+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Комментарий МАиС к Кодексу Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (часть 2)

Новости для секретаря

Комментарий МАиС к Кодексу Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (часть 2)

16.08.2023 15:15:00

22 июля 2023 г. опубликован Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17 июля 2023 г. № 289-З (далее — Кодекс), основные положения которого вступят в силу 23 июля 2024 г. Подробнее о вопросах государственного регулирования в отрасли, распределение полномочий органов власти читайте во второй части комментария Министерства архитектуры и строительства.

Раздел II Кодекса состоит из двух глав, в которых определены субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и требования, предъявляемые при осуществлении этих видов деятельности.

Так, в указанном разделе определены субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, права юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность. Также установлены обязанности республиканских органов государственного управления, юридических лиц и физических лиц, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность. Данный раздел содержит нормы о праве юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, на благоприятную окружающую среду при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, реализации этого права через личное их участие в осуществлении этой деятельности.

В главе 3 содержатся отдельные требования (аналогичные требования содержатся в Законе № 300-З), предъявляемые при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности:

  • в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в области защиты физических лиц и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области общественной безопасности, обороны, в том числе гражданской обороны;
  • в области сохранения недвижимых материальных историко-культурных ценностей;
  • по обеспечению формирования доступной среды для инвалидов и физически ослабленных лиц;
  • по формированию среды обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и другие.

Раздел III Кодекса «Направления государственной политики, государственное регулирование и управление, нормирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» содержит нормы, определяющие направления государственной политики, государственного регулирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В статье 17 «Направления государственной политики в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» определены основные направления государственной политики в данной области.

В статье 18 «Документы государственного прогнозирования и государственного планирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» содержатся нормы, определяющие подходы к разработке документов государственного прогнозирования и государственного планирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Глава 5 «Государственное регулирование и управление в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» состоит из 9 статей, в которых определяются органы государственного управления и их компетенция в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Устанавливаются общие нормы по вопросам государственного регулирования и управления в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Определено, что государственное регулирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 20 содержит полномочия Президента Республики Беларусь в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В целях сохранения возможности принимать оперативные решения Президенту Республики Беларусь предоставлено право устанавливать особенности правового регулирования отношений в этой области.

Статьей 21 предусматриваются полномочия Правительства Республики Беларусь в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Следует отметить, что компетенция Правительства Республики Беларусь в этой области несколько расширена по сравнению с той, которая предусмотрена в Законе № 300-З.

Так, одним из полномочий Правительства предусмотрено, что Совет Министров Республики Беларусь утверждает порядок и критерии включения объектов-долгостроев в перечни объектов для приемки в эксплуатацию по фактическому состоянию и перечни таких объектов, формируемые на основании обращений местных исполнительных и распорядительных органов, устанавливает порядок приемки таких объектов в эксплуатацию. В настоящее время такая компетенция у Правительства отсутствует.

На совещании, проведенном 3 января 2023 г., главой государства была поставлена задача по оперативному решению проблемы с долгостроями.

Путем реализации вышеуказанных нормативных предписаний данная проблема найдет свое решение, поскольку постепенно будет осуществляться приемка объектов-долгостроев в эксплуатацию, что приведет к их фактическому сокращению.

Наделение соответствующей компетенцией Правительства Республики Беларусь поспособствует тому, что включение объектов незавершенного строительства (объектов-долгостроев) в перечни объектов для приемки в эксплуатацию по фактическому состоянию будет четко регламентировано. Следовательно, не все объекты-долгострои попадут в перечни объектов для приемки в эксплуатацию по фактическому состоянию.

Предусмотрено, что Правительством могут осуществляться иные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Беларусь.

Также в главе 5 реализованы отдельные пункты Плана (4 — 6) подготовки проектов правовых актов по вопросам перераспределения полномочий между органами государственной власти, утвержденного Первым заместителем Премьер-министра Н.Г.Снопковым 16 апреля 2021 г. № 10/226-98/48 (далее — План). Результатом работы по перераспределению полномочий между главой государства и Правительства явилось то, что нормы, предусмотренные вышеуказанным Планом, нашли отражение в статьях 2126 Кодекса, а именно, выполнено перераспределение обязанностей меду главой государства, Правительством, Министерством архитектуры и строительства и местными органами власти.

