+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by:Мониторинг аналитики за 14 — 20 марта 2020 г.

Новости для секретаря

Registr.by:Мониторинг аналитики за 14 — 20 марта 2020 г.

21.03.2020 19:54:39

Мониторинг аналитики за 14 — 20 марта 2020 г.

Исчисление стажа работы в бюджетных организациях с января 2020 года


Вопрос. Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — Указ № 27), который вступил в силу с 1 января 2020 г., определено, что работникам бюджетных организаций выплачивается надбавка за стаж работы только в бюджетных организациях.

Как правильно исчислить такой стаж?

Ответ. Кроме Указа № 27 исчисление стажа работы в бюджетных организациях в настоящее время регулируется также нормами постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 апреля 2019 г. № 13 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — постановление № 13).

Установлены следующие размеры надбавки работникам бюджетных организаций за стаж работы (в процентах от базовой ставки, которая на данный момент составляет 185 рублей):

до 5 лет — 10%;

от 5 до 10 лет — 15%;

от 10 до 15 лет — 20%;

от 15 лет и выше — 30%.

ПРИМЕР 1

В бюджетной организации исчислен стаж следующим работникам:




п/п

Наименование должности

Количество лет, работы в бюджетной организации

Процент надбавки за стаж

Сумма надбавки за стаж

1

Экономист

4

10

18,50

2

Бухгалтер

9

15

27,75

3

Врач

13

20

37,00

4

Ассистент

18

30

55,50

Как известно, ранее действовало Положение о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли), утвержденное постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12.01.2000 № 4. В соответствии с этим документом за стаж работы по специальности (в отрасли) производилось повышение тарифных (ставок) оклада. Теперь же расчет идет от базовой ставки, то есть изменилась методика расчета.

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный бухгалтер бюджетной организации


Охрана труда при выполнении работ с использованием методов промышленного альпинизма


Одним из видов верхолазных работ, которые относятся к работам с повышенной опасностью, являются работы с использованием методов промышленного альпинизма.

Согласно ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда) в обязанности нанимателя входит обеспечение на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда.

Требования по охране труда при выполнении строительно-монтажных и других работ с использованием методов промышленного альпинизма, в том числе работ, связанных с ремонтом и эксплуатацией высотных частей зданий, сооружений, конструкций, подземных сооружений, установлены Межотраслевыми правилами по охране труда при выполнении работ с использованием методов промышленного альпинизма, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 184 (далее — Межотраслевые правила № 184). Метод промышленного альпинизма — это специальная технология выполнения работ на промышленных и других объектах с использованием альпинистских методов передвижения в пространстве и страховки исполнителей работ (п. 6 Межотраслевых правил № 184).

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист в сфере трудового законодательства и законодательства об охране труда


Увольнение по желанию работника: что и когда должен выплатить наниматель


Частью 1-й ст. 77 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) определено, что при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя на день увольнения (кроме выплат, установленных системами оплаты труда, размер которых определяется по результатам работы за месяц или иной отчетный период), производятся не позднее дня увольнения. Если работник в день увольнения не работал или если трудовой договор с предварительным испытанием расторгается в день истечения срока предварительного испытания, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее дня, следующего за днем предъявления работником требования о расчете.

По нашему мнению, требование о расчете может быть выражено как устно, так и письменно, однако во избежание спорных ситуаций заявление в письменной форме предпочтительнее.

Сроки выплаты

Задержка расчета с работником не допускается ни по каким причинам. Ни отсутствие денежных средств на счетах и в кассе нанимателя, ни отказ работника от заполнения обходных листов не могут являться основаниями для задержки расчета с работником.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Привлечение работников к дисциплинарной и иной ответственности за действия в сети Интернет


Встречаются случаи, когда работники своими действиями во Всемирной паутине причиняют нанимателю существенный вред. Своевременная фиксация информации о таких действиях позволяет эффективно защитить права и законные интересы нанимателя.

Виды нарушений

В рамках трудовых отношений работники обязаны в том числе:

подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным правовым актам;

не допускать действий, препятствующих другим работникам выполнять их трудовые обязанности;

хранить государственную и служебную тайну, не разглашать коммерческую тайну нанимателя, коммерческую тайну третьих лиц, к которой наниматель получил доступ;

исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных правовых актов и трудового договора (п. 2, 3, 10, 11 ч. 1-й ст. 53 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее — ТК).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей работники несут ответственность, предусмотренную ТК и иными законодательными актами (ч. 2-я ст. 53 ТК).

<...>

Олег БАНДЫК,
юрист


Аптечка первой медицинской помощи как элемент охраны труда


Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда) охрана труда — это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Охрана труда — это комплексная работа, которая должна проводиться постоянно. Охрану труда на должном уровне невозможно обеспечить в одночасье. Это трудоемкий процесс, охватывающий комплекс мер во всех сферах деятельности организации. Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является приоритет сохранения жизни и здоровья работающих: здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний.

Нормативные требования

Согласно ч. 2-й ст. 30 Закона об охране труда производственные и иные участки оснащаются аптечками первой медицинской помощи универсальными с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Оформляем документацию о приеме на работу


Приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 28 ноября 2019 г. № 41 утверждена новая Унифицированная система организационно-распорядительной документации (далее — УСОРД), являющаяся рационально организованным комплексом взаимосвязанных унифицированных форм документов, рекомендуемых для применения в деятельности всех организаций независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

Пересмотр Унифицированной системы организационно-распорядительной документации, утвержденной приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 25, произведен в связи с необходимостью приведения ее состава и содержания в соответствие с изменениями в законодательстве и практике документирования управленческой деятельности в организациях.

Рассмотрим основные документы по приему на работу (заявление о приеме на работу и приказ о приеме на работу (назначении на должность), а также приведем примеры форм этих документов для различных условий приема на работу в соответствии с УСОРД.

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Основные локальные правовые акты, регулирующие трудовые отношения


Наниматель имеет право издавать оригинальные правила, регулирующие трудовые отношения в организации, на основе действующего трудового законодательства путем принятия локальных правовых актов. Локальные правовые акты регулируют трудовые отношения между работником и нанимателем, учитывая специфику деятельности организации, сферы экономических отношений, количество работников и многие другие факторы.

Путем издания локальных правовых актов нанимателю предоставлено право регулировать как трудовые отношения между сторонами трудового договора, так и оплату труда. Локальные правовые акты организации рассчитаны на неопределенный круг лиц (на всех работников организации либо на определенную категорию работников организации) и неоднократное применение.

Статья 1 Трудового кодекса Республики Беларусь приводит определение термина «локальные правовые акты» — это коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист по трудовому законодательству


Временный перевод на другую работу у того же нанимателя в связи с простоем


Пункт 3 ч. 1-й ст. 321 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) предусматривает временный перевод работника на другую работу в случае простоя как у того же нанимателя, так и к другому нанимателю.

Рассмотрим порядок перевода по данному основанию у того же нанимателя.

Понятие простоя

Простоем признается временное отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и другое), при этом общая продолжительность простоев не может превышать суммарно 6 месяцев в течение календарного года (ч. 1 ст. 34 ТК).

Обратите внимание!

В том случае, если время внутрисменного простоя составляет более 20% от установленной продолжительности ежедневной работы (смены), такой рабочий день не может быть засчитан в стаж для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда (ч. 3 п. 8 Инструкции № 86).

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист



Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку