; 6) юридическое лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков считается в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму 250 базовых величин и более; 7) наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, используемых для представления отчетности о совершенных таможенных операциях. Процедура включения в реестр
Для включения в реестр таможенных перевозчиков юридическое лицо представляет в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь следующие документы: 1) заявление по форме, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 01.08.2014 № 46. В заявлении указываются основные сведения о юридическом лице: наименование, учетный номер плательщика, место нахождения, контактная информация и т.д.; 2) копии учредительных документов юридического лица и документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица, заверенные юридическим лицом (устав с имеющимися изменениями и дополнениями, учредительный договор — для юридических лиц, действующих только на основании учредительных договоров, с имеющимися изменениями и дополнениями, свидетельство о государственной регистрации), а в случае реорганизации — заверенные юридическим лицом копии указанных документов, свидетельствующие о реорганизации ранее действовавшего лица; 3) документы, подтверждающие осуществление деятельности по перевозке товаров не менее 2 лет. Такими документами могут быть выписка по счету, заверенная банком, в котором обслуживается данный соискатель лицензии, с указанием услуг по перевозке, или аудиторское заключение о финансово-хозяйственной деятельности, или копии товарно-транспортных накладных, или копии договора на оказание услуг по перевозке и др. Если говорить о международной перевозке грузов, то отметим, что наиболее удобным документом для представления в ГТК Республики Беларусь в рамках данного пункта являются копии CMR-накладных, поскольку это наиболее распространенный документ в сфере международных перевозок. Форма и порядок заполнения данного вида документов установлены постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11; 4) документы, подтверждающие нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде не менее 2 используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями; 5) договор с разработчиками информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения на их сопровождение, а в случае разработки таких программных продуктов юридическим лицом — документ, подтверждающий соответствие программного обеспечения требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь. Таможенному перевозчику, включенному в реестр таможенных перевозчиков, выдается документ, подтверждающий его статус, — свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков по форме, установленной Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 260. Исключение из реестра
Основаниями для исключения юридического лица из реестра таможенных перевозчиков являются: 1) несоблюдение условий включения в реестр таможенных перевозчиков, указанных в п. 2–5 и 8 ст. 19 ТК ТС; 2) несоблюдение перевозчиком обязанностей, предусмотренных п. 1–3 ст. 21 ТК ТС; 3) заявление таможенного перевозчика об исключении его из реестра таможенных перевозчиков; 4) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств — членов Евразийского экономического союза; 5) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств — членов Евразийского экономического союза. Процедура исключения из реестра таможенных перевозчиков выглядит следующим образом: · принимается приказ Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, который вступает в силу на следующий после принятия день; · Государственный таможенный комитет Республики Беларусь на основании решения об исключении из реестра юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, вносит в реестр соответствующие изменения; · в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об исключении из реестра юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь письменно уведомляет его об этом с указанием оснований для исключения из реестра. Особенности деятельности
Отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами строятся на договорной основе. Согласно ст. 28 ТК ТС таможенные органы в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза, ведут реестры таможенных перевозчиков и обеспечивают их периодическую публикацию не реже одного раза в квартал, в том числе с использованием информационных технологий. В Республике Беларусь ведение реестра осуществляется в соответствии с Законом № 129-З. Евразийская экономическая комиссия на основании реестров, которые ведутся таможенными органами, формирует общий реестр таможенных перевозчиков и обеспечивает его периодическую публикацию не реже одного раза в квартал на официальном интернет-сайте ЕЭК (www.eurasiancommission.org). Порядок ведения общих реестров утвержден Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 261. Обязанности таможенного перевозчика
Согласно ст. 21 ТК ТС таможенный перевозчик обязан: 1) соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ТС, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; 2) вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26.04.2012 № 11. Согласно данному постановлению таможенный перевозчик ведет учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в журнале учета товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, по форме согласно Приложению 2 к данному постановлению и представляет в таможню, в регионе деятельности которой он расположен, отчет о товарах, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, по форме данного журнала. При наличии у таможенного перевозчика обособленного (обособленных) подразделения (подразделений) отчет о товарах, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, представляется ими в таможню, в регионе деятельности которой они расположены; 3) исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных ст. 227 и 228 ТК ТС; 4) не разглашать, не использовать для собственных целей и не передавать иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов таможенного союза, полученную от отправителя товаров, их получателя или экспедитора информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другую конфиденциальную информацию; 5) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр таможенных перевозчиков, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений. Ответственность
За неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита таможенный перевозчик несет ответственность согласно ст. 224 ТК ТС. Обязанности таможенного перевозчика (как и любого другого перевозчика) при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита состоят согласно ст. 223 ТК ТС в следующем: 1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен; 2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись; 3) не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 222 ТК ТС, а именно за исключением тех ситуаций, когда на проведение грузовых операций получено разрешение таможенных органов. И в соответствии с ранее упомянутой ст. 224 ТК ТС ответственность перевозчика (и, следовательно, таможенного перевозчика) за невыполнение обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита такова: 1) при недоставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность согласно законодательству государства — члена Евразийского экономического союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита; 2) за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, за исключением случая, указанного выше в п. 1, перевозчик несет ответственность согласно законодательству государства — члена Евразийского экономического союза, на территории которого выявлено нарушение. статья опубликована целиком |
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023