+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by:Мониторинг аналитики за 20 — 26 июня 2020 г.

Новости для секретаря

Registr.by:Мониторинг аналитики за 20 — 26 июня 2020 г.

28.06.2020 15:00:00

Мониторинг аналитики за 20 — 26 июня 2020 г.


Изменен порядок совершения операций с банковскими платежными карточками


Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 155 (далее — постановление № 155) внесены изменения в Инструкцию о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 января 2013 г. № 34 (далее — Инструкция).

Общие положения

Перечень регулируемых объектов Инструкции дополнен порядком проведения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь (далее — банки) интернет-эквайринга.

Дано определение термина «аутентификация держателя карточки», под которым понимается процедура проверки аутентификационных факторов, предоставленных держателем карточки, путем их сравнения с аутентификационными факторами, ранее зафиксированными банком-эмитентом, банком-эквайером, иным уполномоченным в соответствии с правилами платежной системы лицом, в целях подтверждения подлинности и принадлежности держателю карточки предоставленных им аутентификационных факторов. В результате проведения аутентификации держателя карточки ему предоставляются права (полномочия) в соответствии с условиями договора, заключенного между лицом, осуществившим аутентификацию, и клиентом (держателем карточки). Необходимость и порядок проведения аутентификации держателя карточки, уровень аутентификации определяются правилами платежной системы, банка-эмитента, банка-эквайера, иного уполномоченного в соответствии с правилами платежной системы лица с учетом требований к использованию программно-аппаратных средств и технологий, предусмотренных законодательством.

<...>

Александр ДУДКИН,

советник ЗАО «БСБ Банк», старший преподаватель Института бизнеса БГУ


Закон о географических указаниях: новая редакция новые подходы


Продолжим начатый в прошлом номере анализ Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 275-З «Об изменении законов» (далее — Закон № 275-З), которым в новой редакции изложен Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 127-З «О географических указаниях» (далее — Закон № 127-З).

Срок правовой охраны географического указания

Как мы уже отмечали, законодательство о географических указаниях разделяет понятия «регистрация географического указания» и «предоставление права пользования географическим указанием».

Действие регистрации географического указания каким-либо сроком не ограничено и может быть прекращено по основаниям, названным в ст. 19 новой редакции Закона № 127-З. Как определено в п. 1 ст. 2 новой редакции Закона № 127-З, регистрация географического указания действует при соблюдении требований, определенных данным Законом.

Срок действия права пользования географическим указанием остается неизменным: он исчисляется со дня подачи в патентный орган заявки на предоставление права пользования географическим указанием и при условии соблюдения требований, установленных законом, составляет 10 лет. Данный срок может быть продлен неограниченное число раз по заявлению владельца, поданному в течение последнего года его действия, каждый раз на 10 лет при условии представления документов: для национального владельца — заключения компетентного органа, требующегося и при первоначальной регистрации географического указания, для иностранного владельца — документа, подтверждающего его право пользования заявленным географическим указанием в стране происхождения товара. Кроме того, для продления действия правовой охраны необходимо представление документа, подтверждающего уплату патентной пошлины.

<...>

Сергей ЛОСЕВ,

кандидат юридических наук, доцент


Иностранная безвозмездная помощь: новый порядок получения и использования


В целях совершенствования порядка регистрации, налогообложения, использования иностранной безвозмездной помощи Президент Республики Беларусь подписал Декрет от 25 мая 2020 г. № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее — Декрет № 3).

При этом признается утратившим силу действующий в настоящее время Декрет Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее — Декрет № 5), которым, напомним, утверждено Положение о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ.

Терминология

Перечень используемых в Декрете № 3 терминов и их определений содержится в приложении к этому НПА. На основные из них следует обратить внимание сразу, к иным мы обратимся далее по тексту.

Итак, под иностранной безвозмездной помощью (далее — ИБП, помощь) понимаются:

денежные средства и товары (имущество), безвозмездно передаваемые (предоставляемые) отправителями получателям в собственность, пользование, владение и (или) распоряжение;

товары (работы, услуги), приобретенные (оплаченные, выполненные, оказанные) на территории Республики Беларусь получателями за счет денежных средств отправителей и безвозмездно переданные (выполненные, оказанные) получателям (вторичным (последующим) получателям) в порядке, предусмотренном планом целевого использования помощи.

<...>

Кирилл ПРОКОПОВИЧ,

юрист


Новое в порядке взимания арендной платы за земельные участки


В целях совершенствования системы взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, Президент Республики Беларусь подписал Указ от 12 мая 2020 г. № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Указ № 160), которым утверждено Положение о порядке определения, исчисления и уплаты арендной платы (далее — Положение). Данный НПА пришел на смену Указу Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Указ № 101).

Указ № 160 в целом сохраняет подходы к регулированию порядка исчисления, освобождения от уплаты и размерам ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. При этом унифицированы подходы к уплате земельного налога и арендной платы в отношении некоторых земельных участков, а также решен ряд проблемных вопросов, возникавших на практике.

<...>

Елена ШАРШУН,

юрист


Требование ликвидируемого юрлица о возврате из бюджета взысканной суммы задолженности по налогам


Оценка и реализация имущества должника, на которое экономическим судом обращено взыскание в счет уплаты задолженности перед бюджетом, осуществлялись в порядке, установленном Положением о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. № 63 (далее — Положение).

В соответствии п. 43, 44 Положения определение стоимости имущества осуществляется подразделением Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь самостоятельно или с привлечением эксперта-оценщика в порядке, предусмотренном в этом документе. Привлечение эксперта-оценщика является обязательным для определения рыночной стоимости недвижимого имущества.

<...>

Эдуард КОРОЛЬ,

судья экономического суда Гродненской области


Изменение графика трудовых отпусков: основания и порядок


Согласно ст. 168 Трудового кодекса Республики Беларусь очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем, а также согласованным с профсоюзом, если такое согласование предусмотрено коллективным договором. График трудовых отпусков составляется на календарный год не позднее 5 января или иного срока, установленного коллективным договором, соглашением либо согласованного нанимателем с профсоюзом, и доводится до сведения всех работников.

Однако в течение календарного года возможно возникновение обстоятельств, влекущих необходимость внесения в график отпусков изменений. В частности, в настоящее время в условиях неблагоприятной эпидемической обстановки многие наниматели приостанавливают работу. В связи с этим вопрос о досрочном предоставлении трудового отпуска работникам является для некоторых нанимателей актуальным. В свою очередь, многие работники также желают пойти в трудовой отпуск досрочно с целью самоизоляции. Как внести изменения в график трудовых отпусков? Необходимо ли это делать для досрочного предоставления отпуска? Если нет, то как оформить предоставление трудового отпуска в сроки, не совпадающие с графиком?

<...>

Елена ГАДЛЕВСКАЯ,

юрист


Контроль за соблюдением работниками требований по охране труда: новый порядок


Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 мая 2020 г. № 51 утверждена Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях (далее — постановление № 51 и Инструкция № 51 соответственно). При этом признается утратившим силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159, которым утверждена Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации.

Инструкция № 51 определяет порядок осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях и вносит некоторые изменения в порядок осуществления такого контроля.

Так, Инструкцией № 51 установлено, кто именно из должностных лиц может осуществлять контроль. Согласно п. 5 Инструкции № 51 контроль за соблюдением требований по охране труда (далее — контроль) осуществляется:

руководителем организации или уполномоченным в соответствии с системой управления охраной труда (СУОТ) его заместителем;

должностными лицами, ответственными за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда, а также при выполнении отдельных видов работ, назначенными из числа работников, в непосредственном подчинении которых находятся другие работники;

работниками службы охраны труда (специалистом по охране труда или уполномоченным должностным лицом нанимателя, на которого возложены обязанности специалиста по охране труда).

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,

юрист


Изменения в порядке назначения пенсий


Президент Республики Беларусь подписал Указ от 18 мая 2020 г. № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» (далее — Указ № 171). Документом в том числе вносятся некоторые изменения в порядок назначения пенсий.

Исчисление стажа

Так, согласно Указу № 171 в стаж работы для назначения трудовых пенсий будут засчитываться периоды отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 12 лет в общей сложности. Напомним, что в настоящее время в соответствии с п. «в» ч. 2-й ст. 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-ХП «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон о пенсионном обеспечении) периоды нахождения в социальном отпуске по уходу за ребенком или периоды ухода неработающей матери за детьми в возрасте до 3 лет включаются в общий стаж не более 9 лет в общей сложности.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,

юрист


Покупка нерезидентом квартиры за безналичные белорусские рубли


Вопрос. Вправе ли юридическое лицо — нерезидент купить квартиру в г. Минске у юридического лица — резидента за безналичные белорусские рубли? Необходимо ли для этого получать разрешение Национального банка Республики Беларусь?

Ответ. Согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, являются валютными операциями.

В соответствии с п. 23 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72, валютные операции между субъектом валютных операций — резидентом и субъектом валютных операций — нерезидентом с использованием белорусских рублей осуществляются:

в безналичной форме — при проведении всех валютных операций;

в наличной форме — при проведении всех валютных операций при условии соблюдения размера расчетов наличными денежными средствами, определяемого законодательством.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ


О снятии наличных денег через кассы магазинов и общепита. Комментарий к постановлению Нацбанка от 18.05.2020 № 155


Организации торговли и сервиса на селе смогут выдавать деньги с 5 июня этого года. С 1 января 2022 г. услуга начнет работать по всей стране. Лимит одной операции — 5 базовых величин. Деньги можно будет снимать при двух условиях: если на карт-счете достаточно средств, а у организации хватает денег для выдачи суммы, которая может быть проведена через кассовое оборудование.