Положения, предусмотренные пунктом 4 Плана, в части передачи Совету Министров Республики Беларусь полномочий по утверждению схем комплексной территориальной организации областей, генерального плана города Минска, генеральных планов областных центров и городов-спутников нашли отражение в Кодексе.

Так,  статьей 21 Кодекса «Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» предусмотрено, что Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции, в частности:

  • утверждает схемы комплексной территориальной организации областей;
  • утверждает генеральные планы города Минска и областных центров, а также населенных пунктов, которым по решению Президента Республики Беларусь придан статус города-спутника (далее — города-спутники).
В настоящее время указанные полномочия относятся к компетенции Президента Республики Беларусь. Таким образом, вышеуказанные нормы Кодекса не согласуются с Указом Президента Республики Беларусь от 23 апреля 2003 г. № 165 «Об утверждении генерального плана г. Минска и некоторых вопросах его реализации» и Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2016 г. № 13 «Об утверждении схем комплексной территориальной организации областей и генеральных планов городов-спутников». Следовательно, вышеназванные указы планируется признать утратившими силу в рамках приведения в соответствие с Кодексом.

Соответственно  статьей 24 Кодекса «Компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» предусмотрено, что Минский городской, областные исполнительные комитеты вносят в Совет Министров Республики Беларусь для утверждения генеральные планы города Минска, областных центров и городов-спутников.

Одной из значимых новаций Кодекса является делегирование полномочий на места. Облисполкомы наделяются дополнительными полномочиями, у них возникают новые нормотворческие компетенции, тем самым повышается их самостоятельность в принятии решений.

В частности, предусмотрена передача местным Советам депутатов областного территориального уровня полномочий по утверждению генеральных планов городов областного подчинения, за исключением областных центров и городов-спутников

В настоящее время указанные полномочия относятся к компетенции Совета Министров Республики Беларусь.

Также Кодексом предоставлены облисполкомам, Мингорисполкому полномочия по разрешению размещения на территории соответствующей области и столицы (исключение составляют территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда) объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования. Главное условие, которое должно выполняться при этом — соблюдение требований и ограничений, установленных законодательством, в том числе законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Данный вопрос в настоящее время законодательством не урегулирован. Это значит, что полномочий и прав по принятию решений на местах у местных органов власти станет больше.

Порядок осуществления данных полномочий Минским городским, областными исполнительными комитетами будет устанавливаться Советом Министров Республики Беларусь.

Также  статьей 22 Кодекса определяется компетенция специально уполномоченного органа государственного управления в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, которым в настоящее время является Министерство архитектуры и строительства.

Следует отметить, что у Минстройархитектуры тоже появился ряд новых функций.

Так, Кодексом предусмотрено, что одной из функций Министерства архитектуры и строительства является организация проведения проверки научно-технического уровня строительных норм и строительных правил (подпункт 1.19 пункта 1 статьи 22). Такая проверка обусловлена как действующим законодательством (глава 7 Правил разработки строительных норм и правил, их утверждения и применения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа
2019 г. № 517 (далее — Правила), так и аналогичными нормами в отношении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, закрепленных в Законе Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее —Закон № 262-З) (подпункт 1.13 пункта 1 статьи 9 и подпункт 1.8 пункта 1 статьи 10) и иных актах, подготовленных в целях реализации указанного Закона (глава 7 Порядка разработки, утверждения, государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального распространения (предоставления) технических регламентов Республики Беларусь, официального распространения (предоставления) информации о них, а также размещения проектов технических регламентов Республики Беларусь, уведомлений об их разработке и о завершении их рассмотрения в глобальной компьютерной сети Интернет, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 2018 г. № 16; глава 9 Правил разработки государственных стандартов Республики Беларусь, утвержденных постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12 июля 2017 г. № 59).

В главе 7 Правил определено, что при проверке строительных норм, строительных правил осуществляются оценка научно-технического уровня, анализ согласованности с актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, совместимости с международными стандартами, межгосударственными и другими региональными стандартами, в результате которых делается вывод о сохранении строительных норм, строительных правил в действии без пересмотра и изменения либо о необходимости пересмотра, изменения или признания утратившими силу.

Компетенция Минстройархитектуры дополнена функциями, которые фактически министерство осуществляет, но законодательно они нигде не отражены (функция по установлению порядка разработки, согласования, утверждения и применения технологической документации на выполнение строительно-монтажных работ, создания и ведения фонда технологической документации на выполнение строительно-монтажных работ, предоставления (распространения) технологической документации из указанного фонда и т.д.).

Статьей 23 Кодекса определяется компетенция иных республиканских органов государственного управления в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, которым предоставляется право вносить в Министерство архитектуры и строительства предложения об установлении в строительных нормах и правилах требований и правил по механической прочности и устойчивости объекта, пожарной, промышленной, ядерной, радиационной, энергетической безопасности, защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сохранению недвижимых материальных историко-культурных ценностей, экономии энергии и тепловой защите, а также нормативов в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических требований.

В статье 25 определяется компетенция структурных подразделений местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В статье 26 определяется компетенция главного архитектора области, города, района, района в городе. В настоящее время эти вопросы регулируются Положением о главном архитекторе области, города, района, района в городе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223, которое будет откорректировано в связи с закреплением некоторых его норм в Кодексе.

Следует отметить, что в ходе проводимых прокуратурой (в частности, прокуратурой Витебской области) проверок исполнения законодательства в структурных подразделениях по архитектуре и строительству местных исполнительных распорядительных органов в представлении об устранении нарушений законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, об административных процедурах, причин и условий, им способствующих, в том числе сделаны следующие замечания: «большая загруженность на местах по причине объединения структурных подразделений по архитектуре и строительству местных исполнительных и распорядительных органов с отделами жилищно-коммунального хозяйства не способствует качественному выполнению возложенных на уполномоченные органы задач». Данный факт свидетельствует о необходимости усиления роли главного архитектора.

Кроме того, Правительство Республики Беларусь в письме на имя главы государства (которым проинформировало об актуальных вопросах функционирования и повышения эффективности строительной отрасли) высказало свое мнение о целесообразности введения должности главного архитектора в штат обл-, рай- и горисполкомов, которое получило одобрение Главы государства.

Нормы, регулирующие правовой статус главного архитектора, предусмотрены и Законом № 300-З. Сложившаяся практика показывает необходимость сохранения данного института, поскольку неоднократно поднимался вопрос на уровне Главы государства о повышении роли, ответственности главного архитектора в реализации государственной градостроительной политики, обеспечении принятия обоснованных архитектурных и градостроительных решений в целях формирования благоприятной среды обитания для населения; обеспечении государственного контроля за разработкой и реализацией градостроительных и архитектурных проектов, планировкой и застройкой населенных пунктов, эффективным использованием территориальных и градостроительных ресурсов. Следовательно, потребовалось сохранить данную норму и в Кодексе.

Статьей 27 также устанавливается особое государственное регулирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, определяются территории, на которых осуществляется особое государственное регулирование вышеуказанной деятельности.

Например, к таким территориям относятся:

  • зоны ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • территории недвижимых материальных историко-культурных ценностей и зоны их охраны, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть и биосферные резерваты;
  • курортные зоны, специальные туристско-рекреационные парки, курорты и зоны отдыха республиканского значения;свободные экономические зоны;территории перспективного развития городов;
  • территории перспективного развития транспортной, инженерной, пограничной, таможенной инфраструктуры, имеющей республиканское и межгосударственное значение;
  • приаэродромные территории;
  • иные территории, в соответствии с законодательными актами признанные относящимися к территориям, на которых осуществляется особое государственное регулирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

При этом указывается, что особое государственное регулирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности может осуществляться на вышеперечисленных территориях посредством:

  • установления обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов;
  • введения особого порядка разработки, согласования и утверждения проектной документации;
  • направления уведомлений о выполнении строительно-монтажных работ;принятия иных мер, предусмотренных законодательством.


Материал предоставлен Министерством архитектуры и строительства для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь

Возврат к списку