В ряде случаев при совершении таможенных операций бизнес сталкивается с необходимостью предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (далее — обеспечение). Обеспечение является гарантией надлежащего исполнения лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, взятых на себя обязательств, установленных таможенным законодательством. Законодательством о таможенном регулировании предусмотрена возможность предоставления генерального обеспечения. Что же такое генеральное обеспечение и в чем его преимущества, попытаемся разъяснить. Обеспечение является генеральным, если оно используется многократно при совершении одним и тем же лицом различных таможенных операций на территории одного государства — члена ЕАЭС (пп. 1 п. 2 ст. 64 ТК ЕАЭС). Лицо, предоставляющее генеральное обеспечение, самостоятельно определяет размер предоставляемого обеспечения, а также один из способов такого обеспечения: денежные средства, поручительство или банковская гарантия. Предоставление генерального обеспечения сопровождается необходимостью оформления свидетельства о предоставленном обеспечении по форме 1 (далее — свидетельство по форме 1), определенной Положением о порядке использования свидетельства о предоставленном обеспечении, утвержденным постановлением[1]. К преимуществам генерального обеспечения можно отнести следующее: 1) свидетельство по форме 1 при предоставлении обеспечения используется однократно. В случае, если лицом предоставлено генеральное обеспечение, свидетельство по форме 1 может быть использовано многократно. Таким образом, при предоставлении генерального обеспечения допустимо единожды оформить свидетельство по форме 1 и использовать его при декларировании товаров многократно. Данный подход существенно экономит денежные средства субъектов хозяйствования ввиду того, что нет необходимости платить за оформление отдельных свидетельств, как при предоставлении обычного обеспечения; 2) свидетельство по форме 1, оформленное при предоставлении генерального обеспечения, может быть одновременно использовано для обеспечения различных обязательств, возникающих при декларировании товаров. Следует отметить, что в случае, если генеральное обеспечение предоставлено в форме банковской гарантии, такая банковская гарантия должна обеспечивать исполнение всех обязательств лица, возникающих при декларировании товаров; 3) срок действия свидетельства по форме 1, используемого однократно, составляет 30 календарных дней со дня его регистрации в таможенном органе. Вместе с тем свидетельство по форме 1, которое может использоваться многократно, действует до истечения:
4) законодательством определены случаи и условия, при которых суммарный размер таможенных платежей, исполнение обязанности по уплате которых обеспечивается генеральным обеспечением, превышает размер такого генерального обеспечения (далее — превышающий коэффициент). Превышающий коэффициент допускается в следующих пределах:
Порядок получения разрешения таможенного органа на использование превышающего коэффициента определен Положением о применении генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утвержденным постановлением. Пример. Организация ООО «YYY» в одно и то же время совершает таможенные операции, связанные с помещением иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, и декларирует товары, до выпуска которых назначена таможенная экспертиза. При предоставлении генерального обеспечения достаточно оформить одно свидетельство по форме 1, которое будет использовано и для выпуска товаров в рамках таможенной процедуры таможенного транзита, и для выпуска товаров до проведения таможенной экспертизы. Оформленное свидетельство можно будет использовать многократно в последующем, а при соблюдении определенных условий лицо может воспользоваться преимуществом превышающего коэффициента. Возможность предоставления генерального обеспечения также заложена при совершении таможенных операций на территориях нескольких государств — членов ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (пп. 2 п. 2 ст. 64 ТК ЕАЭС). Особенности предоставления такого обеспечения определены Соглашением об особенностях применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, заключенным в г. Москве 19.04.2022. Данное Соглашение вступит в силу после его ратификации государствами — членами ЕАЭС. [1] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374 (ред. от 14.05.2022) «О задержанных товарах и обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин» (далее — постановление).
По материалам сайта Государственного таможенного комитета Республики Беларусь
|