В Республике Беларусь расширяются возможности использования банковских платежных карточек, и усиливается защита интересов их держателей. Соответствующие меры предусмотрены постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 155 «Об изменении постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 января 2013 г. № 34» (далее — постановление № 155).

Постановлением № 155 предоставляется возможность банкам-эквайерам и организациям торговли (сервиса) включать в договор порядок и условия выдачи наличных денежных средств держателям карточек в организациях торговли (сервиса). При этом в соответствии с постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 15 мая 2020 г. № 290/11 с 5 июня 2020 г. выдача наличных денежных средств держателям карточек может осуществляться в организациях торговли и сервиса, расположенных в сельской местности, малых городских поселениях, а также вне населенных пунктов. С 1 января 2022 г. данная услуга может предоставляться на всей территории Республики Беларусь.

<...>

Нина Зельман


О новациях в распоряжении имуществом согласно Указу № 168 от 18.05.2020


Указ от 18 мая 2020 г. № 168 «О Едином реестре имущества» (далее — Указ) направлен на совершенствование учета и управления государственным имуществом, имуществом юридических лиц с участием государства и Союзного государства, механизма контроля за его использованием.

В соответствии с Указом на базе Единого реестра государственного имущества, который функционирует с 1 июля 2013 г., а владельцем является Госкомимущество, создана государственная информационная система «Единый реестр имущества».

Перечень сведений, содержащихся в Едином реестре, дополнен данными:

об имуществе, находящемся в собственности хозяйственных обществ;

о жилых домах, жилых помещениях государственного жилищного фонда;

морских и речных судах;

договорах аренды (найма) государственного имущества;

имуществе Союзного государства в Республике Беларусь.

Правообладатели имущества — республиканские и коммунальные юридические лица, хозяйственные общества и республиканские государственно-общественные объединения — наделены правом на внесение информации в Единый реестр и ее актуализацию. При этом сам процесс максимально автоматизируется.

Организационно-методологическое руководство работами по формированию (ведению) и актуализации Единого реестра возложено на Госкомимущество.

Указ будет способствовать принятию управленческих решений по эффективному использованию государственных имущественных ресурсов.

<...>

Илья БЕРГ


Временные рекомендации по профилактике заноса инфекции COVID-19 в санаторно-курортные организации


В целях минимизации риска заноса и распространения инфекции COVID-19 в санаторно-курортные организации специалисты Министерства здравоохранения и Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения разработали следующие санитарно-противоэпидемические рекомендации:

1. Прием отдыхающих осуществлять при наличии информации (справки) об отсутствии контакта с лицом с инфекцией COVID-19 в течение последних 14 дней до даты отъезда, выданной организацией здравоохранения по месту жительства или территориальным центром гигиены и эпидемиологии.

Прием граждан, прибывших из-за рубежа, осуществлять при наличии информации (справки) об отсутствии контакта с лицом с инфекцией COVID-19 в течение последних 14 дней до даты отъезда и отрицательного результата лабораторного обследования на инфекцию COVID-19 (лабораторное исследование должно быть проведено не позднее 2 дней до прибытия).

<...>


Некоторые вопросы исполнения договора аренды


Вопрос. Может ли арендодатель требовать от арендатора дополнительного возмещения налога на добавленную стоимость (далее — НДС), если арендная ставка была ошибочно им установлена без учета налога?

Ответ. Обязанность по включению НДС в стоимость аренды лежит на арендодателе. Ошибочное невключение НДС в стоимость аренды не влияет на изменение размера арендной платы.

Как следует из определения договора аренды, имущество передается от арендатора к арендодателю за определенную плату (ст. 577 Гражданского кодекса Республики Беларусь) (далее — ГК). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются соглашением сторон. В данном случае арендная плата была установлена в твердой сумме вносимых периодических платежей, что соответствует подпункту 1 п. 2 ст. 585 ГК. Согласно ч. 2-й ст. 394 ГК изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законодательством либо в установленном законодательством порядке.

Таким образом, если арендодатель хочет изменить цену договора, ему придется вносить изменения в заключенное сторонами соглашение. Из анализа ст. 420 ГК следует, что изменение договора в данном случае возможно только по соглашению сторон.

<...>

Сергей БЕЛЯВСКИЙ,

юрист-лицензиат, медиатор, директор ООО «Экономические споры», председатель третейского экономического суда, член ОО «Белорусский республиканский союз юристов»

Марина КОБРИНЕЦ,

юрист


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку